Основные узлы бульдозера - AUTOEXPERTUSA.RU

Основные узлы бульдозера

Устройство и области применения бульдозеров разных классов

Бульдозер — самодвижущаяся землеройная машина, с помощью которой разрабатывают, планируют грунт, сыпучие материалы. Устройство бульдозера отличается простой конфигурацией, многообразием рабочих органов.

Назначение и общее устройство

Основные области использования машины — строительство, дорожное хозяйство, добыча полезных ископаемых. Назначение бульдозеров:

  • разрабатывать самостоятельно грунты 1-4 категорий, разрыхленные мерзлые, горные породы, перемещать их;
  • снимать плодородный грунт на этапе подготовки стройплощадки;
  • устраивать насыпи, выемки, каналы;
  • выравнивать территории, пологие откосы;
  • зачищать основания под фундаменты;
  • засыпать траншеи, канавы, котлованы, углубления;
  • подготавливать для добычи ископаемых рабочие зоны;
  • очищать площади, дороги от снега, мусора, камней;
  • рыхлить тяжелые, промерзшие грунты.

Общее устройство бульдозера предполагает наличие составляющих:

  • трактора с гусеничным или колесным движителем;
  • основного оборудования, которое располагается спереди трактора и крепится к его раме, называется отвалом, имеет рабочую поверхность цилиндрического типа, ножи, расположенные внизу, толкающую раму, управляющий поворотом и подъемом/опусканием механизм;
  • вспомогательного оборудования, представленного зубьями, которые используются для рыхления плотных пород, крепятся сзади трактора на раму.

Принцип работы машины:

  • отвал с помощью системы управления, которая находится внутри кабины трактора, опускается на поверхность грунта;
  • трактор, передвигаясь, толкает отвал вперед;
  • рабочий орган за счет веса и нижних ножей врезается в толщу грунта и, срезая слой, перемещает его на нужное расстояние.

Современные бульдозеры могут:

  • весить — до 106 т;
  • иметь силовой агрегат мощностью до 600 кВт;
  • разрабатывать за 1 проход слой грунта толщиной до 80 см;
  • иметь отвал высотой до 2,3 м (с козырьком), шириной до 6,1;
  • поднимать отвал на высоту до 1,78 м.

Классифифкация

Классификация бульдозеров основана на их конструктивных особенностях, условиях работы. По этим признакам они могут отличаться:

  • климатическим исполнением, адаптированным для условий низких (до -50°С), тропических (до +45°С, с большим количеством осадков) температур;
  • движителем: гусеничным — эффективным для работ при бездорожье; колесным, позволяющим передвигаться по дорогам без нанесения им ущерба;
  • формой отвала, который бывает: прямым — имеет одинаковую форму по ширине; полусферическим — с загнутыми на ширину ножа вперед боковыми сторонами; сферическим — боковые стороны загнуты вперед на треть ширины отвала;
  • типом отвала, который бывает: неповоротным — расположен перпендикулярно оси агрегата и перемещается вверх/вниз; поворотным — имеет возможность установки под углом к направлению движения трактора; универсальным, состоящим из 2 половин, которые устанавливаются в любом положении;
  • назначением отвала: угольный; землеройный; для уборки мусора, отходов; скальный; для толкания скреперов.

По управлению отвалом

Эта характеристика связана с возможностью подъема/опускания, поворота, перекоса, наклона отвала. Зависит от механизма управления, который бывает:

  • механическим: состоит из лебедки и системы канатных блоков (имеет также название канатно-блочного), сегодня практически не используется;
  • электромеханическим — отличается от первого типа присутствием электромоторов, приводящих во вращение лебедки;
  • гидравлическим, работающим от гидронасоса, имеющим исполнительные органы — гидроцилиндры.

По тяговому классу

По классу бульдозера можно определить его производительность. Класс зависит от мощности силового агрегата трактора, общего веса машины. Лучший показатель у изделий с большим значением обоих параметров. Классифицируют по нему механизмы, замеряя усилие, которое развивает машина на заднем крюке, передвигаясь по стерне. Тяговые классы бульдозеров приведены в таблице.

Внеклассные бульдозеры

  • мини-бульдозеры с мощностью тракторов ниже класса 0,1, имеющие низкий уровень эффективности даже при снегоуборке;
  • дорожные машины и карьерный бульдозер, отличающиеся сверхмощными силовыми агрегатами, большими габаритами, используемые при возведении крупных сооружений, имеют высокую производительность.

По назначению

По этому показателю типы бульдозеров бывают общего назначения — выполняют традиционные виды строительных, землеройно-планировочных работ при температурах -40…+40°С. Различают специализированные механизмы, с помощью которых ведутся подземные или подводные разработки, специальные виды работ. Такие механизмы используются при низких (до -60°С) и высоких (до +60°С) температурах.

Бульдозеры. Устройство и работа.

Бульдозеры. Устройство и работа. Бульдозеры-агрегаты, которые составляют самую значительную часть дорожно-строительного оборудования (более 50% от всего парка) и выполняют, при строительстве дорог и других сооружений, самый большой объём земляных работ.
Бульдозеры применяются также для выполнения планировочных работ на грунте и рыхления прочных и смёрзшихся грунтов.
Бульдозеры, как землеройные машины, изготавливаются на основе гусеничных или пневмоколёсных тракторов, которые оснащают навесным оборудованием и превращают их в устройства, для срезания и перемещения грунта.

Основные характеристики бульдозеров.

Номинальное и максимальное усилие тяги базового трактора.
Мощность двигателя трактора.
Конструктивная и эксплуатационная масса бульдозера.

Бульдозеры классифицируются по следующим признакам:

По назначению.

Бульдозеры общего назначения для выполнения землеройных, транспортных и вспомогательных работ.
Бульдозеры специального назначения при работе на специфических грунтах и в специальных технологиях.

По тяговым показателям.

Сверхлёгкие бульдозеры—малогабаритные—сила тяги до 25кН, при мощности трактора 25-50л.с.
Лёгкие бульдозеры—сила тяги 25-135кН, при мощности трактора 50-130 л.с. с рабочей массой 10-11 тонн.
Средние бульдозеры—мощность трактора составляет 140—209 л.с.
Тяжёлые бульдозеры—мощность трактора составляет 300-550л.с. масса 45 тонн.
Сверхтяжёлые бульдозеры—мощность трактора 510 кВт и более.

По ходовой части.

Гусеничные бульдозеры—самая распространённая категория, благодаря высоким тяговым усилиям и низкому удельному давлению на грунт, они широко применяются при строительстве дорог и других строительных работах
Пневмоколёсные бульдозеры—при значительных тяговых усилиях, они могут развивать высокую транспортную скорость.

По рабочему органу.

Бульдозеры с неповоротным отвалом– отвал всегда расположен перпендикулярно продольной оси трактора.
Бульдозеры с поворотным отвалом— в них отвал может устанавливаться в процессе работы под углом до 53О на обе стороны от оси трактора.
Отвал представляет собой сварную металлоконструкцию повышенной жёсткости с лобовым листом, имеющим прямую, сферическую, полусферическую поверхность. Материал лобового листа –высокопрочная износостойкая сталь.

По виду управления отвалом.

В настоящее время, все выпускаемые машиностроением бульдозеры, оснащены гидравлической системой подъёма, опускания и поворота отвала с помощью гидроцилиндров двухстороннего действия. Гидравлическая система обеспечивает независимость расположения агрегатов по машине, простоту включения и выключения, высокое передаточное отношение к рабочим органам, высокий КПД, возможность применения предохранительных устройств от перегрузки.


Как же устроен этот наиболее распространённый агрегат?

Одним из распространённых видов бульдозеров является средний бульдозер на гусеничном ходу. (см.рис.)
На тракторе средней мощности, оснащённом дизельным двигателем, устанавливается навесное оборудование для выполнения земляных работ. На передней части трактора, на двух несущих балках, шарнирно закреплённых на раме трактора, закреплён рабочий орган—отвал, который с помощью двух гидроцилиндров может подниматься, опускаться и фиксироваться в вертикальной плоскости.

На задней части трактора, также шарнирно, устанавливается рыхлитель с зубом, который может подниматься и опускаться для заглубления в грунт с определённым усилием.
Ходовая гусеничная часть выполнена по стандартной схеме –задние звёздочки приводные, передние- -натяжные, опорные ролики гусениц поддерживают цепь по всей рабочей длине. Маневренность бульдозера в узких местах обеспечена конструкцией ходовой части.

При необходимости поворота отвала, внутри рамы, поддерживающей его, устанавливаются гидроцилиндры поворота, которые поворачивают отвал в горизонтальной плоскости.
Оператор-водитель бульдозера управляет из кабины движением трактора с помощью рулевого управления и работой навесного оборудования, с помощью гидравлических золотников с ручным управлением.

Гидравлическая схема управления навесным оборудованием. Представлена на рисунке. (см. схему).
Составляющие элементы гидравлической схемы выполнены на основе стандартной гидравлической аппаратуры, приспособленной к установке на транспортное и строительное оборудование..

Гидравлическая схема работает следующим образом.

Насос 9 подаёт рабочую жидкость– масло, под давлением, из гидравлического бака 11 в блок трёх золотниковых распределителей с ручным управлением 8, имеющих четыре фиксированных положения: нейтральное, подъём, опускание и плавающее. Эти золотники с ручным управлением подают давление в рабочие гидроцилиндры механизмов бульдозера: подъёма и опускания отвала 6, подъёма и опускания рыхлителя 7, гидроцилиндру поворота отвала 14. Гидравлическая система снабжена фильтром для масла с переливным клапаном 13 и предохранительным клапаном 3. Гидрораспределители 4 предназначены для работы агрегата в автоматическом режиме. Гидравлические дроссели 5 обеспечивают необходимые скорости перемещения штоков гидроцилиндров.

Читайте также  Как сделать ковш на КУН своими руками?

В плавающем положении золотника, рабочий орган– отвал, свободен и перемещается под действием внешней силы. Такое состояние отвала применяется при зачистных работах, когда свободно лежащий отвал при движении трактора, копирует профиль обрабатываемого грунта. Фиксатор удерживает положение золотников во всех включённых позициях.
В конце рабочего хода, при возрастании давления в напорной линии, золотники расфиксируются и возвращаются в нейтральное положение под действием пружины. В блоке распределителей 8, установлен предохранительный клапан, выполняющий также функции разгрузки системы.

В работе бульдозера существует режим автоматического управления отвалом, для ограничения скорости его подъёма и опускания и стабилизации положения отвала по высоте. Для этой цели применяется блок гидравлической схемы с насосом 1, предохранительным клапаном 3, гидравлическим распределителем 4, обратным клапаном 15 и дросселем 5.

Автоматический режим работы бульдозера обеспечивается маятниковыми датчиками, которые реагируют на изменение положения отвала, заданное изначально и выдают электрический сигнал на включение золотников 4, которые, в свою очередь, определяют движение отвала на подъём или опускание, для приведения его в заданное положение. После остановки отвала в заданном положении маятниковые датчики отключает гидрозолотник 4, и отвал стабилизируется. Автоматический режим установки отвала в заданном положении, значительно облегчает работу оператора и улучшает качество производимых работ.

Бульдозеры производят в 60 странах мира и широко используют при строительстве дорог, дамб, плотин и других сооружений.
Наиболее известные фирмы производящие бульдозеры:
Катерпиллер–США, Комацу—Япония, Дресста—Польша, Промтрактор—Российская федерация.

Если вы хотите прочитать про производителей сельскохозяйственной техники, переходите по ссылке Производители сельскохозяйственной техники

КЛАССИФИКАЦИЯ И УСТРОЙСТВО БУЛЬДОЗЕРОВ

В общем случае бульдозер состоит ( рис. 1 ) из базовой машины (гусеничного или колесного трактора или колесного промышленного тягача) и навесного бульдозерного оборудования, расположенного спереди. Бульдозерное оборудование включает в себя рабочий орган (отвал), толкающее устройство (толкающие брусья или толкающую раму) и систему управления отвалом (гидравлическую или канатную).

Отвал бульдозера представляет собой жесткую сварную металлоконструкцию с лобовым листом криволинейного профиля. Вдоль нижней кромки отвала с помощью болтов крепят режущие ножи.
Толкающее устройство состоит из балок коробчатого сечения.
Передняя часть толкающего устройства шарнирно соединена с отвалом бульдозера, а задняя — также шарнирно с опорами, расположенными на базовом тракторе.

Отвалом бульдозера управляют из кабины машиниста с помощью гидравлической или канатной системы управления.

При гидравлическом управлении подъем и опускание отвала и
фиксирование его в заданном положении, а иногда и его перекос в
вертикальной (поперечной) плоскости осуществляются с помощью
гидроцилиндров системы управления, установленных на базовой
машине. Этими гидроцилиндрами управляют с помощью рычагов
гидророраспределителя, установленного в кабине машиниста.

Применение гидроперекоса отвала расширяет область применения бульдозера и повышает его эксплуатационные возможности на планировочных работах.

Рис.1. Конструкция бульдозера:

1 – базовый трактор; 2 – отвал; 3 – нож отвала; 4 – толкающий брус;

5 – гидроцилиндр подъема и опускания отвала; 6 – гидрораскос;

7 – ведущая звездочка; 8 – направляющее колесо; 9 – поддерживающие катки; 10 – опорные катки; 11 – гусеничная лента; 12 – рыхлитель

Отвал бульдозера может быть перекошен в поперечной плоскости в левую или правую сторону с помощью гидроцилиндра перекоса, которым управляют из кабины машиниста. Непосредственно на гидроцилиндре перекоса установлен запорный клапан, фиксирующий положение отвала в поперечной плоскости.

При канатном управлении подъем и опускание отвала и фиксирование его в заданном положении выполняются с помощью канатно-блочной системы управления, приводимой от лебедки, установленной на базовой машине (гусеничном тракторе). Лебедкой управляют с помощью рычага, размещенного в кабине машиниста.

Бульдозеры классифицируют по назначению, тяговому классу базовых машин, типу ходовой части, конструкции рабочего органа и виду управления рабочим органом.

По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные. Бульдозеры общего назначения используют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды ±40°С
и холодного климата с температурой воздуха до — 60°С. Специальные бульдозеры применяют для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. К ним относятся бульдозеры-толкачи, подземные, подводные и др.

В зависимости от тягового усилия базовых машин бульдозеры разделяют на: малогабаритные (класс до 0,9, мощность 18,5—37 кВт), легкие (класс 1,4- 4, мощность 37- 96 кВт), средние (класс 6- 15, мощность 103-154 кВт), тяжелые (класс 25-35, мощность 220 – 405 кВт) и сверхтяжелые (класс свыше 35, мощность 510 кВт и более).

По типу ходовой части бульдозеры разделяют на гусеничные и пневмоколесные. Гусеничные бульдозеры благодаря возможности использования их в тяжелых грунтовых условиях находят наибольшее применение. Пневмоколесные бульдозеры используют в более легких дорожных условиях и при частых переездах с объекта на объект.

По конструкции рабочего органа различают бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалами. В бульдозерах с неповоротным отвалом последний расположен перпендикулярно продольной оси базовой машины и не может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Угол, образуемый отвалом и продольной осью машины, называют углом установки отвала в горизонтальной плоскости. Этот угол составляет 90°.

У бульдозеров с поворотным отвалом возможен поворот отвала в горизонтальной плоскости. Угол установки отвала при этом изменяется от 90 до 54°. Изменение указанного угла осуществляется
с помощью гидроцилиндров или вручную путем перестановки задних концов толкателей на раме.

Отвалы (рис.2 ) бывают прямой, полусферической и сферической формы, а по назначению — землеройный, скальный, снежный и для толкания скреперов, уборки мусора и др.

Угол, образуемый передней плоскостью ножа и поверхностью почвы, называют углом резания. У большинства бульдозеров этот угол можно регулировать, изменяя длину раскосов или положение места их крепления к отвалу.

У некоторых бульдозеров предусматривается регулирование наклона отвала в вертикальной плоскости. Угол, образуемый линией лезвия ножа и горизонтальной плоскостью, называют углом перекоса отвала. Его регулируют с помощью гидроцилиндров или вручную путем изменения длины одного раскоса или
места его крепления.

По типу управления рабочим органом бульдозеры разделяют на бульдозеры с механическим (канатно-блочным) и гидравлическим управлением. При механическом управлении отвал опускается и его нож врезается в грунт под действием собственной массы
отвала, а подъем отвала осуществляют канатом, навиваемым на барабан лебедки. При механическом управлении невозможно принудительное заглубление ножа в грунт, что снижает эффективность применения бульдозеров на плотных грунтах. Бульдозеры с механическим управлением промышленностью не выпускаются, но они еще находят применение.

У бульдозеров с гидравлическим управлением опускание и подъем отвала осуществляют давлением рабочей жидкости на поршни гидроцилиндров (см. рис. 1), штоки которых соединены с рамой бульдозерного оборудования или отвалом. Для управления
отвалом используется гидросистема базовой машины. Этот тип управления позволяет фиксировать отвал в любом положении, что позволяет разрабатывать плотные грунты, качественно осуществлять планировочные и другие виды работ.

Для расширения области применения и повышения производительности бульдозеры снабжают дополнительным оборудованием.

Одним из видов такого оборудования является рыхлитель. Его закрепляют на задней части тягача. Такая машина называется бульдозер-рыхлитель. Ее используют для разработки грунтов повышенной прочности, а также мерзлых грунтов.

Читайте также  Как правильно собрать карбюратор на бензопиле?

Дополнительное оборудование (открылки, уширители, удлинители, рыхлительные зубья, кирковщик, гребенчатые ножи, откосник,

опорные лыжи, грузовые вилы и подъемный крюк) устанавливают на передней части отвала бульдозера (преимущественно неповоротного отвала).

При строительстве автомобильных дорог значительный объем составляют планировочные и отделочные работы. Поэтому в целях их автоматизации и улучшения использования парка бульдозеров

разработаны системы автоматической стабилизации заданного положения отвала и контроля режима работы двигателя базовой машины по частоте вращения вала двигателя. Применение этих систем позволяет обрабатывать поверхность участка, обеспечивая ей заданный уклон или заданную ровность. При этом срезаемый грунт, как правило, имеет переменную толщину.

Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine

Издается с 2007 года

  1. Главная страница
  2. Что, где, когда Википедия издания ТЕХНОmagazine
  3. Предназначение бульдозеров, классификация и характеристики машины

Общее описание и принцип работы бульдозера

Масштабные землеройные работы сложно представить без применения спецтехники. Перемещение грунта, камней, песка, частей деревьев в ходе работ по расчистке местности, разработке карьеров, строительных площадок и дорог – всё это прямое назначение бульдозера.

Как выглядит бульдозер

Бульдозер – это разновидность техники на колесной базе или гусеничном ходу, оснащённое специальным рабочим органом — отвалом. Некоторые ошибочно называют его трактором. В этом нет ничего удивительного. Рассматривая схему из чего состоит обычный бульдозер станет видно, что трактор является базовой машиной данного вида техники.

Кроме того, основными элементами данной спецтехники является:

  • отвал – это рабочий орган бульдозера;
  • толкающие брусья и раскосы, с помощью которых передний отвал крепится непосредственно к машине;
  • несущая рама и подрамник;
  • гидроцилиндры перемещения отвала как в одной, так и в нескольких плоскостях;
  • позади может устанавливаться дополнительное оборудования, например, рыхлитель, траншеекопатель, тяговая лебёдка и т.д.;
  • на некоторых моделях бульдозера устанавливается ковш.

Стоит отдельно остановиться на том, как выглядит бульдозерный отвал. Он представляет собой металлический щит, дополненный боковыми вертикальными «крыльями» и расположенными снизу ребрами жесткости — ножами Он представляет собой тяжёлый металлический щит различной формы, нижняя кромка которого оснащена специальными накладками – ножами. Они являются режущим инструментом для послойного снятия грунта, а также защищают отвал они износа.

Области применения

Зная, что такое бульдозер, можно представить, сферы его применения. Он используется в строительстве, горнодобывающей, лесной и тяжелой промышленностях, сельском хозяйстве, при разборах завалов в случае чрезвычайных ситуаций.

Работа по перемещению пород, грунтов и другого материала требует от техники надёжного сцепления с поверхностью, для чего бульдозеру нужен гусеничный привод. Именно благодаря грунтозацепам, отличной тяги и равномерному распределению массы машины по большей части поверхности данный вид техники преимущественно выпускается на гусеницах.

Несмотря на хорошую проходимость, гусеничная техника довольно медленная, а иногда нужна маневренность, для чего и предназначены бульдозеры на пневмоколесах.

Основных работ, которые выполняет эта техника:

  1. Землеройные работы на стадии планирования площадок. Сюда относится разравнивание привезенного грунта по слоям и его перемещение к началу насыпи, срезка верхнего слоя почвы и его устранение за пределы полосы отвода.
  2. Перевозка и складирование различных строительных материалов на расстояния до 80 м для гусеничных моделей и до 140 м для колесных.
  3. Перемещение камней и пней с раскорчеванной территории, вырубка негустого леса, в том числе в карьерах вдоль трасс.
  4. Поднятие земляного полотна в насыпь до 1,5 метров , используя грунт из выемок и боковых резервов.
  5. Заполнение грунтом канав, котлованов, траншей и ям.
  6. Ландшафтные работы по формированию террас-ступеней на склонах.

Поскольку качество почвы бывает разное, то специалист должен знать, как работать бульдозером в каждом случае. Для этого существуют схемы, по которым режется грунт:

  • прямоугольная (траншейная) – универсальная схема для любого грунта. Мощность машины используется на половину или 2/3. Отвал ставится довольно глубоко, земля срезается ровной траншеей;
  • клиновая – изначально, отвал заглубляется максимально. Машина двигается вперед и постепенно его поднимает, вынимая грунт. Здесь мощности задействованы полностью, и такой способ применим на мягких, влажных почвах;
  • гребенчатая – подходит для самых твердых и сухих грунтов. Сначала отвал опускают на максимальную глубину, затем по ходу движения его поднимают на треть. За один проход делают 2-3 таких подъема. Выемка грунта происходит ступенями.

Технические характеристики бульдозеров

Полная информация про конкретный бульдозер содержится в техническом паспорте машины. Выделяют несколько основных параметров:

  • рабочий вес;
  • мощность двигателя;
  • тип и габариты отвала;
  • глубина погружения рабочего органа;
  • расстояние, на которое бульдозер может перемещать материалы;
  • высота машины;
  • полная длина отвала с брусьями.

Трансмиссия

Кроме того, важную роль играет тип трансмиссии. Различают три основные вида:

  • механическая (МТ);
  • гидромеханическая (ГМТ);
  • гидростатическая (ГСТ).

Механическая трансмиссия встречается на машинах средней тяжести и постепенно уходит в историю. Передаточные числа в ней фиксированы, поэтому двигатель всегда работает на максимум, либо не дорабатывает. Плюс МТ – простота в управлении и ремонтопригодность. Однако надёжность страдает.

Наиболее популярна в настоящее время гидромеханическая трансмиссия с переменными числами. Это позволяет оптимально использовать мощность двигателя, снижая расход топлива. Себестоимость ГМТ выше чем у механики, но она более эффективна в работе и обходится дешевле, если рассматривать весь срок эксплуатации.

Гидростатическая трансмиссия нужна, где нет места для маневров. ГСТ чувствительна к качеству трансмиссионного масла и нуждается в прогреве при работе в условиях низких температур. Из минусов также отмечают сложные электронные блоки для обеспечения прямого хода машины.

Не обходят бульдозерную технику и новые веяния. Некоторые компании рассматривают применение электрической трансмиссии, но пока это скорее исключения и перспективные разработки, чем устойчивая тенденция.

Тяговый класс

Среди технических характеристик бульдозера выделяют пять тяговых классов в зависимости от мощности двигателя и веса техники:

  1. Малогабаритные – мощностью до 50 л .с. и массой до 1 тонны.
  2. Лёгкие – мощностью 50- 130 л .с. и весом от 1 до 2 тонн.
  3. Средние – наиболее распространённый класс машин массой до 25 тонн и мощностью ДВС от 140 до 210 л .с.
  4. Тяжёлые бульдозера имеют эксплуатационный вес от 25 до 40 тонн. Чтобы такая техника эффективно работала применяют двигатели мощностью от 220 до 550 л .с.
  5. Сверхтяжёлые – масса таких гигантов превышает 40 тонн, а двигатель выдаёт более 550 л .с.

Прочие характеристики бульдозерной техники

Кроме основных показателей, важными характеристиками бульдозеров являются тип бульдозерного отвала – поворотный или не поворотный. Управление рабочим оборудованием в подавляющем большинстве случаев производится с помощью гидравлической системы, но встречаются и устаревшие модели с механическим приводом, а также современные разработки с использованием электрических систем.

Кроме того, бульдозера может быть гусеничным или собранным на базе колёсного трактора или специального пневмоколёсного шасси.

Разновидности бульдозеров и их особенности

В целом, бульдозеры – это машины общего, специального и многоцелевого назначения. На первых установлены серийные отвалы, в т.ч. с гидроперекосом. На вторых – специальные, которые используются для узкого спектра работ. Третьи сзади оснащены дополнительным оборудованием, типа плуг для прокладки кабеля, рыхлительный агрегат, тяговая лебедка и пр.

В зависимости от того, для чего именно используется бульдозер, можно составить определенную классификацию.

  1. Нагребатели. По названию понятно, что такие машины нагребают землю.
  2. Корчеватели. Что делает этот бульдозер также видно из названия: они широко используются в лесном и сельском хозяйстве для расчистки территории от деревьев и кустов. Их отвал снизу имеет зубья, подобно ковшу экскаватора, которыми можно вытаскивать камни и пни из грунта, а также срезать растительность.
  3. Спасатели. Распространенное мнение, что бульдозер – это большая машина. Однако есть компактные модели со складным отвалом для работ в чрезвычайных ситуациях. Их можно быстро доставить в фургоне или на платформе до места происшествия. В кабине «спасателя» сделана система очистки воздуха и есть запас кислорода. Такая техника служит для разбора завалов или уборки горящих деревьев во время пожара.
  4. Мусорщики. Эффективно работают на разборах свалок и уплотнении мусора. В кабине бульдозериста также предусмотрена система очистки воздуха.
  5. Строительно-землеройную спецтехнику используют в работах, где не нужна точность планировки. Это машины с ограниченным функционалом: ширина их отвала не более 5,5 м, а сам он поднимается только вверх и вниз.
  6. Основная характеристика болотных бульдозеров – это широкие гусеничные башмаки для повышения проходимости по заболоченной местности. Служат для работ, связанных с мелиорацией и добычей торфа.
  7. Военные бульдозеры в качестве базы могут иметь боевые машины (вплоть до танка) и артиллерийские тягачи. Их задача – организация военного лагеря и ликвидация противотанкового оружия с территории.
Читайте также  Комбайн для измельчения травы

В зависимости от назначения техники на неё устанавливается необходимое оборудование и тип отвала:

  1. Прямой отвал – короткий и прямой с небольшими загибами по бокам, внешне напоминает клинок. Используется для выполнения точных землеройных работ.
  2. Высокий и изогнутый универсальный отвал способен перемещать по стройке большие объемы материала без потерь за счет своей глубины.
  3. Комбинированные отвалы чаще всего устанавливаются на мощных и тяжелых машинах. Лезвие у него короткое, но благодаря изгибу и боковым загибам (они называются «крылья»), хорошо захватывает камни. Такая модель удобна для работы в карьерах.
  4. Для узкоспециализированных работ используют буферные, угольные, рекультивационные, щепные отвалы.

Популярные марки бульдозеров

Рынок бульдозерной техники в России обширен. На нём присутствуют отечественные, европейские, азиатские и американские компании, включая ведущих мировых поставщиков. Если же смотреть по типам техники, то основной рынок занят гусеничными бульдозерами. Колёсные модели практически не используются в строительстве и тем более в горной промышленности.

Основная доля продаж бульдозерно-рыхлительных агрегатов отечественного производства приходится на бренды ЧТЗ, ЧЕТРА и UMG (ДСТ-Урал). Популярные зарубежные производители бульдозеров – Caterpillar, Komatsu, Liebherr, John Deere. Активно продвигают на рынок СНГ свою продукцию китайские производители Shantui, XCMG.

Устройство и области применения бульдозеров разных классов (видео)

Бульдозер, виды, типы, классы, его рабочее оборудование, применение и характеристики

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.

Типы, виды и классы бульдозеров

Отвал бульдозера – основное рабочее оборудование

Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера

Технические характеристики бульдозера Т-130

Другая дорожно-строительная техника: асфальтоукладчик, бульдозер, грейдер, скрепер

Бульдозер:

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.

Бульдозер – самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и тому подобное транспортное средство.

Бульдозер – самоходная гусеничная или колесная (или иная) машина, оснащенная с фронта навесным рабочим органом – отвалом (щитом), которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Отвал является основным рабочим органом бульдозера, который отличает его от других типов дорожно-строительной техники. С помощью отвала производится перемещение сыпучих грузов, а также вскрышные и планировочные работы.

Главными составными частями бульдозера являются базовый трактор и рабочее оборудование. При установке на бульдозер с тыльной части базовой машины рыхлительного оборудования (рыхлителя) получают исполнение бульдозера-рыхлителя.

Первоначально слово «бульдозер», появившееся в конце XIX века, относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу. Впоследствии – в начале XX века данный термин закрепился за трактором, оснащенным спереди металлическим щитом.

Назначение, типы и область применения бульдозеров

Строительные машины и оборудование, справочник

Механизация земляных работ

Назначение, типы и область применения бульдозеров

Основным назначением бульдозеров является послойная разработка грунта и транспортировка его на сравнительно небольшие расстояния. По опыту строительства характер распределения дальности транспортировки грунта имеет вид, представленный на рис. 94 (пунктирная линия-данные экспериментов, сплошная —обобщенные данные).

Бульдозеры применяют: – для снятия плодородного поверхностного слоя грунта при подготовке площадок; – для перемещения грунта в зону действия рабочего оборудования одноковшового экскаватора для погрузки его в транспортное средство или отсыпки в отвал; – для разработки неглубоких каналов (рис. 95) с транспортированием грунта в отвалы, для зачистки пологих откосов; – при сооружении насыпей из резервов; – на планировочных работах при зачистке оснований под фундаменты зданий и сооружений и планировке площадей и трасс; – при устройстве и содержании в исправности подъездных дорог, устройстве въездов на насыпи и выездов из выемок; – при разработке грунта на косогорах; – при обратной засыпке траншей, фундаментов зданий и сооружений; – при разравнивании грунта на отвалах; – при погрузке грунта с помощью стационарных и передвижных эстакад.

Рис. 94. распределение дальности транспортировки грунта бульдозерами

Рис. 95. Разработка (а) неглубоких каналов и планирование (б) откосов бульдозерами

Область применения бульдозеров может быть значительно расширена путем незначительных конструктивных изменений бульдозерного оборудования. Бульдозеры широко используют также и для перемещения грунта, предварительно разработанного другими землеройными машинами: экскаваторами, грейдерами, скреперами.

Для рытья траншей под ленточные фундаменты на отвал бульдозера устанавливают съемные насадки по размерам отрываемой траншеи. Прочность насадки обеспечивается приваркой ребер жесткости. Максимальная ширина траншеи, отрываемой бульдозером с насадкой, определяется шириной гусеничного хода трактора, так как при работе трактор должен проходить над готовым участком траншеи. Установка на отвалах бульдозеров дополнительного отвала позволяет выполнять планировку откосов заложением 1 : 1,5; 1:2; 1 : 3 и длиной до 6,5 м. На стройках широко применяют бульдозеры с неповоротным относительно оси движения отвалом и универсальные, устанавливаемые на тракторах с тяговым усилием 40…350 кН.

Читать далее: Схемы производства работ бульдозерами

— Механизация земляных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера:

Рыхлитель – длинное, похожее на коготь устройство, устанавливаемое на задней части бульдозера и предназначенное для рыхления тяжёлых, каменистых и мёрзлых грунтов.

Рыхлительное оборудование устанавливается не только на бульдозера, но и во многих случаях также на тягачи и автогрейдеры.

Рыхлитель может быть выполнен в виде одного устройства (зубы) либо в группах из 2 и более устройств (зубьев).

Различаются рыхлители общего и специального назначения. У первых глубина рыхления составляет до 100 см. Вторые предназначены для более глубокого рыхления.

Бульдозеры снабжаются и другим сменным рабочим оборудованием (откосниками, уширителями, открылками и другими), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: