Какие отвалы применяют для бульдозеров толкателей? - AUTOEXPERTUSA.RU

Какие отвалы применяют для бульдозеров толкателей?

Что такое отвал?

Основное рабочее оборудование бульдозеров навешивается спереди базовой машины, управляется путем канатной системы блочного типа с однобарабанной фрикционной лебедкой или гидравлическим узлом. Во втором варианте применяется один или несколько насосов, трубопроводы и цилиндры.

Также к оснащению бульдозеров относится толкающая рама, система корректировки рабочего органа. Отвал представляет собой сварную конструкцию, включающую в конфигурацию лобовой лист с криволинейным очертанием, козырек, верхнюю и нижнюю коробку жесткости, вертикальные усиливающие ребра и боковые стенки. Тыльная часть моделей с неповоротным отвалом оборудована проушинами для соединения рабочего органа с толкателями в виде раскосов и брусьев. Поворотные аналоги снабжаются шаровым гнездом и пятой, агрегирующей с толкающей рамой. Лист лобовой сварен из пары продольных элементов с нижней плоской частью и верхним криволинейным аналогом.

Толкающие устройства

Бульдозер – это техника, оснащаемая толкающими приспособлениями трубчатого или коробчатого сечения. На каждую единицу, как правило, монтируется по одному раскосу и брусу в каждую сторону. Элементы крепятся с одного бока к основной раме, а с другого направления – к отвалу. Надежность соединения обеспечивается посредством проушин, крестовин, опорных пальцев. Для моделей с поворотным рабочим органом подобное оборудование представляет собой универсальную площадку в виде подковы, состоящую из пары идентичных сваренных посередине половинок.

В соединительных частях предусмотрена шаровая пятка, а с противоположной стороны – распорная пластина. Она служит для придания дополнительной жесткости раме универсального типа. На верхней части каждой половины приварены по три кронштейна с проушинами для фиксации толкателей. Такая конструкция позволяет устанавливать отвал в плане под различными углами. На раме также предусмотрены кронштейны для крепления гидравлических цилиндров.

Работа отвала

К нижнему отвальному листу крепятся сменные ножи (один средний элемент и пара боковых аналогов). Для этой цели используются болты с потайными головками. Детали заточены с обеих сторон, что позволяет переставлять их при затуплении.

Изменение рабочего органа в плане и поперечной плоскости выполняется механическим путем после полной остановки техники. В некоторых конструкциях предусмотрено изменение позиции за счет гидрофицированных приспособлений. Они управляются из кабины оператора, без оставления кабины. Это значительно сокращает время на регулировку отвала и разработку грунтов различной плотности.

Рыхлители

Что такое бульдозер, мы рассмотрели выше. Из рабочего оборудования этой машины стоит также отметить рыхлители. Основным элементом этого агрегата является зуб, который состоит из посадочного хвостовика, наконечника, защитной накладки и крепежных деталей.

В современных устройствах используются стойки (в качестве несущих частей бульдозерного оборудования). Они могут быть трех видов: изогнутые, прямые или с частичным изгибом. Чаще всего встречаются модели изогнутого вида, поскольку в процессе рыхления они испытывают меньшую напряженность. При этом элементы подвержены заклиниванию при обработке средних и больших глыб на мерзлой и плотной почве. Прямые или слегка изогнутые аналоги в этом плане практичнее.

CATERPILLAR D10T

Первый экземпляр D-серии был выпущен в далёком 1978 году. На то время это был самый мощный бульдозер в мире. Серия «Т» сменила модели «N» и «R». За долгие годы эксплуатации доказал свою высокую производительность и эффективность. Весит D10T 66 тонн. На нём установлен мощный двигатель в 671 л.с. Длина вместе со всеми прицепленными агрегатами достигает 7,7 м, а высота 4 м двигатель позволяет «разогнать» землеройную машину до 12,5 км/час. При работе в крутых карьерах на ходовую часть устанавливается дополнительная система безопасности, чтобы при эксплуатации машина не перевернулась.

Эти модели выпускаются и сейчас. Конструкторы усовершенствовали технические характеристики бульдозера, добавив к наименованию D10T цифру «2».

KOMATSU D375A-6

Среди собратьев землеройной техники, эта модель японского производителя, пожалуй, самая быстрая. D375A-6 может развить скорость до 15,8 км/час.

На нём установлен двигатель «SAA6D170E-5» с турбонаддувом и системой охлаждения. Мощность движка 646 л.с. Машина отвечает всем экологическим требованиям и критериям безопасности. Общий вес бульдозера 72 тонны.

Универсальная модель позволяет эксплуатировать её в любых условиях, обеспечивая высокую производительность. Применяются два типа отвала, объёмом 18,5 и 20 кубометра. Последний экземпляр сошёл с конвейера в 2009 году, но «D375A-6» продолжают эксплуатировать и сейчас.

Caterpillar SEM 822D

Самый лучший бульдозер бренда SEM производится в Китае под контролем компании Caterpillar – ведущей мировой корпорации по выпуску тяжелой спецтехники со штаб-квартирой в США. Несмотря на все плюсы этой модели, высокая стоимость самого бульдозера и его обслуживания не позволяет ему подняться в рейтинге.

Технические характеристики

Дизель с турбонаддувом

«ЧТЗ Т-170»

Модель называют лучшим отечественным бульдозером за отработанную десятилетиями конструкцию. Выпускался в Челябинске в 1988-2002 годах на базе глубоко модернизированной конструкции «Т-100», которую считают легендой отечественного тракторостроения.

Машины данного семейства имеют распространение во всей стране, адаптированы к любой климатической зоне, имеют более 70 видов комплектаций.

Технические характеристики

Четырехтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный

Liebherr 754

Тяжелая мощная машина для работы с большими объемами грунтов последнего поколения. Отличается высокими показателями производительности при продуманных решениях, снижающих затраты на эксплуатацию.

Гидростатическая трансмиссия автоматически подстраивается под изменяющуюся нагрузку, регулируя усилие тяги.

Кабина с широким круговым обзором специально спроектирована для наибольшего удобства оператора, изолируя его от вредных производственных факторов.

Технические характеристики

Дизельный, 6-цилиндровый, с турбонаддувом

Shantui SD22 (ЧТЗ)

Сравнительно недорогой относительно других машин аналогичного тягового класса. Срок окупаемости бюджетной техники меньше, несмотря на ее меньшую надежность. Поэтому для работы не в экстремальных условиях крайнего Севера техника китайской марки (в том числе совместной сборки) нашла применение, занимая долю рынка 30-40%.

«Шантуй СД 22» создан с применением технологий американской компании Cummins и японской Komatsu. Использованы проверенные временем технические решения.

Технические характеристики

Дизель, 6 цилиндров, турбонаддув

Komatsu 375A-5 2

Японские машины от Komatsu – лучшие бульдозеры в мире в классе 50 тонн. Надежны в эксплуатации, при должном уходе без серьезных поломок служат больше 20 тысяч моточасов.

Отличается хорошими рабочими качествами и удобством работы оператора. Эргономичная современная кабина с тонированными стеклами, высокой шумоизоляцией, мягким креслом с регулировкой и подлокотником.

Технические характеристики

Дизельный, 6-цилиндровый, с турбонаддувом

Промтрактор T-50.01

В 1980 году с конвейера Чебоксарского завода сошёл карьерный бульдозер на гусеничном ходу. Весит модель в полном снаряжении 93,5 тонны, а мощность двигателя 750 л.с.

Конструкторы установили на машине U-образный отвал, что позволяет эксплуатировать Т-50.01 в сложных карьерных условиях. Машина может углубить свой основной рабочий инструмент в грунт на 1 м. отвал может передвигать 28 кубометров земли.

В новейшее время модель модернизировали, так что теперь она легко работает в любых условиях. Способна машина не только передвигать землю, но и работать в скальных и мёрзлых грунтах.

ЧТЗ Т-800

Впервые советские конструкторы легендарного Челябинского тракторного завода представили Т-800 в 1983 году. На то время по габаритам и весу советский бульдозер занимала 2-е место в мире.

Советская машина, сойдя с конвейера, сразу начала работу на строительстве Южно-Уральской атомной электростанции. Сразу зарекомендовал себя как усердный труженик. На нём, в отличие от зарубежных аналогов, установлен 6-цилиндровый двигатель, мощностью 820 л.с. Весит машина 106 тонн.

Технические характеристики и мощность позволяют Т-800 работать в условиях Крайнего Севера, где он легко справляется с вечной мерзлотой. Используют гиганта и на строительстве крупных объектов.

KOMATSU D475A-5SD

Специалисты отмечают, что это лучший экземпляр в линейке землеройных машин в соотношении мощности и габаритов. Японские специалисты улучшили ходовую часть на этой модели, а также защитили её от внешних воздействий.

Весит эта махина 108 тонн, а объём отвала составляет 34,4 кубометра. Длина машины составляет 11,5 м, а высота 4,6 м. Объём двигателя составляет 890 л.с., что позволяет справиться со сложными задачами. Развивает скорость до 14 км/час.

Благодаря техническим усовершенствованиям этот бульдозер может работать в экстремальных условиях. При доставке на место эксплуатации некоторые агрегаты собирают в блоки для удобной транспортировки.

ACCO Dozer

ACCO Dozer — это самый крупный бульдозер за всю историю. Собран был по заказу правителя Ливии. Заказал он для своих грандиозных планов, но первоначально предназначался для многих работ.

К сожалению, в настоящее время уже не существует той фирмы, которая его собирала. Но бульдозер не был утилизирован, он стоит на одной из смотровых площадок.

Komatsu D575A-3SD

Komatsu D575A-3SD — эта модель довольно необычна в своем роде. Впервые появилась в 1904 году. Создал американский ученый по имени Бенджамин Холл. Но существует и такая версия, что изготовлены были британской компанией Хорнсби, которая впоследствии решила продать все свои изобретения Бенджамину.

Этот бульдозер стал одним из первых, что применялся при работе. Многие отмечают, что уже издали машина вызывает уважение, а вблизи и вообще потрясала своими параметрами. Высотой она была почти в 3 человеческих роста. Но больше всего поражала его масса.

Это самый настоящий помощник человека на строительных работах. В числе топлива предусмотрена солярка. Для этой машины был создан специальный отвал.

Бульдозер возможно применять на открытых карьерных работах. Буквально через некоторое время запустился в серийный выпуск. Готовые машины отправились в США, Австралию, где применялись на различных горнорудных и угольных участках.

В настоящее время мощность машины была еще больше увеличена специалистами. Модель обладает такими параметрами, которые обеспечивают высокую производительность. Практически не имеет конкурентов, так как заняла свое почетное место.

Fiat-Allis FD50

Fiat-Allis FD50 — в настоящее время эта модель считается усовершенствованной, а поступила в эксплуатацию в 1974 году. В разработке бульдозера участвовали не только американские, но и итальянские специалисты.

Бульдозер выполнен на высоком уровне с лучшими техническими характеристиками. В него был установлен особый двигатель, который имеет мощность около 600 литров.
Но, к сожалению, со временем из-за отсутствия финансов проект пришлось закрыть.

Читайте также  Как снять привод цепи на бензопиле?

Последняя модель была выпущена в 1989 году, но даже несмотря на все это, машины до сих пор продолжают работать на многих строительных площадках.

Виды бульдозеров

Интенсивное развитие строительного производства и сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых жилых домов, промышленных предприятий, железных и автомобильных дорог, газо- и нефтепроводов требуют ускоренного выполнения больших объемов и комплексной механизации земляных работ, значительную долю которых выполняют бульдозеры, скреперы и грейдеры. Подробную классификацию видов бульдозеров, их назначение и устройство рассмотрим в этой статье.

Назначение бульдозеров

Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для срезания планировки и перемещения на расстояние до 150 м грунтов и материалов.

Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган — отвал.

Бульдозер — это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т.п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.

При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления.

Классификация бульдозеров

  • по назначению;
  • типу ходовой части;
  • конструкции рабочего оборудования;
  • форме и назначению рабочего органа;
  • типу привода рабочего оборудования;
  • тяговому классу базовой машины (мощности двигателя).

Бульдозеры по назначению

По назначению различают бульдозеры:

  • общего назначения;
  • специальные.

Бульдозеры общего назначения

Бульдозеры общего назначения используют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды ± 40 °С, холодного климата с температурой воздуха до — 60 °С, а также в условиях тропиков с температурой до 50 °С.

Специальные бульдозеры

Специальные бульдозеры предназначены для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. Выпускают бульдозеры-путепрокладчики, используемые при прокладке дорог и путей, бульдозеры-толкачи — для работы со скреперами, трюмные бульдозеры — для штабелирования материалов и полезных ископаемых в трюмах теплоходов, подземные бульдозеры — для работы в шахтах и штольнях, подводные бульдозеры — для работы в воде.

Бульдозеры по типу ходовой части

По типу ходовой части выпускают бульдозеры:

  • гусеничные;
  • колесные.

Гусеничный бульдозер

Гусеничный бульдозер распространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях.

Колесный бульдозер

Колесный бульдозер применяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект.

Бульдозеры по конструкции рабочего оборудования

По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры:

  • с неповоротным отвалом;
  • поворотным отвалом в плане;
  • универсальные;
  • бульдозеры-погрузчики.

Бульдозеры с неповоротным отвалом

В бульдозерах с неповоротным отвалом он установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.

Бульдозеры с поворотным отвалом

В бульдозерах с поворотным отвалом его можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения.

Универсальные бульдозеры

Универсальные бульдозеры оборудованы шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси машины, под углом в одну сторону или под углом в разные стороны.

Бульдозеры-погрузчики

Бульдозеры-погрузчики характеризуются тем, что на подъемной стреле шарнирно установлен отвал; вместо него можно навешивать грузовой ковш или другие виды сменного рабочего оборудования (например, крюк).

Бульдозеры по форме рабочего органа

По форме рабочего органа различают:

  • прямой;
  • полусферический;
  • сферический отвалы.

У прямого отвала — одинаковая форма по всей ширине.
Концы полусферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей.
В сферическом отвале боковые секции выдвинуты вперед на V3 ширины.

Назначение отвалов бульдозера

По назначению отвалы подразделяют на:

  • землеройный;
  • скальный;
  • снежный;
  • угольный;
  • отвалы для толкания скреперов;
  • уборки древесных отходов, мусора.

Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов.

Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов.

Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега.

Угольный отвал используют при складировании материалов.

Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом.

Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.

Бульдозеры типу привода рабочего оборудования

По типу привода рабочего оборудования известны бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.

Бульдозеры по мощности двигателя

По классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают бульдозеры следующих видов:

  • малогабаритные (класса до 0,9, мощностью 18,5. 37 кВт),
  • легкие (классов 1,4. 4, мощностью 37. 96 кВт),
  • средние (классов 6. 15, мощностью 103. 154 кВт),
  • тяжелые (классов 25. 35, мощностью 220. 405 кВт),
  • сверхтяжелые (классов 50. 100, мощностью 510. 880 кВт).

Устройство бульдозеров

Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, а также бульдозеры-погрузчики.

Рис. 1. Гусеничные бульдозеры с неповоротными отвалами:

а) — с жесткими толкающими брусьями, б) — с шарнирными брусьями;

1 — отвал, 2 — несущая рамка, 3 — гидроцилиндр подъема-опускания отвала, 4 — рукав, 5 — подрамник, 6 — поперечная балка, 7 — толкающий брус, 8 — трактор, 9 — нож, 10 — двигатель, 11 — муфта сцепления, 12 — кабина, 13 — коробка передач, 14 — задний мост, 15 — звездочка, 16 — гусеничная тележка, 17 — гусеница, 18 — шарнир, 19 — гидрораскос, 20 — универсальный шарнир;

положения отвала: I — нижнее, II — рабочее, III — транспортное/

Бульдозеры с неповоротными отвалами

Бульдозеры с неповоротными отвалами бывают с жесткими (рис. 1, а) и шарнирными (рис. 1, б) толкающими брусьями.

Бульдозеры с неповоротными отвалами с жесткими толкающими брусьями

Бульдозер первого типа оборудован отвалом 1, к которому жестко приварены два толкающих бруса 7, охватывающих снаружи базовый трактор 8. Брусья шарнирно установлены на поперечной балке 6, болтами прикрепленной к раме трактора. Спереди к ней также прикреплен подрамник 5, к которому шарнирно через несущую рамку 2 подвешен один гидроцилиндр 3 двойного действия. К гидроцилиндру подведены два рукава высокого давления 4, которые соединяют его с гидросистемой трактора. Она состоит из гидронасоса, гидрораспределителя, гидробака и гидролиний. Подавая давление масла, развиваемое гидронасосом, в одну полость гидроцилиндра, поднимают бульдозерный отвал, в другую — опускают его. Отвал в зоне резания грунта оборудован съемными ножами 9.

Бульдозеры с неповоротными отвалами с шарнирными толкающими брусьями

Бульдозер второго типа включает в себя прямоугольные толкающие брусья 7, которые с одной стороны шарнирно с помощью упряжных шарниров 18 связаны с тележками 16 трактора, с другой — универсальными
шарнирами — с отвалом 1. Для сохранения определенного положения и резания грунта с минимальными затратами энергии отвал с одной стороны удерживается гидрораскосом 19, с другой — жесткой тягой. Гидрораскос подсоединен к гидросистеме трактора и осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости. Бульдозер оборудован двумя гидроцилиндрами 3 подъема — опускания, которые также связаны с гидроприводом трактора.

Гидроцилиндрами подъема-опускания 3 отвал устанавливают в нижнее 1, рабочее 11, транспортное III и промежуточные положения. В качестве базовой машины может быть использован трактор, тягач или специальное шасси. Двигатель 10 трактора через муфту сцепления 11 или гидротрансформатор приводит в действие коробку передач 13 и задний мост 14. Звездочки 15 передают вращение от двигателя гусеницам 17, которые перемещают всю машину вперед или назад.

Кабину 12 размещают преимущественно в задней (у тракторов типа ДТ-75Н, Т-4АП2, Т-170) или в средней (у трактора ДЭТ-250М2) части, а также впереди машины со стороны бульдозерного оборудования (у трактора Т-330).

Рис. 2. Гусеничный бульдозер с поворотным отвалом:

1 — отвал, 2 — толкатель с откосом, 3 — рама, 4 — гидроцилиндр, 5 — трактор, 6 — шарнир, 7, 8 — ножи.

Бульдозеры с поворотным отвалом

Бульдозеры с поворотным отвалом (рис. 2) отличаются от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор 5 на упряжных шарнирах 6 крепят охватывающую раму 3. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал 1, поворачивающийся налево или направо по ходу движения машины.

По краям отвала располагают толкатели 2, предназначенные для крепления его к охватывающей раме. Переставляя вручную толкатели в кронштейнах на раме, устанавливают отвал в правое положение по ходу машины, среднее или левое. В среднем положении отвала бульдозер выполняет такие же работы, как бульдозер с неповоротным отвалом, при боковых положениях отвала засыпают траншеи или очищают снег. Вертикальные перемещения отвала выполняют гидроцилиндрами подъема—опускания 4. Отвал оборудован средними 8 и крайними 7 ножами.

Рис. 3. Бульдозер-рыхлитель:

1 , 7 — рамы, 2 — наконечник, 3 — зуб, 4 — рабочая балка, 5 — верхняя тяга, 6 — гидроцилиндр подъема-опускания, 8 — гусеничный трактор, 9 — бульдозерное оборудование.

Бульдозер-рыхлитель

Бульдозер-рыхлитель (рис. 3) характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 8 крепят на шпильках опорную раму 7, на которой внизу шарнирно установлена рама 1, а вверху — тяга 5. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка 4 так, что образуется параллелограммный четырехзвенник.

По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры 6. В рабочей балке закреплен зуб 3 прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник 2.

Выдвигая шток гидроцилиндра, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток — заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику зуб перемещается при подъеме по траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин.

Рис. 4. Бульдозеры-погрузчики на колесном тракторе ’’Беларусь” :

Читайте также  Штукатурка и шпаклевка стен в чем разница?

а) — с бульдозерным отвалом, б) — с погрузочным ковшом; 1 — трактор, 2 — стрела, 3, 5 — гидроцилиндры поворота отвала и подъема-опускания, 4 — отвал, 6 — рама, 7 — погрузочный ковш.

Бульдозер-погрузчик

Бульдозер-погрузчик (рис. 4) агрегатируют с колесным трактором или шасси. На базовом тракторе 1 неподвижно закреплена рама 6, представляющая собой две вертикальные наружные стойки, жестко соединенные между собой. К раме шарнирно подвешивают стрелу 2. Одна сторона стрелы поднимается и опускается в вертикальной плоскости двумя гидроцилиндрами 5. На противоположном конце стрелы на двух шарнирах прикреплена рамка, которая поворачивается относительно стрелы двумя гидроцилиндрами 3. К рамке крепят бульдозерный отвал, погрузочный ковш или другие виды сменного рабочего положения.

Использованы материалы из книги: «Бульдозеры, скреперы, грейдеры» Г.Л. Забегалов, Э.Г. Ронинсон, 1991

Бульдозерный отвал и его применение

Отвал – это сварная жесткая конструкция, в основе которой широкий металлический лист, расположенный перпендикулярно движению трактора. Он может иметь различный профиль.

На нижней кромке закреплены два боковых и средние сменные ножи, обычно двухлезвийные. Они усилены сплавом из износоустойчивых материалов. В верхней части сделан козырек. Он служит для того, чтобы грунт не пересыпался через кромку.

Отвалы бульдозеров поворотные и неповоротные

Бульдозерный отвал может быть поворотным или неповоротным. Прямой (неповоротный) отвал может применяться практически на любых работах.

Максимальную эффективность он показывает при разработке грунтов повышенной или нормальной прочности.

Рабочий орган этого типа отвала бульдозеров быстро углубляется в грунт и хорошо наполняется. Его характеристики по тяге и удельной мощности на режущей кромке выше, чем у поворотных. Прямой бульдозерный отвал можно поставить с небольшим перекосом – это повысит эффективность работы на прочных грунтах.

Есть также прямой бульдозерный отвал-буфер, лобовая часть которого усилена еще одним листом и защищена резиновой подушкой. Такой рабочий орган ставится на трактор, толкающий скрепер, для лучшего заполнения ковша.

Поворотный отвал бульдозеров монтируется на специальной раме, П-образной или универсальной. Это дает возможность поворачивать рабочий орган на угол до 25 градусов. Такой бульдозерный отвал применяется в основном для отсыпки грунта.

Грунт отсыпается в боковые кавальеры в процессе нарезки траншей или их обратной засыпки, а также профилирования дорог. Он имеет значительную длину, поэтому отличается небольшой удельной мощностью и меньшей, по сравнению с неповоротным, жесткостью. Применять его на скальных грунтах и других «тяжелых» работах не рекомендуется.

Бульдозерные отвалы сферические, полусферические и специальные

Поверхность сферического (универсального) бульдозерного отвала (U) имеет цилиндрическую форму. В ней есть центральная секция, занимающая до 40% площади рабочего органа, и две боковых, с выступающими вперед краями.

Такой отвал бульдозеров хорошо набирает грунт, поэтому часто используется для загрузки бункеров (с эстакады), штабелирования сыпучих пород, планировки значительных площадей или перемещения большого количества почвы. Из-за того, что режущая кромка достаточно длинная, он плохо заглубляется. Поэтому для копания твердых грунтов (категория II и выше) он практически не применяется.

Выпускаются модели сферических бульдозерных отвалов с вместимостью, увеличенной на 30 – 70%. Их основное назначение – перемещение снега, торфа, древесной щепы и других легких материалов.
У полусферического отвала бульдозеров (SU) другое, по сравнению со сферическим, соотношение элементов. В частности, у него больше площадь центральной части (от 40%).

На краях боковых секций приварены косынки с вертикальными ножами. Благодаря им, такой отвал имеет повышенную накопительную способность, может устанавливаться с перекосом и хорошо нарезает траншеи. По возможности работать с прочными грунтами и способности накопления материала, полусферический бульдозерный отвал находится посередине между прямым и сферическим.

Специальные отвалы:

  • сферический, с вместимостью, увеличенной на 50-100% (для легких пород и материалов);
  • сферический, с переменной кривизной поверхности (улучшается способность к накоплению грунта);
  • W-образный, для уплотнительной техники (для работы на свалках);
  • ящичный (для работы с большими объемами угля или торфа).

Конструкция бульдозерного отвала

Главные элементы отвала: лобовой лист, система ножей, козырек, коробки, задняя стенка, ребра жесткости. На торцах устанавливаются боковые косынки с вертикальными ножами. Ножи срезают грунт, который в процессе движения бульдозера накапливается и перемещается лобовым листом.

Угловые ножи имеют повышенную прочность. Они выступают за края режущей кромки, уменьшая ее износ и облегчая заглубление бульдозерного отвала.

За счет наличия боковых ножей рабочий орган не заклинивается при рытье глубоких траншей, а в случае разработки твердых грунтов меньше изнашиваются косынки.

Козырек и боковые косынки увеличивают объем накопленного грунта, не позволяя ему пересыпаться через верхнюю кромку и по сторонам. Необходимая прочность бульдозерного отвала обеспечивается наличием ребер жесткости, коробок и задней стенки. К ним же крепятся элементы, соединяющие рабочий орган с гидроцилиндрами и толкающими брусьями.

Крепление к трактору

Для крепления неповоротного отвала предусмотрены подъемные гидроцилиндры и толкающие брусья. Система состоит из вертикальных подкосов для контроля наклона рабочего органа и его поперечного перекоса, а также горизонтальных раскосов, кронштейнов или растяжек, предотвращающих его поперечное раскачивание.

Через подъемные гидроцилиндры задняя стенка отвала бульдозера соединяется с рамой тягача. Толкающие брусья закреплены на рамах гусеничных тележек с помощью сферических или пальцевых шарниров. С отвалом они могут соединяться по симметричной или несимметричной схеме.

Поворотный бульдозерный отвал крепится сферическим шарниром к U-образной толкающей раме, которая охватывает снаружи гусеничные тележки. Для соединения с этой рамой боковых краев предусмотрены подкосы и раскосы. Чтобы повернуть отвал, надо переставить крепежные шарниры в одно из трех гнезд на толкающей раме, размещенных друг за другом. Если они стоят в средних, то отвал располагается перпендикулярно направлению движения трактора. С толкающей рамой гидроцилиндры также соединяются через шарниры.

Даже из общего обзора нетрудно заметить, что такой, казалось бы, простой рабочий орган, как бульдозерный отвал, на самом деле имеет достаточно сложную конструкцию. Это необходимо для того, чтобы обеспечить его максимальную эффективность и возможность разработки твердых грунтов.

Работа отвала, движение бульдозера

Бульдозерный отвал его конструкция и применяемость

Бульдозерный отвал представляет собой конструкцию коробчатого типа, состоящую из нескольких важных элементов:

  • Основу отвала составляет лобовой лист, с помощью которого перемещается грунт или иные материалы.
  • Козырек в его верхней части и косынки, установленные с двух сторон, не позволяют перемещаемой массе пересыпать за кромки.
  • Вертикальные ножи на боковых косынках предназначены для срезки грунта, накапливаемого в отвале.
  • Угловые ножи, изготавливаемые из высокопрочных легированных сталей, выступают за предел основной режущей кромки. С их помощью осуществляется заглубление отвала в почву. Кроме того, они принимают на себя основные нагрузки, уменьшая износ кромки, и предотвращают заклинивание отвала, в процессе рытья траншей большой глубины.
  • Ребра жесткости, коробки и задняя стенка придают отвалу повышенную прочность. К ним крепятся различные элементы, при помощи которых рабочий орган соединяется с гидравлическими цилиндрами и брусьями, производящими толкание.

Все бульдозерные отвалы можно разделить на два вида по возможности перемещаться в плоскости во время проведения работ – поворотные и прямые.

Неповоротный отвал наиболее распространен, ведь с его помощью можно выполнять любые виды работ. Это вид навески особенно эффективен, когда необходимо разрабатывать стандартные или особо прочные грунты.

Отвал данного типа легко заглубляется в почву и быстро наполняется, обеспечивая высокую продуктивность. Его конструкция позволяет создавать на кромке среза мощность большую, чем у поворотного механизма. Очень часто такую навеску устанавливают с небольшим перекосом, чтобы достигнуть более высокой производительности при планировке плотного грунта.

Одним из подвидов прямого отвала является отвал-буфер, отличающийся дополнительным усиливающим листом и защитной подушкой из прочной резины. Он предназначен для установки на трактор, который толкает скрепер, срезающий грунт пластами, способствуя лучшему наполнению его ковша.

Поворотный отвал устанавливается на универсальной раме или специальном приспособлении, имеющем п-образную форму. Такая конструктивная особенность позволяет изменять угол рабочей поверхности в процессе разработки до величины в 25°.

Подобные возможности определяют сферу использования таких навесных механизмов. С их помощью производится обратная засыпка технологических траншей, работы по профилированию дорог и очистки их от снега. Поскольку отвал подобного вида имеет значительную длину, его жесткость и толкающее усилие на основной кромке не так велико, что сказывается на мощности. Поэтому он не используется при разработке плотных грунтов с каменистыми включениями.

Специфические разновидности

Помимо основных видов бульдозерного отвала существует его вариации наиболее эффективные для проведения отдельных типов работ.

Сферические или полусферические отвалы имеют цилиндрическую форму и три секции. Центральная занимает собой 40% площади всей рабочей поверхности, а края двух боковых выступают вперед.

Подобная форма позволяет быстро набирать грунт, что предопределяет область использования. Трактор с бульдозерным отвалом данного вида легко справляется со штабелированием различных сыпучих пород, способен быстро переместить большие объемы грунта или произвести планировку земли на значительной площади. С его помощью можно за короткое время загружать инертные материалы в самосвалы при размещении на эстакаде. Однако для разработки твердых почв он не применяется. Также выпускаются сферические отвалы с повышенной вместимостью на 30-70% превышающей стандартную, и увеличенной площадью центральной секции. Они хороши для уборки снега, опилок или щепы, торфа и иных материалов легкого веса.

Навесные механизмы W- образного типа, предназначены для работы на свалках. Они прекрасно трамбуют и уплотняют находящиеся там материалы.

Ящичные бульдозерные отвалы имеют узкоспециализированное предназначение. Их применяют для различных работ с торфом и каменным углем.

Неповоротный отвал с гидроперекосом используется при работах на местности с серьезным уровнем уклона, и изменяющейся плотностью грунта. Данное свойство позволяет трактору продолжать прямолинейное движение при меняющемся толкающем усилии.

Отвал оригинальной формы с выступающими ножами и уменьшенной площадью рабочей поверхности предназначен для проведения мелиорационных работ, удаления пней и создания просек под высоковольтные ЛЭП.

Читайте также  Для чего нужна турбина в двигателе?

Кроме того, существуют специализированные отвалы, которые используются в армии для разминирования территории.

Способы крепления к трактору

Отвалы неповоротного типа крепятся к несущему их трактору с помощью толкающих брусьев и гидравлических цилиндров. Специальные вертикальные подкосы, входящие в систему, предназначены для контроля наклона рабочей поверхности и предотвращения перекоса. Горизонтальные растяжки и раскосы предохраняют отвал от поперечного раскачивания в процессе работы.

Задняя стенка отвала соединяется с бульдозером посредством гидроцилиндров. Крепление толкающих брусьев к рамам на гусеничных тележках производится при помощи специальных пальцевых или сферических шарниров.

Поворотный бульдозерный отвал крепится к тягачу через толкающую раму, охватывающую гусеничные тележки снаружи. Угол его поворота изменяется путем перестановки крепежных шарниров в одно из трех гнезд, размещенных в последовательном порядке на толкающей раме. Когда шарниры установлены в центральных гнездах, отвал располагается в положении, перпендикулярном движению тягача.

Какие отвалы применяют для бульдозеров толкателей?

ХОЧЕШЬ БЫТЬ ТРАКТОРИСТОМ-
БУДЬ ИМ

Бульдозерное оборудование

Бульдозерное оборудование с неповоротным отвалом. На гусеничных бульдозерах навешивают в основном два типа бульдозерного оборудования с неповоротным отвалом: с жестким и шарнирным креплением отвала к толкающим брусьям.
Оборудование с жестким креплением отвала применяют главным образом на легких бульдозерах типа ДЗ-42Г. Это оборудование состоит из отвала, двух толкающих брусьев и поперечной балки.
Бульдозерный отвал представляет собой жесткую сварную конструкцию, в основе которой заложен лобовой лист полукруглого профиля, усиленный сзади и по бокам листовыми коробками. Внизу лобовой лист усилен продольными косынками, образуя жесткую подножевую плиту, к которой спереди болтами крепятся три съемных ножа. Толкающие брусья — коробчатого сечения, приварены к отвалу. На их свободных концах имеются вильчатые опоры для шарнирного крепления к пальцам поперечной балки трактора. Подъем-опускание отвала относительно пальцев поперечной балки производится гидроцилиндром, шарнирно закрепленным корпусом на тракторе и соединенным головкой штока с кронштейном отвала.
Бульдозерное оборудование с неповоротным отвалом с жестким креплением отличается простотой конструкции и надежностью. Однако его эксплуатационные возможности не отвечают современным требованиям, в частности, по планировочным качествам, способности заглубления отвала при разработке прочных грунтов и т.п.
На гусеничных бульдозерах тягового класса 10. 50, как правило, применяют оборудование с шарнирным креплением отвала к толкающим брусьям. За счет возможности перекоса отвала (до 12° в каждую сторону в вертикальной плоскости) таким оборудованием разрабатывают более прочные грунты. Изменяя углы отвала, повышают качество планирования, нарезают при угловом положении отвала кюветы. Применение шарнирного крепления повышает производительность машины на 25. 30%.
На рис. 17 показано рабочее оборудование бульдозеров с неповоротным отвалом с шарнирным креплением (типа ДЗ-171.1 и Б10).
Отвал 1 и толкающие брусья 7 соединены между собой с помощью шарнирных подшипников 6. При перекосе отвала шарнирные подшипники позволяют толкающим брусьям поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях относительно осей шаровых опор 14, закрепленных на тракторе.
Отвал 1 представляет собой сварную металлоконструкцию, в основе которой заложен лобовой лист 4 (показан в сечении) полукруглого профиля, усиленный коробками жесткости и торцевыми стенками. В верхней части отвала приварен козырек 2 для формирования схода призмы грунта. К нижней части лобового листа крепятся ножи 16. С задней стороны к коробке жесткости приварены кронштейны 3 с проушинами для соединения с пальцами гидроцилиндров подъема-опускания отвала.
Толкающие брусья коробчатого сечения предназначены для передачи тяговой силы трактора отвалу. Подкос 12, балка 10 к тяга 8 представляют механизм компенсации, предназначенный для распределения боковых нагрузок на брусья 7 и обеспечения изменений угла между отвалом и брусьями в момент перекоса отвала. Балка 10 через карданный шарнир соединена с винтом 9, с помощью которого можно регулировать положение отвала относительно продольной оси трактора.
Гидрораскос 13 и винтовой (жесткий) раскос 5 регулируют и удерживают отвал под определенным углом резания в рабочем положении, а также изменяют угол поперечного перекоса отвала. Изменение угла резания происходит при одинаковом изменении длин раскосов, а изменение угла перекоса отвала — при регулировании длины только гидрораскосом.

Рис. 17. Оборудование бульдозера с неповоротным отвалом с шарнирным креплением:
1 — отвал; 2 — козырек; 3 — кронштейн; 4 — лобовой лист; 5 — раскос жесткий; 6 — подшипник; 7 — толкающий брус; 8 — тяга; 9 — винт; 10 — балка; 11 — серьга; 12 — подкос; 13 — гидрораскос; 14 — шаровая опора; 15 — прокладка; 16 — нож
Бульдозерное оборудование с поворотным отвалом
Оборудование с поворотным отвалом более универсально, так как предусматривает поворот рабочего органа в плане прямо или под углом до 27. 30° в обе стороны, а также и перекос до 6. 8 ° в вертикальной плоскости.
В состав оборудования (рис. 18) входит отвал 1 с толкателями 5 и толкающее устройство — рама 6.
Отвал по конструкции аналогичен отвалам, рассмотренным ранее. С задней стороны отвала предусмотрены проушины для крепления крестовин 2, соединяющих раскосы 3 и толкатели 5 с рамой 6, а также гнездо 9 для крепления шаровой опоры 8 рамы. Толкатели 5 соединяются с рамой 6 с помощью шаровых опор 12. Рама 6 состоит из двух полурам, соединенных в шаровой опоре вертикальным пальцем. На концах полурам предусмотрены шаровые опоры 10, которыми оборудование крепится к трактору. На полурамах предусмотрены дополнительные опоры 11, предназначенные для установки отвала в плане. На рисунке показано прямое положение отвала. В случае перестановки одного из толкателей на заднюю опору, отвал повернется в соответствующую сторону.
Жесткие винтовые раскосы 3 предназначены для установки угла резания отвала (при одинаковой регулировке длины) и установки перекоса (при разной регулировке длины).

Рис. 18. Оборудование бульдозера с поворотным отвалом:
1 — отвал; 2 — крестовина; 3 — раскос; 4 — кронштейн; 5 — толкатель; 6 — рама; 7 — палец; 8,10,11,12 — опоры; 9 — гнездо
Бульдозерное оборудование колесных тракторов

Колесные бульдозеры класса 1,4 выпускаются промышленностью в относительно небольших количествах. Обычно колесные тракторы снабжаются, кроме бульдозерного, еще каким-либо видом оборудования, имеющим широкое применение. Это одноковшовые экскаваторы, погрузчики, цепные экскаваторы, дисковые и дорожные фрезы и др. Причем бульдозеры в такой комплектации часто являются вспомогательным оборудованием.
Бульдозерное оборудование для машин этого класса выпускается как с неповоротным отвалом, так и с поворотным. Поперечный перекос отвала в них не предусмотрен. Гидроцилиндр управления подъемом-опусканием отвала подсоединен к гидросистеме трактора. Поворот отвала в плане выполняют вручную и фиксируют штырем.
Бульдозерное оборудование трактора К-702М имеет возможность поворачиваться в плане до 25° в каждую сторону, а также обеспечивает перекос отвала в поперечной плоскости на 16° в каждую сторону. Указанные манипуляции с отвалом, равно как и его подъем-опускание, осуществляются гидроцилиндрами.
Рыхлительное и дополнительное оборудование бульдозеров
Рыхлители, применяющиеся для вспомогательных работ, выпускаются с трехзвенной и четырехзвенной подвеской (рис. 19). Рыхлители для основных видов работ выпускают только с четырехзвенной, в основном параллелог-раммной, подвеской.
Трехзвенная подвеска (рис. 19, а) отличается простотой конструкции и меньшей металлоемкостью. Однако она обладает существенным недостатком, связанным с тем, что при заглублении зуба угол рыхления значительно меняется — от максимального на поверхности грунта до минимального на глубине рыхления. При этом износ наконечников происходит как по задней, так и по передней граням, и наконечник быстрее теряет работоспособность.
Четырехзвенная подвеска сохраняет угол резания постоянным, что увеличивает срок службы наконечников, так как их износ идет в основном по задней грани, а острая кромка сохраняется.
Рыхлители, применяемые для разработки прочных и мерзлых грунтов, могут иметь либо один рабочий орган — зуб, расположенный по оси машины, либо три зуба.
Однозубый рыхлитель предназначен для разработки более прочных пород, так как вся тяговая сила трактора сконцентрирована на нем.
Трезубые рыхлители используют на работах с более легкими породами. У этих рыхлителей зубья съемные, поэтому крайние зубья могут быть сняты. На рис. 19, б представлен однозубый четырехзвенный рыхлитель тракторов ДЗ-170 и Т10. Рыхлитель навешивают на балку заднего моста трактора с помощью опорной рамы 1. В раме предусмотрены кронштейны с расточками для шарниров крепления верхней тяги 2, нижней рамы 11 и корпуса гидроцилиндра 3. Верхняя тяга 2 и нижняя рама 11, в свою очередь, шарнирно крепятся к рабочей балке 5, образуя параллелограммную подвеску балки. К оси шарнира 4 крепится головка гидроцилиндра 3, с помощью которого поднимается и опускается рабочая балка.
В гнездо рабочей балки вставляется зуб рыхлителя 9, состоящий из стойки и съемного наконечника 7. Крепится стойка к балке пальцем 6. На стойке предусмотрены три отверстия для возможной перестановки зуба по вертикали. Наконечник крепится к стойке пальцем 15, который фиксируется пружинной чекой 14. В качестве сменного оборудования на рыхлителях применяют уширители 16, скалывающие породу снизу.
На работоспособность и производительность машин существенно влияют ножи бульдозера и наконечники рыхлителя.
Для повышения долговечности режущие кромки ножей и наконечников наплавляют износостойкими сплавами. По мере износа ножи и наконечники заменяют.

Рис. 19. Однозубый рыхлитель:
а — трехзвенный, б — четырехзвенный; 1,11 — рамы; 2 — тяга; 3 — гидроцилиндр; 4,10,12 — шарниры; 5 — балка; 6,15 — пальцы; 7 — наконечник; 8 — кронштейн; 9 — зуб; 13 — шайба; 14 — чека; 16 — уширитель
Для использования машин в различных грунтовых условиях или на специальных работах бульдозеры с неповоротным отвалом могут быть укомплектованы дополнительным оборудованием. Это уширители, открылки, рыхлительный зуб, откосник и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: