Карьерные самосвалы Российского производства - AUTOEXPERTUSA.RU

Карьерные самосвалы Российского производства

Обзор крупнейших производителей и российского рынка карьерных самосвалов

На сегодняшний день полезные ископаемые из недр нашей земли помогают добывать огромные машины — карьерные самосвалы, поражающие всех своими габаритами и удивительными структурами.

Карьерные самосвалы класса Ultra Truck появились в XX столетие и носили название Euclid. Выпустила их компания Euclid Crane and Hoist Company, которая в начале своей деятельности ремонтировала и продавала различную технику для возведения домов и сельского хозяйства. И лишь в 30 годы, просмотрев рыночные сводки, фирма приняла решение производить тяжелые грузовики.

С помощью инженеров братьям Армингтон удалось создать новую не просто грузовую машину, а грузовик, выполняющие конкретные цели и задачи. Вид машины был несуразен, но такими конструктивными возможностями не обладал, ни один грузовик. Кузов выполнен в виде ковша и имел заднюю разгрузку, кабину водителя защищал навес, колеса были различны по диаметру. За счет этого самосвал обладал высокой проходимостью. Первый грузовик мог поднимать до 8 тонн груза, и был предназначен для работ только в теплые периоды, так как водительская кабина не имела дверей и отопительной печки.

Данная машина и стала последователем большого семейства современных карьерных самосвалов.

Данный самосвал и явился родоначальником современных карьерных грузовиков. Со временем оптимальной конструкцией самосвала была определена схема с двумя осями, обеспечивающими полный или задний привод, а кузов, которого разгружается, опрокидываясь назад.

Данная карьерная техника делится на две группа:

  • с жесткой рамой;
  • с шарнирно-сочлененной рамой.

Грузовики, входящие в первую группу, могут иметь гидромеханическую или электромеханическую трансмиссию. При этом, как правило, гидромеханику используют на автомобилях, грузоподъемность которых не превышает 100 тонн, но есть и исключения.

Машины из второй группы отличаются тем, что имеют все ведущие колеса и дополнительный мост для снижения давления на грунт и улучшающий проходимость. В тоже время, они имеют ниже показатели грузоподъемности, чем грузовики с жесткой рамой. Основным направлением использования таких самосвалов стало преодоление бездорожья.

На данный момент есть много крупных производителей самосвалов карьерного класса, но мы рассмотрим лишь самых известных:

  1. Белаз;
  2. Terex;
  3. Caterpillar;
  4. Liebherr;
  5. Euclid;
  6. Komatsu.

Белаз

Ведя разговор о тяжелых машинах, в уме всплывает вначале производитель «Белаз». Огромными монстрами из Белоруссии гордился весь Советский союз. Производство карьерных самосвалов в этой компании все время развивается, они выпускают все новые модели, которые превосходят предыдущие по грузоподъемности и размерам. На данный момент производителем выпускается машина «БелАЗ-75306», весящая 156 тонн и умещающая в свой кузов около 220 тонн полезных ископаемых. Этот вид карьерного самосвала обладает электронной трансмиссией и дизелем в 2300 лошадиных сил, это позволяет развить скорость до 45 км в час. Большей скорости этому суперсамосвалу не нужно, ведь необходимо помнить о сложном управлении этой машины и дорогах, состоящих из грунта.

Машиностроительный завод, производящий «БелАЗов», был возведен в 1948 году в Белоруссии. Своего первенца — БелАЗ-540 завод выпустил в 1961 году, самосвал мог перезвонить до 40 тонн грузов, на тот момент это была большая грузоподъемность. Но производитель не остановился на достигнутом и с каждым разом усовершенствовал свои модели — увеличивая грузоподъемность и объемы машин. Так в 1968 году был выпущен грузовик, обладающий грузоподъемностью до 80 тонн, в 1978 — грузоподъемность увеличилась на 20 тонн, в 1982 — еще на 70, в 90-х годах «БелАЗы» были способны перевозить до 280 т горных пород. Первый мощнейший грузовик «БелАЗ-75600», способный перевозить 320 т грузов появился в 2005 году.

Карьерная машина «БелАЗ-75600» оснащена:

  1. дизелем с электроуправление;
  2. передачей с МПУ управлением;
  3. системой централизованной смазки;
  4. системой комбинирования тушения пожара с автомат управлением,
  5. системой видеобзора сзади и с боку;
  6. кабиной для 2 человек и системой безопасности ROPS.

Белорусский «БелАЗ» может развивать скорость до 64 км в час.

Осенью 2013 года производитель «БелАЗ» выпустил новинку БелАЗ-75710. Этот карьерный самосвал способен перевозить 450 тонн груза. В январе 2014 года эта машина установила рекорд Гиннеса, перевезя 503, 5 тонны груза. БелАЗ-75710 способен развивать максимальную скорость до 67 км/ч.

Terex

General Motors в 1974 году выпустила Terex 33-19 Titan — этот самосвал по-прежнему работает и считается одним из самых огромных грузовиков. Высота этого трехосного гиганта достигает семи метров, а вес — 260 тонн, с наполненным кузовом — 650 тонн. Данный карьерный грузовик работает от двухтактного шестнадцатицилиндрового дизельного двигателя мощностью в 3300 л.с.

Компания Terex была создана в 1968 году путем преобразования организаций в промышленности США. На данный момент Terex — одна из крупных корпораций на земле, которая состоит из 40 различных изготовителей техники и трудится в 120 государствах.

Мощнейшие карьерные грузовики от корпорации выпускает производитель Unit Rig, входящий в группу компании Terex. Представителем этой фирмы в России является «Глобал Технолоджи Групп». Модели ТМТ представлены 9-ю самосвалами на дизельном электрическом двигателе, способными перевозить 109-326 тонн грузов. Недавно появились компактные и экологические грузовики на дизельном электрическом двигателе с приводом переменного тока. Их грузоподъемность составляет 109-326 тонн, а мощность двигателя — 895-2090 кВт.

Caterpillar

Не только Terex 33-19 Titan имеет большую грузоподъемность, в этом его превзошел Caterpillar-797. Данный самосвал способен перевозить свыше 400 тонн грузов. Вес самой машины — 260 тонн, а размеры такие гигантские, что в кузове легко поместиться большое строение из камня. Автомобиль оснащен семи кубометровой канистрой для топлива, так как его расход на 1000 м составляет 783 литра. В движение колеса самосвала приводят два двигателя суммарным объемом 3400 л. с. с несколькими турбинами посредством семискоростной коробки передач на механике, несмотря на то, что есть мнение — использование электротрансмиссии позволяет получить плавное движение, настолько нужное для такого рода машин. На карьерных машинах устанавливают коробки не только семиступенчатые, но и пятнадцатиступенчатые и даже больше. Наивысший скоростной режим Caterpillar-797 просчитать сложновато, так как электросистема, встроенная в него, ограничивает развитие скорости до 65 км в час. Для такого огромного монстра данное ограничение считается разумным, ведь его габариты огромны: длина — 14,5 м, ширина — 9 м, высота — больше 7 м.

Liebherr

Карьерные грузовики огромных размеров и возможностей перевозить большие тонны грузов существуют и Европейского производства. Так одним из представителей является Liebherr T282B — немецкий автомобиль, выпущенный специально для Австралийских, Южноафриканских и Канадских горных обогатительных комбинатов. Данный самосвал весит 222 тонны и может перевозить около 336 тон грузов. Liebherr T282B может развить скорость до 64 км в час, благодаря 20-тицилиндровому двигателю мощностью 3650 л.с. Бак для топлива установлен у грузовика объемом 4 730 л. При поднятом кузове объемы этой махины поражают — он становиться размером с дом из 16 этажей.

Кабина самосвала рассчитана на 2 человек и имеет панель с дисплеем, показывающим не только работу двигателя, его неисправности и много другой необходимой информации. Теперь для отключения двигателя и обесточивания машины не нужно преодолевать кучу степеней, конструкторы установили данную кнопку снизу самосвал недалеко от земли.

Euclid

Карьерные грузовики от компании Euclid — одни из самых старых самосвалов, их производство началось в 1933 году. На данный момент Euclid состоит в промышленном холдинге Hitachi из Японии и носит название Euclid-Hitachi. Эта корпорация выпускает различные карьерные грузовики, способные перевозить 36-282 тонны грузов.

Komatsu

Komatsu Dresser Company летом 1995 года выпустила крупнейший карьерный грузовик Komatsu 930Е, способный перевозить 290 тонн груза. Также у этой фирмы существует еще один дом на колесах Komatsu 830Е с грузоподъемностью 231 тонна. Грузовики оснащены дизель-электрическими двигателями и имеют мощность 1 902 и 1 865 кВт.

Карьерные самосвалы на российском рынке

Наша страна, имея огромные запасы природных ископаемых, входит в число наибольших потребителей разнообразной техники, задействованной в горнодобывающей промышленности. Одну из наиболее важных задач выполняют при помощи карьерных самосвалов.

Наиболее часто на территории страны задействованы следующие типы самосвалов:

  • строительно-дорожные, имеющие грузоподъемность 10-30 тонн;
  • автомобили, имеющие шарнирно-сочлененную раму и грузоподъемность которых составляет 10-50 тонн;
  • автомобили повышенной проходимости с грузоподъемностью до 400 тонн.

Большую часть рынка занимают грузовики, грузоподъемность которых не превышает 40 тонн. Использование карьерных автопоездов также широкого применения не получило.

Основным направлением развития карьерных грузоперевозок является увеличение грузоподъемности грузовиков. Данный параметр, в частности для больших месторождений, оправдывает себя, потому что, увеличив среднюю грузоподъемность с 100 до 300 тонн, позволяет сэкономить на транспортных расходах до 25%.

Не стоит упускать из виду и ни менее интересные варианты оптимизации:

  • улучшение проходимости грузовиков;
  • более широкое внедрение автоматики в средства управления и диагностики;
  • повышение компактности автомобилей при тех же показателях грузоподъемности.

Сейчас отечественный рынок таких грузовиков представлен преимущественно моделями таких производителей как БелАЗ, Volvo, Caterpillar, Komatsu, Terex и Euclid-Hitachi.

В последнее время все большую часть рынка занимает техника, произведенная на территории РФ на предприятиях, созданных совместно с ведущими производителями.

Так на заводе, расположенном в Ленинградской области, в 2011 году был налажен выпуск востребованного самосвала Caterpillar 773Е, грузоподъемность которого составляет 54 тонны, а несколько лет спустя с 2014 года было запущено также производство модели 777G грузоподъемностью около 90 тонн.

В конце 2011 года также была начата российская сборка карьерных грузовиков Komatsu в г. Ярославле, где первой выпускаемой моделью стал 91-тонный HD785-7. И уже в следующем году сошедшие с конвейера самосвалы отправились к своему заказчику.

В это же время совместным предприятием «RM-Terex» в Челябинске было запущено производство карьерных грузовиков Terex, в частности первым стал TR100-RM, с наиболее востребованной тоннажностью 91 тонна.

Рынок в целом после значительного подъема в 2010-2012 годах до 2 тысяч грузовиков в год, на данный момент переживает спад и его объем составляет около тысяч единиц ежегодно.

И хотя количество ввезенной техники с каждым годом уменьшалось, лидирующие позиции продолжают занимать БеЛАЗ, Caterpillar, Hitachi.

Доля техники, поставленной из Белоруссии, занимает до 80%, при этом максимально (около 40%) представлены самосвалы БелАЗ в сегменте вместимостью 120-240 тонн.

Специалисты прогнозируют, что падение рынка уменьшается и в дальнейшем ежегодный рост ожидают от 1 до 7%. Наиболее перспективными для развития называются группы по 90-100, 120-150 и 218-240 тонн.

Согласно данным исследователей ожидается увеличение доли производителей Terex, Cat и Komatsu в сегменте большой вместимости. Но это не скажется негативно на производителе БелАЗ, поскольку вытеснение будет довольно медленным и уменьшение доли будет скомпенсировано ростом рынка в целом.

Сюжеты по теме

Шведский автомобилестроительный гигант «Вольво» анонсировал испытания нового беспилотного карьерного самосвала для горной промышленности, который сможет работать под землей. Об этом сообщило издание Gizmag.

КАМАЗ создает против БЕЛАЗа целую армию: за «Атлантами» последуют карьерные «Юпитеры» и «Геркулесы»

Фото официального сайта президента Республики Татарстан

Фото официального сайта президента Республики Татарстан

Читайте также  Как закручивать сваи под фундамент своими руками?

КАМАЗ начинает борьбу за рынок карьерной техники: уже представлены опытные образцы самосвалов «Атлант», идет проектирование семейства «Юпитер» грузоподъемностью более 100 тонн. Заявлена и цель – вытеснение БЕЛАЗа с российского рынка.

Первый «Атлант» был представлен еще в прошлом году – пятиосный самосвал дорожного габарита КАМАЗ-65805 с полной массой 87 и грузоподъемностью 60 тонн. В апреле нынешнего года появился его «старший брат» КАМАЗ-65807 грузоподъемностью 65 тонн при полной массе 90 тонн. Он имеет такую же колесную формулу 10х6 с тремя управляемыми осями (первой, второй и пятой), но значительно шире – 3500 мм против 2530 мм.

Фото ПАО «КАМАЗ»

Оба «Атланта» оснащены новыми 12-литровыми дизельными двигателями КАМАЗ-910.10 (Р6, Евро-5), но разной мощности – 500 и 550 лошадиных сил. Коробка передач – гидромеханическая 7-ступенчатая. Кабина – последнего поколения К5. Оба самосвала собраны как Autonomous Ready, то есть готовы для превращения в беспилотники, остается лишь установить элементы машинного зрения, сенсоров, связи и блок принятия решений.

Фото ПАО «КАМАЗ»

Вообще «Атлант» – это целое семейство карьерных самосвалов с колесными формулами 8х4 и 10х6 и грузоподъемностью от 45 до 70 тонн. Первым запустить в серийное производство планируется 60-тонник, причем уже в 2022 году.

Но если «Атланты» – это, по сути, увеличенные в размерах обычные КАМАЗы с усиленной конструкцией, то перспективная линейка «Юпитеров» – это уже настоящая карьерная «классика», напрямую бросающая вызов самосвалам БЕЛАЗ.

Фото официального сайта президента Республики Татарстан

Вот таким будет КАМАЗ «Юпитер» грузоподъемностью 125 тонн. Это фотография плаката, который демонстрировался на площадке опытно-промышленного производства НТЦ во время недавнего посещения завода председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. Никакой официальной информации по этой машине КАМАЗ не предоставил, в отчетах о визите премьера «Юпитер» даже не упоминался – видимо, пока это секретная разработка.

Скриншот из Технического задания на выполнение комплексной научно-технологической программы проекта по теме: «Разработка и создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 т (проект «ЮПИТЕР»)»

Из других источников известно, что семейство «Юпитеров» сегментировано на классы по грузоподъемности: 90-100 тонн и 125-150 тонн (конкуренты белорусских БЕЛАЗ-7557/7558 и БЕЛАЗ-7513 соответственно). Карьерные самосвалы КАМАЗ «Юпитер» смогут работать как в обычном, так и беспилотном режиме. Они будут унифицированы между собой – предусмотрены единая платформа и компонентная база. Двигатели – дизельные или газовые (метан).

Скриншот из Технического задания на выполнение комплексной научно-технологической программы проекта по теме: «Разработка и создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 т (проект «ЮПИТЕР»)»

Особняком стоит «Юпитер» грузоподъемностью 220-260 тонн. Это будет роботизированный бескабинный карьерный самосвал челночного типа, то есть с возможностью передвигаться вперед и назад без разворота. Он может быть оснащен как дизелем в сочетании с электрической трансмиссией, так и электрохимическими накопителями энергии (батареями).

К разработке этого проекта привлечены лучшие технические вузы России – Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф.Горбачева (КузГТУ) и Московский государственный технический университет им. Баумана (МГТУ). По данным Института энергетических исследований РАН, проект получил финансирование из федерального бюджета в размере 250 млн российских рублей (примерно 3,5 млн долларов). Еще 75 млн рублей (1 млн долларов) поступит из внебюджетных фондов.

Скриншот из Технического задания на выполнение комплексной научно-технологической программы проекта по теме: «Разработка и создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 т (проект «ЮПИТЕР»)»

В настоящее время уже завершена разработка эскизного облика челночного «Юпитера». До конца нынешнего года должны быть готовы технические проекты, в 2022-м – создан и испытан программно-аппаратный комплекс для самосвала-робота и цифровой системы диспетчеризации, на 2023 год запланированы изготовление опытного образца самосвала-беспилотника и проведение его испытаний.

Затем должно начаться серийное производство беспилотных карьерных самосвалов челночного типа. В 2024 году будет выпущено не менее 3 шт.; в 2025-м – не менее 5 шт.; в 2026-м – не менее 10 шт.; в 2027 году – не менее 15 шт. Потенциальный спрос на беспилотные самосвалы-челноки проекта «Юпитер» после выхода на полную производственную мощность прогнозируется на уровне 100 единиц в год. Уже сейчас на самосвалы «Юпитер 220» есть предзаказ от крупных российских компаний, добывающих уголь: АО ХК «СДС-Уголь» готово закупить 75 единиц, СУЭК – 125 единиц.

Что касается ценообразования, маркетологи приводят такие цифры. Средняя рыночная цена на самосвалы БЕЛАЗ-7530 грузоподъемностью 220 тонн составляет 175 млн российских рублей (примерно 2,43 млн долларов). Цена на самосвалы такой же грузоподъемности брендов Liebherr, Comatsu, Hitachi – 245 млн российских рублей (3,41 млн долларов). КАМАЗ при серийном выпуске планирует выйти на уровень 200 млн российских рублей (2,78 млн долларов) за один самосвал «Юпитер 220». Таким образом, несмотря на инновационность техники (бескабинное автономное транспортное средство) цена будет располагаться в сегменте БЕЛАЗа – самом массовом сегменте рынка.

Скриншот из Технического задания на выполнение комплексной научно-технологической программы проекта по теме: «Разработка и создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 т (проект «ЮПИТЕР»)»

Если говорить о географии поставок, то КАМАЗ не скрывает: цель на первом этапе – выход на российский рынок и полное вытеснение с него БЕЛАЗа и китайских производителей; цель на втором этапе – выход на зарубежные рынки. Такая информация содержится в Техническом задании на проект «Юпитер», под которым в том числе должна стоять и подпись заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ» – директора по развитию И.Ф.Гумерова.

Фото ОАО «БЕЛАЗ»

Но если КАМАЗ сейчас только проектирует беспилотные карьерные самосвалы, то БЕЛАЗ уже включил в программу серийного производства роботизированные самосвалы двух семейств грузоподъемностью 90 (БЕЛАЗ-7558R) и 130 тонн (БЕЛАЗ-7513R). Такие машины, созданные на основе серийных образцов, уже работают как в России, так и в Беларуси. Пока с кабинами, но уже в беспилотном режиме. Создали в Жодино и первый образец электрического самосвала на аккумуляторных батареях – БЕЛАЗ-7558E грузоподъемностью 90 тонн. Мы о нем рассказывали.

Фото официального сайта президента Республики Татарстан

Возвращаясь в КАМАЗу, добавим, что в семействе «Юпитер» запланирован также беспилотный самосвал-челнок грузоподъемностью 30 тонн. Он получил индекс 6559. У БЕЛАЗа автономных самосвалов такого класса пока нет. Но роботизировать, например, серийные 32-тонники БЕЛАЗ-7544 для белорусов труда не составит, были бы заказы.

Фото официального сайта президента Республики Татарстан

Еще одна перспективная новинка ПАО «КАМАЗ» – внедорожный самосвал с шарнирно-сочлененной рамой «Геркулес» грузоподъемностью 40 тонн при полной массе 75 тонн. М.Мишустину 3 июня продемонстрировали его опытный образец без кабины. Но, возможно, ему она также не понадобится.

Фото ПАО «КАМАЗ»

КАМАЗ уже пытался наладить выпуск самосвалов такого типа пять лет назад совместно с южноафриканской компанией Bell, однако дальше изготовления ограниченной партии с российскими платформами дело не пошло.

Фото НОЦ «КАМАЗ-БАУМАН»

Тем не менее КАМАЗ в настоящее время планирует наладить выпуск целого семейства самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, предназначенных для работы в тяжелых условиях. При этом «Геркулесы» проектируются как с колесной формулой 6х6, так и 4х4; как в обычном исполнении, так и в беспилотных вариантах. Такие машины могут использоваться в условиях сверхтяжелого бездорожья, характерного как для отсыпки дорог, так и для вскрышных работ на новых месторождениях полезных ископаемых.

И здесь КАМАЗ может стать конкурентом БЕЛАЗа, в продуктовой линейке которого есть самосвалы повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 и грузоподъемностью 27 (МОАЗ-75041), 36 (МОАЗ-7506) и 50 тонн (МОАЗ-75035). Все три выпускаются на Могилевском автозаводе, который входит в состав «БЕЛАЗ-холдинга».

Что можно сказать в заключение? Глобальность амбиций руководства ПАО «КАМАЗ» не новость (российский производитель взялся за разработку шасси для стратегических ракетных комплексов, активно осваивает рынок пассажирской техники, занялся выпуском электробусов). Стремление создать собственное производство карьерных самосвалов для России, разрабатывающей колоссальные запасы природных ресурсов, не удивительно. Да и конкуренция для БЕЛАЗа – это привычно. Хотелось бы только, чтобы конкуренция шла в равных условиях.

Самосвалы-гиганты: фавориты горнорудных компаний, от вида которых дыхание перехватывает

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Bucyrus MT6300AC

Первоначально модель называлась Terex Unit Rig MT6300AC, но была переименована после того, как производитель Terex продал подразделение горнодобывающего оборудования американской компании Bucyrus International Inc. Высота гигантской машины без малого 8 метров (7.92 м), ширина – 9.70 м, а грузоподъемность – 363 тонны. В движение махину приводит дизельно-электрическая силовая установка мощностью 3750 л.с. или 2800 кВт. При полной загрузке самосвал может развивать максимальную скорость до 64 км/час и отлично зарекомендовал себя как устойчивая и высокопроизводительная техника.

2. Komatsu 980E-4

Модель 980E-4 – самый мощный карьерный самосвал в линейке техники японской компании Komatsu. Грузоподъемность великана составляет 369.4 т, а вместимость кузова с «шапкой» – 250 кубометров. Полная мощность двигателя 2610 кВт или 3549 л.с. и его экономичность доведена до максимума благодаря оптимизации конструкции и встроенным системам контроля. Компоновка рулевого механизма позволяет водителю управлять с минимальным приложением усилий, а радиус поворота – 15.9 м дает возможность уверенно маневрировать во время погрузочно-разгрузочных работ.

Конструкция Komatsu 980E-4 разрабатывалась с учетом максимальной надежности. Например, гидравлическая система содержит меньше составных частей, чем аналогичные механизмы других производителей. Это сделало ее проще и надежнее. Самосвал также получил ряд электронных систем, помогающих оптимизировать перевозки и упростить эксплуатацию. Так, PLM IV снимает и фиксирует данные о полезной загрузке, а Кomtrax Plus помогает отслеживать техническое состояние машины, отлавливая и диагностируя возможные неисправности.

3. БелАЗ: серии 7560 и 7571

Белорусский автомобильный завод, расположенный в Жодино, в представлении не нуждается. Выпускаемые компанией карьерные самосвалы известны далеко за пределами страны: предприятие входит в семерку ведущих мировых производителей карьерной техники. Потребителям предлагается 16 серий моделей: от 30-тонных «малышей» до гигантов, берущих на борт сотни тонн груза. Карьерные самосвалы серии 7560 способны за один раз перевезти 360 тонн груза (линейка включает 4 модели). Это высокотехнологичные автомобили, спроектированные с учетом последних достижений техники. Машины обладают плавным ходом, отличной маневренностью, и могут работать в самых различных климатических условиях: от ледяного севера до жарких тропиков.

В серии 7571 всего один самосвал, но зато какой! Его грузоподъемность – 450 тонн, а габариты просто шокируют. Если встать рядом с колесом этого монстра, не получится дотянуться даже до середины покрышки. Суммарная мощность, развиваемая двумя двигателями – 3430 кВт или 4600 л.с., причем при движении порожняком работает только один, что позволяет сэкономить до 15-20% топлива. В высоту БелАЗ-75710 достигает 8.2 м, в ширину – 10.6 м, и при таких колоссальных габаритах машина довольно маневренна за счет двух поворотных осей и оригинальной кинематики поворота.

Интересный факт от Novate.ru: БелАЗ-75710 дважды отмечен в Книге рекордов Гиннесса. Производитель получил сертификаты компании GuinnessWorldRecords, документально зафиксировавшие два достижения: самый большой двухосный самосвал в мире с самым большим кузовом, установленным на карьерный самосвал. Титул самого большого самосвала в мире БелАЗ-75710 удерживает до сих пор, если не считать вызов, брошенный словенской компанией ETF Mining Equipment. Однако ее модели-«тяжеловесы» пока существуют только в виде эскизов.

Читайте также  Как соединить цепь бензопилы?

4. Liebherr T284

Еще один гигант в мире карьерных самосвалов – это Т284, детище немецкой компании Liebherr. Машина считается самой легкой в классе сверхтяжелых карьерных самосвалов (собственная масса 237 т), но по грузоподъемности она входит в первую семерку тяжеловесов. Т284 принимает на борт 363 т, то есть его полная масса составляет 600 тонн.

Производитель предлагает T284 в трех исполнениях, отличающихся установленным двигателем. Самый мощный выдает до 4023 л.с., но при этом отличается хорошей экономичностью. Система управления дизель-электрической трансмиссии автоматически определяет оптимальный режим работы двигателя и поддерживает низкий расход топлива на холостых оборотах.

5. Caterpillar 798АС

Американский самосвал 798АС за один раз заберет 372 тонны груза и с ветерком доставит к месту назначения (максимальная скорость 64 км/час). Машина быстро передвигается на склоне, а маслоохлаждаемые дисковые тормоза в сочетании с системой динамического торможения обеспечивают эффективное замедление и надежную остановку махины.

Обслуживание самосвала сделано максимально удобным: открытые платформы дают полный доступ к двигателю и тяговому генератору, линии гидравлической и электрической систем сгруппированы, а модульная конструкция позволяет легко заменять отдельные компоненты механизмов.

6. ETF Mining Truck Range

В завершение обзора расскажем о новинке словенского производителя ETF Mining Equipment. Компания представила инновационную линейку карьерных самосвалов, сочетающих в себе характеристики больших карьерных и шарнирно-сочлененных моделей. Машина построена по модульной концепции, что позволяет быстро заменить компоненты. Помимо этого, из нескольких самосвалов можно составить автопоезд, отсоединив съемную кабину. Линейка включает шесть модификаций: от двухосевой машины, рассчитанной на 180 тонн до мегасамосвала с восемью осями и грузоподъемностью сумасшедшие 774 тонны. При этом ширина и высота всех грузовиков одинакова, отличается лишь длина, так что сверхширокой колеи для модели с увеличенной грузоподъемностью не потребуется.

О серийном производстве пока говорить не приходится, самосвалы изготавливаются только по индивидуальному заказу под конкретные условия эксплуатации. Но перспективы у машины хорошие: модульная система удобна, имеется полный привод, все колеса сделаны ведущими и управляемыми.

В своё время и советские концепты сильно опередили своё время. Хотя были монструозными и модернистскими.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Камаз-65807 — большой российский карьерный самосвал

Самосвал Камаз-65807 впервые представлен в 20-х числах апреля 2021 года на выставке горных машин / оборудования. Это первый чисто карьерный автомобиль в новой линейке, способный перевозить до 65 тонн груза и имеющий массу в 95 тонн. У грузовика почти нет конкурентов, кроме Белаза.

Это позволяет рассчитывать на высокий спрос с первых дней выпуска. Ниже рассмотрим назначение самосвала, приведем его технические параметры, поговорим об особенностях кузова и кабины. Отдельно выделим потенциальных конкурентов, сравним ценовую политику и раскроем главные недостатки модели.

Назначение

Камаз-65807— грузовой автомобиль, предназначенный для транспортировки скальной / горной / рудной породы в небольших и средних карьерах. Самосвал может применяться в регионах с холодным или умеренным климатом. Он успешно выдерживает активную эксплуатацию и увеличенные нагрузки на ведущие мосты / оси.

Отличия от трассовых Камазов

В отличие от классических трассовых грузовиков карьерный Камаз-65807 имеет ряд особенностей:

  • Высокая маневренность, которой не мешают большие габариты автомобиля. Самосвал легко преодолевает участки бездорожья и разворачивается на небольших участках. Этому способствует наличие 3-х ведущих мостов, а также способности колес на задней оси поворачиваться вместе с передними.
  • Хорошие вездеходные качества при движении по грязи. Это удалось реализовать за счет переноса основной массы грузовика (72%) на ведущие колеса.
  • Защита от примерзания земли к платформе, что особенно важно при использовании в регионах с холодным климатом. Для защиты от подобных ситуаций предусмотрен обогрев кузова газами выхлопной системы.
  • Особая самосвальная платформа, изготовленная из стали большой толщины, способная выдерживать повышенную нагрузку и перевозить крупные скальные породы. Карьерный самосвал Камаз хорошо продуман технически и имеет полный набор опций, обеспечивающих удобство эксплуатации и безопасность для водителя.

Технические характеристики самосвала 65807

Одной из особенностей нового самосвала являются уникальные характеристики, ориентированные на перевозку крупногабаритных и тяжелых грузов. Рассмотрим базовые моменты более подробно.

Характеристики Значения
Колесная формула 10 х 6
Угол подъема, % 22
Грузоподъемность, т 65
Полная масса,т 95
Мощность двигателя, л. с. 550
КПП 7- ступенчатый автомат
Максимальная скорость, км/ч 70
Объем бака, л 400
Запас хода, км на одной заправке 550
Габариты (Д х Ш х В), м 11,04 х 3,5 х 4
Клиренс, см 28
Высота погрузки. м 3,5
Радиус разворота, м 12

Двигатель

В подкапотном пространстве находится 12-литровый 550-сильный бензиновый мотор Камаз Р6 910.10-550 с максимальным крутящим моментом в 2550,6 Н*м при частоте колен вала в 1300 оборотов в минуту. Максимальная полезная мощность двигателя — 404,3 кВт при 1900 об/мин. В силовом агрегате предусмотрено рядное расположение цилиндров, а общее их число — шесть.

Камаз-65807 развивает скорость до 70 км/ч и имеет 400-литровый топливный бак, которого хватает при полной заправке где-то на 550 км. Средняя наработка на отказ двигателя при наиболее сложных условиях эксплуатации составляет от 1500 часов и более.

Трансмиссия

На карьерном самосвале Камаз установлена 7-ступенчатая КПП типа Allison 4700. Это гидромеханическая трансмиссия, разработанная специально для крупногабаритной техники с большой грузоподъемностью. К ее особенностям относится надежность, большой срок службы и способность переключать скорости без разрыва по мощности. Управление осуществляется по CAN-шине.

Ходовая

Грузовик имеет колесную формулу 10х6, обеспечивающую отличные вездеходные качества. В самосвале предусмотрено три задних моста, каждый из которых является ведущим. Как отмечалось, две передние оси и самый последний мост управляются из кабины автомобиля и оборудованы поворачиваемыми колесами.

Передние ведущие мосты Sisu M543 имеют двойное исполнение, оборудованы колесными редукторами и имеют передаточное отношение на уровне 8,79. Ведущие колеса принимают на себя более чем 2/3 нагрузки, что обеспечивает улучшенную проходимость. В задних мостах грузовика нагрузка распределяется равномерно.

Особенности распределения нагрузки для снаряженной массы (30 т):

  • первая и вторая ось — 13 т;
  • задние мосты — 17 т.

Распределение нагрузки для полной массы (95 т):

  • передние две оси — 26 т;
  • задние мосты — 69 т.

Комфорт в кабине грузовика

В Камазе-65807 предусмотрена 4-точечная пружинная кабина без спального места, расположенная над силовым агрегатом. Сверху имеется громоздкий козырек, защищающий водителя от падения скальных пород. Кабина изготовлена работниками самого производителя, но является лицензированной копией Мерседес-Бенц Аксор.

Кабина отличается увеличенным внутренним пространством и ровным полом. В ней предусмотрены сиденья на пневматической подвеске с подогревом, многофункциональный руль, мультимедийная система и автономный отопитель.

Основная комбинация приборов установлена непосредственно перед водителем, а дополнительные экран с сенсорным управлением — с правой стороны. Из особенностей стоит выделить кнопку запуска двигателя, электронную кнопку ручного тормоза, регулировку электрических зеркал и т. д.

Кузов

Одной из особенностей самосвала Камаз-65807 является продуманный кузов. Внешне он почти не отличается от представленной в 2020-м модели 65805, но технически разработчикам удалось увеличить на три тонны снаряженную массу и добавить пять тонн к грузоподъемности.

Также изменились объем и габариты. При этом длина в 11,04 м осталась такой же. При этом увеличилась ширина до 3,5 м (в сравнении с 2,55 м) и добавилось 15 см к высоте. В новой модели этот параметр составляет 4 м.

Кузов карьерного самосвала имеет объем 30 куб. метров, а его разработчиком является компания «СпецАвтоКам». Ширина кузовной части составляет три метра, а угол наклона 50 градусов. Время полного поднятия не больше 50 секунд.

Повышенная надежность обусловлена применением специальной стали при изготовлении дна и стенок. При этом толщина этих элементов производителем не озвучивается. Считается, что при изготовлении использовался металл типа Quard 450 с толщиной днища около 1 сантиметра и стенок — от 0,8 см и более.

Как отмечалось, на кузове установлен козырек, защищающий кабину, водителя и двигатель Камаза от механических воздействий. Для крепления используются болты, что позволяет быстро заменить устройство без применения сварочных аппаратов или другого специального оборудования.

В самосвальной платформе предусмотрен подогрев, который обеспечивают выхлопные газы. Они равномерно распределяются по нижней части и исключают замерзание грунта при эксплуатации грузовика в сложных климатических условиях.

Какими опциями оснащен Камаз-65807

При желании купить самосвал Камаз важно изучить его потенциальные возможности и дополнительные опции.

По заявлению разработчиков, машина собрана с учетом будущего превращения транспорта в беспилотный вариант. Для этого требуется установка сенсорных механизмов, элементов «зрения», электрического блока управления и компонентов связи.

Этого будет достаточно, чтобы грузовик смог самостоятельно выполнять задачи в условиях карьерной местности без привлечения водителя.

Переход на беспилотный вариант позволит снизить риски для любой и повысить эффективность техники. Кроме того, планируется внедрение ряда дополнительных систем, обеспечивающих безопасность:

  • Контроль состояния (усталости).
  • Предотвращение столкновений.
  • Защита от падения в карьер и т. д.

В качестве дополнительной опции предусмотрена система, предупреждающая об опасной близости ЛЭП, контроль давления в шинах, проверка водителя на алкоголь, централизованная система смазки основных узлов, круговая установка камер для улучшенного обзора и многое другое. Комплектация может меняться в зависимости от пожеланий заказчика, но в этом случае корректируется и цена.

Конкуренты-одноклассники, сравнение цен

Представленный в 2021 году Камаз-65807 является главными и единственным конкурентом Белаза. На сегодня белорусский производитель предлагает четыре модификации в классе тяжелой техники. Сред них:

  • 7540 на 30 т;
  • 7544 на 32 т;
  • 7547 (три модификации) — от 42 до 45 т;
  • 7545 (три модификации) — 45 т;
  • 7555 (семь модификаций) — от 55 до 60 т.

Незадолго до выпуска новой модели Камаза представители завода Беларуси обратились к представителям правительства в РФ с просьбой рассмотреть вариант со сборкой Белаз в России. Как видно, вопрос не только затормозился, но и привел к появлению реального конкурента.

С учетом приведенных модификаций главным конкурентом Камаза 65807 является Белаз 7555Н. У него имеется ряд недостатков:

Параметр Камаз 65807 Белаз 7555Н
Ширина, м 3,5 4,75
Объем кузова, куб. м 30 28
Грузоподъемность, т 65 55
Снаряженная масса, т 30 41,5

При этом мощность двигателя у Белаза выше и составляет 700 лошадиных сил (против 550 л. с). Кроме того, длина самосвала из Беларуси меньше — 8,89 м, что делает его более маневренным на небольших участках. Российские разработчики компенсировали увеличенную длину задней осью с возможностью поворота колес при движении руля.

Цена самосвала Камаз еще не определена, розничная продажа не началась. Но из кругов, близких к руководству производителя, просочилась информация о том, что взят курс на стоимость ниже, чем у Белаз 7555, но здесь многое зависит от комплектации и заказанных опций.

Недостатки

Новый карьерный самосвал — уникальная машина, которая выгодно выделяется среди конкурентов. К его преимуществам стоит отнести высокую грузоподъемность, хорошую среднюю скорость движения и более низкую цену. Кроме того, из плюсов стоит выделить лучшую экономичность, более дешевое техническое обслуживание, отсутствие проблем с запчастями и ТО.

Также благодаря меньшей ширине, требуется меньше затрат на подготовку дорог в условиях карьерах. Можно сэкономить и на перемещении транспорта между местами работы, ведь нет нужны разбирать транспортное средство.

Но есть и ряд недостатков, которые нельзя не отметить:

Автомобиль находится только в проекте, поэтому точной даты запуска в серийное производство пока нет. Возможно, процесс растянется на несколько месяцев, что заставит многие компании обратить внимание на конкурента в виде Белаза.

  • Длина Камаза целых 11,04 метра, что повышает требования к ширина дорожного покрытия в месте разворота.
  • Меньшая мощность. На российском карьерном самосвале устанавливается двигатель местного производства, имеющий мощность в 550 лошадиных сил. Для сравнения у Белаза установлен силовой агрегат Камминс КТТА 19-С с мощностью 700 «лошадей». Эта разница может быть заметной при использовании автомобиля в сложных условиях эксплуатации.
  • Отсутствие опыта применения. Реальные выводы об эффективности Камаза-65807 можно будет сделать через несколько лет после эксплуатации машины в реальных условиях. Пока же анализ возможен на базе имеющихся технических характеристик.

Как видно, все недостатки нового самосвала незначительны. При этом разработчики уверены, что машина хорошо себя покажет в эксплуатации и быстро получит признание среди компаний, занимающихся горной разработкой.

Заключение

В марте 2021 года был представлен первый карьерный самосвал, предназначенный для работы сложных условиях, оборудованный кабиной повышенной комфортности, надежным кузовом и продуманным шасси. Но, несмотря на громкие заявления, новому Камазу 65807 еще придется доказать свою эффективность.

Для сравнения машины Белаз уже активно применяются во многих уголках России. В частности, в Хакассии и на Урале используются грузовики с беспилотным управлением, которые окупают себя в течение двух лет. Что касается российского карьерного самосвала, ему еще предстоит доказать состоятельность и, возможно, потеснить главного конкурента с рынка.

Новейший КАМАЗ-65807

Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine

Издается с 2007 года

  1. Главная страница
  2. Что, где, когда Википедия издания ТЕХНОmagazine
  3. Какие бывают карьерные самосвалы: известные производители, вес и размер моделей

Описание, грузоподъёмность, прочие характеристики карьерных самосвалов

Карьерный самосвал — это крупнотоннажный грузовой автомобиль, функцией которого является перевозка сыпучего или монолитного груза на разрезах. Большегрузные самосвалы применяются при добыче полезных ископаемых открытым способом, карьерных разработках, на строительстве гидротехнических сооружений. Работы часто проводятся в труднопроходимых местах с тяжелыми климатическими условиями.

История возникновения

Первым крупнотоннажным грузовиком считается модель Euclid Trac. Эта машина была выпушена в 1930 году американской компанией Euclid, основателями которой являются братья Армингтоны. Автомобиль стал ответом на быстро развивающееся индустриальное строительство той эпохи.

Стоит отметить, что грузоподъёмность карьерной техники середины прошлого века разительно отличается от современных машин. Самосвал Euclid Trac обладал способностью перевозить до 8 тонн. Это мало кого удивит сейчас, но по тем временам было достяжением.

Конструкция грузовика тоже была не обычной – кузов имел ковшеобразную форму, а шасси оснащалось разноразмерными колесами: задние были шире и больше, чем передние.

Уже через 2 года компания увеличила грузоподъёмность машин до 14 тонн, выпустив обновлённую модель. А в 1955 году с конвейера сошёл 670-сильный грузовик с возможностью перевозки 45 тонн груза.

Советский автопром предложил в 1967 году БелАЗ-548А с грузоподъемностью 40 тонн. Но уже через 10 лет белорусские специалисты представили миру карьерный самосвал, способный перевозить до 110 тонн. По состоянию на 2021 год, самым большим в мире является БелАЗ 75710 грузоподъёмностью 450 тонн.

Конструктивные особенности

Основное место применения самосвалов — открытая разработка полезных ископаемых. От автомобиля требуется перевозка груза по пересеченной местности при условиях спусков и подъемов. Без применения особенных инженерных нововведений тут не обойтись.

Огромный силовой агрегат выпускается в гибридном исполнении. Мощный дизельный двигатель запускается при помощи генератора, выполняющего роль стартера. Генератор переменного тока обеспечивает работу электродвигателей тормозной, рулевой систем и привода колёс.

Тормозная система гидравлическая, усиленная электродвигателем для торможения во время спуска. Также гибридная система гидравлики и электродвигателя применена для системы поднимания кузова. Данные спаренные системы обеспечивают безопасность при перевозке и маневрировании.

Еще одной конструктивной особенностью данной техники является система балансировки. Из-за своих больших габаритов карьерный тягач часто заваливался на бок, перевозя камни либо монолитную породу. Устранить эту проблему помогли изменения конструкции кузова: инженеры больше не применяют форму ковша. Кузов теперь имеет острый, глубокий угол сразу за передней стенкой. Такая форма позволяет сместить большую часть груза ближе к задней оси и глубоко вниз. Низкое расположение груза уменьшает высоту центра тяжести.

Применить сеть электродвигателей для вспомогательной работы всех ходовых и подъемных частей самосвала стало возможным за счет собственной электростанции переменного тока. Гидравлическая система с электроприводом сделали автомобиль максимально управляемым при езде на низкой скорости, а также безопасным, при перевозке монолитной породы по пересеченной местности.

Классификация самосвалов для горной промышленности

Сфера использования карьерных самосвалов достаточно широкая и от нее зависит класс применяемой техники. Автомобили, применяемые в горнодобывающей отрасли классифицируются по техническим признакам и сфере применения. В первую очередь они различаются по сфере применения – подземные и надземные. Эксплуатация подземных самосвалов в карьере проблематична и неэффективна, а наземных под землёй – невозможна из-за их габаритов.

По типу выполняемых работ и грузоподъёмности самосвалы классифицируются следующим образом:

  1. Дорожные грузовики до 40 тонн допустимой нагрузки. С количеством осей от 2 до 4. Используются при дорожном и муниципальном строительстве, для доставки породы непосредственно с карьера.
  2. Карьерные самосвалы, которые используются непосредственно для горных разработок. Их максимально полезная нагрузка от 100 до 450 тонн.
  3. Подземная техника с нагрузкой от 90 тонн для работ при прокладке шахт или тоннелей.

В горнодобывающей отрасли на разрезах применяются автомобили не только стандартной компоновки с передними управляемыми колёсами, но и шарнирно-сочленённые самосвалы. Они используются в карьерах с труднопроходимым рельефом местности и позволяют перевозить до 60 тонн груза.

Классификация предполагается не только по максимально допустимому весу для перевозки, но и способу разгрузки:

  • Наклонная разгрузка выполняется по принципу поднятия кузова при помощи гидравлического телескопического подъемника. Для автомашин повышенной грузоподъемности гидравлика дополняется электродвигателем.
  • Принудительная разгрузка выполняется с использованием шнеков.

Дополнением к этой классификации является направление выгрузки:

  • Двусторонняя осуществляется на левую или на правую сторону от самосвала.
  • Боковая выгрузка осуществляется только в одну сторону, часто в левую, для лучшего контроля со стороны водителя.
  • Задняя выгрузка осуществляется обычным для грузовиков способом, назад.

Существует также классификация самосвала по типу кузова. Кузова карьерных самосвалов производят в виде устойчивых или съезжающих платформ, бункеров, съезжающих бункеров. Для съезжающих вариантов выгрузка производится подъемным способом, для устойчивых кузовов —принудительная выгрузка.

Основные производители карьерных гигантов

В отличие от автопромышленности повседневного использования список производителей карьерной техники невелик. Основных производителей немного. Но разработки в этой отрасли не останавливаются и рекорды грузоподъемности постоянно меняются. В какой стране находится производство тяжелых самосвалов не так важно. Гораздо важнее их качество, безопасность и эффективность в работе.

Terex

Американская фирма — основоположник карьерной техники Северной Америки. Сегодня компания выпускает всего 4 модели, из которых самым большим грузовиком считается Terex TR100 с возможностью перевозки 100 тонн.

Caterpillar

Один из ведущих мировых производителей строительной и горной техники и оборудования со штаб квартирой в США. В линейке грузовых автомобилей для горнодобывающих компаний присутствует 17 моделей самосвалов. Самым большим является Caterpillar 797F, рассчитанный на 363 тонны полезной нагрузки.

Komatsu

Ещё один лидер среди производителей оборудования для горной промышленности. Компания основана в 1929 году в Японии. Она производит карьерные самосвалы, экскаваторы и другую технику. Компания может предложить на выбор одну из 14 моделей самосвалов для карьерных перевозок. Самый мощный самосвал – Komatsu 980E-4, грузоподъёмностью 400 т. Кроме того, в 2016 на выставке MINExpo в Лас-Вегасе компания представила широкой публике автономный карьерных перевозчик.

БелАЗ

Один из ведущих поставщиков карьерных самосвалов, производитель самого большого в мире грузовика – Белорусский автомобильный завод. БелАЗ основан в 1948 год и за эти годы завоевал популярность не только в странах постсоветского пространства. Его самосвалы известны во всём мире и эксплуатируются в России, Европе, Африке, Австралии, Северной и Южной Америках.

Hitachi

Ещё один представитель страны Восходящего солнца. С 1951 года выпускает тяжелые грузовики. В линейке 5 моделей. Самый большой выпускается с 2013 году. Hitachi EH5000AC-3 имеет грузоподъёмность до 326 тонн.

Liebherr

Семейная компания выпускает широкий спектр техники и оборудования – от холодильников до кранов и карьерных машин. Свой самый мощный грузовик Liebherr T 284 компания представила на MINExpo 2012. Машина имеет грузоподъёмность 363 тонны и мощностью 3 650 л.с.

Китайские производители

Горное машиностроение Китайской народной республики начало активно развиваться с конца 80-х годов прошлого века. Тем не менее они активно включились в борьбу за долю рынка карьерных самосвалов. Самый большой китайский самосвал – XCMG XDE400 – способен перевозить до 400 коротких тонн (примерно 363 тонны метрические). Это сопоставимо с грузоподъёмностью машин мировых лидеров, таких как Caterpillar, Komatsu, Liebherr.

Ещё два китайских машиностроительных предприятия – Sany и LiuGong – также выпускают грузовики для карьерных перевозок, правда меньшей грузоподъёмности.

Самые большие самосвалы в мире

Потребность в горных разработках или строительстве заставляет производителей самосвалов все больше увеличивать перевозимые ими объемы. Выпуск самых больших карьерных самосвалов признан за Liebherr, Caterpillar, Komatsu и Hitachi. Эти компании смогли построить самосвалы до 400 тонн полезной нагрузки.

Однако мировым лидером считают карьерный самосвал БелАЗ-75710. Он может перевозить до 450 т. Это по-настоящему самый большой самосвал в мире, поскольку основные узлы машины на место работы доставляются отдельно, а сам агрегат собирают уже в карьере.

Разработки по производству большегрузной техники не прекращаются. Сегодня в целях экономии, а также улучшения производительной мощи, карьерные самосвалы переводят с дизельного на газомоторное топливо. Планируется также испытание 63 тонного Komatsu HD605-7 на полностью электрической тяге. Изготовители горнодобывающей техники пытаются использовать топливо с максимальным КПД и при минимальных выбросах в окружающую среду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: