Что такое Гусек у крана? - AUTOEXPERTUSA.RU

Что такое Гусек у крана?

Что такое Гусек у крана?

WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике.

Общие сведения о стреловых кранах:
Стреловое оборудование с гибкой подвеской

Стрелы. В зависимости от вида выполняемых краном работ (погрузочно-разгрузочных, монтажных, вертикального транспортирования грузов) используют различные стрелы.

Стрелы с гибкой подвеской

По способу изменения вылета крюка (перемещения груза) различают подъемные стрелы и балочные стрелы с грузовыми тележками. Наиболее распространены подъемные стрелы.
Стрела представляет собой металлическую конструкцию, предназначенную для обеспечения требуемой величины вылета и высоты подъема крюка. Стрела прямоугольного или треугольного поперечного сечения состоит из основания, промежуточных секций и головной секции (головки). Основание стрелы оканчивается пятой с отверстиями, в которые закладывают оси или пальцы для соединения с проушинами поворотной платформы. На одной оси на головке стрелы помещают грузовые и стреловые канатные блоки, а также устанавливают ограничитель высоты подъема крюка.
Сжимающие нагрузки от массы поднимаемого груза, массы стрелы, усилий в канатах воспринимаются в основном поясными элементами стрелы. Раскосы и диафрагмы стрелы служат для восприятия скручивающих усилий и поперечных сил.
Стрела приспособлена к работе в основном на сжатие и восприятие момента от собственного веса. Практически стрела мало приспособлена к восприятию изгибающих нагрузок, которые могут возникнуть, в частности, при отклонении грузового полиспаста из плоскости подвеса стрелы.
Существует два способа соединения секций стрел и гуськов: шарнирное (пальцевое) и жесткое (болтовое). Шарнирное соединение обеспечивает меньшую трудоемкость сборки и разборки рабочего оборудования кранов с помощью собственных механизмов без дополнительных грузоподъемных средств.
Подъемную стрелу подвешивают к двуногой стойке, установленной на поворотной платформе, стреловым полиспастом. Конец каната полиспаста направляется на барабан стреловой лебедки.
Подъем или опускание стрелы сопровождается подъемом или опусканием груза, который описывает при этом криволинейную траекторию в пространстве.
Головные секции стрел могут быть оборудованы специальным жестким наголовником с грузовым полиспастом. Наголовник позволяет увеличивать подстреловое пространство и поднимать крупногабаритные тяжелые грузы на минимальном вылете крюка.
Стрелу, с помощью которой поднимают груз массой, равной максимальной грузоподъемности крана, называют основной. Длина основной стрелы в зависимости от грузоподъемности крана (16 — 100 т) принимается от 10 до 20 м.
Для монтажных работ используют удлиненные стрелы. Чтобы удлинить основную стрелу, ее снабжают промежуточными типовыми сменными секциями. В ряде случаев стрелы длиной свыше 40 м изготовляют с применением трубчатых элементов, а не составляют из типовых секций на базе основной стрелы.
Стрелы кранов в основном выполняют прямолинейными. На кранах грузоподъемностью до 10 т часто применяют основную стрелу ломаной конфигурации. Стрелы изготовляют решетчатыми сварными из уголков и труб или из элементов коробчатого сечения из стального листа.
Стрела состоит из четырех (трех) основных поясных уголков (труб), соединенных на сварке раскосами. В каждой секции четырехугольного сечения предусмотрены но концам диафрагмы.
Помимо стрел с постоянной длиной применяют выдвижные стрелы, в которых предусмотрено изменение их длины.
Выдвижная стрела стоит из двух или нескольких секций — опорной (неподвижной) и выдвижных, телескопически входящих внутрь опорной для изменения ее длины без рабочей нагрузки. Перемещается выдвижная секция по направляющим опорным каткам с помощью канатной передачи, гидро- или пневмопривода.

Выдвижные стрелы

Коробчатые выдвижные стрелы часто изготовляют с отверстиями в боковых стенках для снижения их массы. На оголовке подвижной секции установлены грузовые канатные блоки, а на опорной части закреплены канаты для выдвижения секций.

Гуськи. Гуськи позволяют увеличивать зону, обслуживаемую краном как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, и применять второй грузовой крюк для подъема более легких грузов.
Гусек представляет собой дополнительную стрелу, шарнирно закрепляемую на оголовке основной или удлиненной стрелы, что дает возможность изменять ее положение в вертикальной плоскости. Перестановка гуська в зависимости от конструктивного исполнения является установочной или рабочей операцией. Гуськи, которые не изменяют вылет с грузом относительно стрелы, называются неуправляемыми (установочными). Гуськи, изменяющие вылет с грузом на крюке, называются управляемыми (маневровыми).
Неуправляемый гусек представляет собой конструкцию треугольной формы, изготовленную из уголков и швеллеров или из труб. На оголовке гуська закреплены грузовые блоки, внутри гуська установлен отводной ролик для направления грузового каната к лебедке вспомогательного подъема, расположенной на поворотной платформе.
Неуправляемый гусек удерживается неподвижно во время работы на стреле канатными тягами. Канатные тяги соединяют хвостовую часть гуська с опорной секцией стрелы. Вылет крюка изменяют путем увеличения или уменьшения длины канатных тяг с помощью стяжных приспособлений — фаркопфов. Длина неуправляемых гуськов в зависимости от грузоподъемности крана колеблется от 4 до 12 м, длина управляемых — 30 м и более.
Управляемый гусек представляет собой решетчатую конструкцию из уголков или труб и состоит иэ опорной, головной н промежуточных сменных секций. На головной секции закреплены грузовые блоки и ограничители высоты подъема крюка. Опорная секция гуська шарнирно соединена со стрелой, а головная секция подвешена на канатных тягах к подстрелку. Хвостовая часть подстрелка удерживается с помощью полиспаста, канат которого проходит у основания стрелы и направляется на лебедку. Вылет управляемого гуська изменяют с помощью стреловой лебедки.

Башенно-стреловое оборудование. Управляемые гуськи на наклонных стрелах улучшают параметры крана — увеличивают высоту подъема и вылет крюка. Однако наклонная стрела ограничивает полезное подстреловое пространство, вследствие чего снижаются ширина и высота монтируемого краном сооружения. Поэтому применяют краны с башенно-стреловым оборудованием, т. е. с вертикально или под небольшим углом установленной башней, на верху которой шарнирно закреплена дополнительная стрела (маневровый гусек), подвешенная на канатных тягах. Вылет стрелы изменяется с помощью полиспаста и стреловой лебедки. В этом случае верхняя часть башни удерживается канатными тягами, а основание шарнирно соединяется с платформой.

Башенно-стреловое оборудование кранов

Дополнительные стрелы состоят из сменных секций; изменяя их количество, можно получать стрелы длиной от 15 до 30 м (для кранов грузоподъемностью до 100 т).
Башни и стрелы имеют прямоугольное или треугольное поперечное сечение; изготовлены из уголков, трубчатых элементов или стального листа.
Башенно-стреловое оборудование позволило расширить границы применения стреловых кранов: их используют вместо башенных передвижных кранов при возведении многоэтажных зданий и сооружений башенного типа.

Схема обслуживания зданий кранами с различным стреловым оборудованием

Грузоподъемность кранов с башенно-стреловым оборудованием при одинаковой высоте подъема крюка превышает в 2 — 3 раза грузоподъемность кранов с наклонной стрелой.
Сменное башенно-стреловое оборудование увеличивает универсальность стреловых кранов, при этом их мобильность и маневренность сохраняются.
Трудоемкость монтажно-демонтажных операций башенно-стрелового оборудования значительно ниже, чем башенных передвижных кранов.
На стреловых кранах с гидроприводом также предусматривается башенно-стреловое оборудование с дополнительными телескопическими (выдвижными) стрелами и выдвижными башнями.

Автокраны — советы при покупке

Почему мы редко видим подъёмные краны на железнодорожной платформе? Правильно, объекты строительства чаще всего не оборудованы подъездными путями. Почему не применяются вертолёты, ведь это так удобно: любой груз можно доставить даже в болото (и забрать из него)? Да потому, что очень дорого. Почему мостовые и козловые краны являются собственностью крупных предприятий, а не стройконтор? Во-первых, очень дороги; во-вторых, функционально не подходят, не для того созданы. А вот автомобильные краны отличаются мобильностью, возможностью работать на любых удалённых объектах. Их не надо разбирать для транспортировки на новые объекты стройки: даже если автокран не доберётся сам, железнодорожные габариты при доставке дают возможность не демонтировать автокран.

Автокран и его функции

Самоходная машина, служащая для изменения местоположения грузов, установленная на автомобильное шасси, ― вот что такое автокран. Без кранов не обойтись при монтаже зданий, сооружений и громоздкого технического оборудования., а также при перемещении по горизонтали и вертикали значительных по весу грузов. Автокраны часто применяют в логистических центрах вместо манипуляторов, так как у тех может не хватать мощности. Автокранам можно не только разгружать, но и разбирать, а также растаскивать завалы, потому их используют силы МЧС.

Классификации автокранов

Одна из классификаций учитывает основное стреловое оборудование. Если раньше, наблюдая за траекторией груза, мы видели, в основном, решетчатую стрелу, то теперь налицо завидное разнообразие:

  • — телескопические стрелы, оборудованные жёстким подвесом (гидравлическими цилиндрами);
  • — решетчатые, имеющие гибкий подвес, то есть использующие стальные тросы;
  • — башенно-стреловое исполнение;
  • — стрелы с гуськом.
Читайте также  Как восстановить шину бензопилы?

Классифицируются автокраны также по грузоподъёмности. В этой классификации автокраны делятся на три класса:

  • — малый ― до 4 тонн;
  • — средний ― до 10 тонн;
  • — большой ― свыше 10 тонн.

Впрочем, это не единственная классификация автокранов по грузоподъёмности, есть и такая: большой – 60-250 тонн, средний – до 60 тонн, лёгкий – до 10 тонн.

Классификация по виду питания привода: механический, гидравлический, электрический.

Классификация по приспособляемости к сменному оборудованию:

  • — общего назначения, работающие только с крюком;
  • — полууниверсальные, работающие как с грейфером, так и с крюком.

Имеет право на жизнь и такая классификация:

  • — одномоторный привод кранов, в которых двигатель шасси является приводом для всех его узлов и механизмов;
  • — многомоторный привод, где каждый механизм имеет свой отдельный двигатель.

Особенности стрел автокранов

Количество секций в телескопической стреле зависит от предполагаемого применения. В автокранах грузоподъёмностью до 10 тонн применяются двухсекционные стрелы, свыше ― трёхсекционные, для тяжёлых кранов-вездеходов чаше применяются четырёхсекционные, но иногда и трёх- и пятисекционные. В разрезе профиль секций чаще прямоугольный (простота и технологичность), но может быть и трапециевидным, и закруглённым, и сложным для тяжёлых кранов. В телескопических стрелах обычно устанавливают фиксаторы. Они дают возможность передать нагрузку на стрелу, ведь во время подъёма груз удерживают и поднимают только гидроцилиндры. Чтобы расширить эксплуатационные возможности кранов-вездеходов с телескопической стрелой, их иногда снабжают дополнительным оборудованием в виде жёстко прикреплённого к оголовку стрелы удлинителя, либо гуськами разной длины.

Решетчатые стрелы с подвесом на тросах более сложны при монтаже, чем телескопические, но зато они значительно легче их. Это огромный плюс. Выходит, что при одинаковом прикладываемом усилии грузоподъёмность решетчатой стрелы будет намного выше.

Если надо смонтировать объёмное и высокое сооружение, применяют башенно-стреловые краны. Отличие таких автокранов от других в том, что основная стрела играет роль опорной башни, а длинный клюв используется в качестве горизонтальной стрелы.

Часто можно видеть кран, где за основную стрелу, на конце которой уже висит крюк, выступает дополнительное удлинение, имеющее свой крюк. Это гусёк, позволяющий увеличить длину стрелы. Для чего он нужен? Допустим, на высоту 40 метров надо поднять какое-то не слишком тяжёлое оборудование: антенну, мачту мобильной связи, вентиляционное оборудование. Лёгкие недорогие краны способны поднять грузы до высоты 30 метров . Крайне невыгодно для этих целей заказывать мощный и дорогой кран, ведь деньги приходится платить за воздух: груз-то сам по себе лёгкий, просто у таких кранов стрела длиннее. Вот для этих целей и нужен лёгкий гусёк, удлиняющий стрелу более, чем на 10 метров . Крепится он шарнирно на конце стрелы за очень короткое время. Гусёк увеличивает работоспособность автокрана, оптимизирует его работу. На схематическом рисунке ниже гусёк под цифрой 6.

Главные характеристики автомобильных кранов

Грузоподъёмность. Она равна наибольшему весу, который может поднять этот кран, сохраняя устойчивость и способность к дальнейшей работе. Но стоит учесть, что в этот вес, помимо веса груза, входят грузозахватные приспособления и устройства (крюки, грейферы, захваты).

Длина стрелы. Это расстояние от пяты стрелы до крайней точки её головки. Величина, не играющая в строительных работах практически никакой роли. Почему? Просто её путают с такой важной характеристикой, как вылет стрелы.

Вылет стрелы. Он равен расстоянию от оси крана до оси груза. Естественно, при самом большом вылете будет самая меньшая грузоподъёмность (очень длинное плечо рычага). Ещё один нюанс ― даже самый наибольший вылет стрелы будет короче длины стрелы на расстояние от оси крана до заднего бампера.

Высота подъёма крюка. Она равна высоте нахождения крюка над поверхностью земли. Естественно, она будет зависеть от вылета стрелы, а также её подъёма, что, в свою очередь, зависит от того, применяются или нет опоры.

Угол перемещения стрелы. Измеряется он в горизонтальной плоскости и представляет собой угол, образованный осями направления стрел крана из одного крайнего положения в крайнее другое.

Скорость подъёма (опускания) груза. Изменение за единицу времени положения высоты груза в м/мин строго по вертикали.

Время изменения вылета стрелы. Промежуток времени в секундах между поднятием (опусканием) из положения наименьшего (наибольшего) вылета в противоположное.

Скорость передвижения (км/ч) ― путь, проходимый краном за единицу времени.

Полиспасты автокранов

Говоря о грузоподъёмности и необходимых усилиях для подъёма стрелы, нельзя не упомянуть о полиспасте. Всем известны системы блоков и такое устройство, как таль. Они позволяют поднимать грузы, прилагая меньше усилий.

Так вот полиспасты автокранов работают по типу талей. Полиспаст состоит из неподвижных и подвижных блоков. Они располагаются в двух разных обоймах. Канат, огибающий блоки, закрепляется одним концом на одной из обойм, другим на лебёдке. Чем больше в полиспасте блоков, тем больше ветвей каната их огибает, и, значит, меньшее усилие приходится на каждую ветвь. Число ветвей, а именно на них распределяется вес груза, называется кратностью полиспаста. Кратность и показывает, во сколько раз меньшее усилие нужно приложить для поднятия того или иного груза. На схематическом рисунке он находится под цифрой 8.

Использование разных видов автокранов

Автокраны бывают на автомобильном и гусеничном ходу. Применение тех или других диктуется условиями эксплуатации. В экспедициях, при отсутствии дорог, в труднодоступных местах, при спасательных работах целесообразнее использовать автокран на гусеничном ходу. В других ситуациях лучше колёсные: они маневреннее, мобильнее, не так давят на грунт.

Малые краны используют в малом строительстве, на погрузке-разгрузке, в складском хозяйстве, при нахождении строительных объектов одной компании на значительном удалении друг от друга. Большие незаменимы при крупном строительстве, прокладке нефте- и газопроводов, установке линий электропередач и линий связи.

Маркировка кранов

Перед тем, как знакомиться с маркировкой, надо ещё уяснить такое понятие, как размерная группа, потому что обозначение этой величины входит в код автокрана. Вот 8 размерных групп (от1 до 8): 4 т; 6,3 т; 10 т; 16 т; 25 т; 40 т; 63 т, 100 т. Более 100 тонн ― 9 группа.

КС означает «кран самоходный», Т или ТВ «тропики» или «тропики влажные», ХЛ ― для работы в условиях Севера, Г ― гусеничный ход. После первых букв через дефис идёт цифра, означающая размерную группу. Далее цифра 5 означает автомобильное шасси в ходовой части, 6 ― гибкую подвеску, 7 ― жёсткую. Потом идёт цифра, обозначающая номер модификации, затем буква, указывающая модернизацию (А ― первую, В ― третью и т.п.)

Пример: КС-2561БТВ ― кран самоходный грузоподъёмностью 6,3 т на автомобильном шасси с гибкой подвеской стрелы и механическим приводом (цифра 1) второй модернизации в исполнении для влажных тропиков.

Другие министерства дают иную маркировку: три буквы ― назначение крана, затем цифры ― грузоподъёмность. К примеру, СМК-8 ― кран специальный монтажный грузоподъёмностью 8 тонн.

Профессионализм при работе на кране приходит со временем.. Конечно, без опыта не приходит в голову, что, например, при увеличении вылета стрелы уменьшается грузоподъёмность, а опора служит не только для того, чтобы во время поднятия груза уберечь колёса. В этом случае перераспределяется центр рычага и этой же стрелой можно подать больший груз на большее расстояние.

Еще про крупногабаритную технику, оборудование и транспорт :

Стрелы автокрана и их особенности

Стрела автокрана – это основной рабочий элемент данного вида спецтехники. Она используется для манипуляции грузами и их перемещения в пространстве по вертикали и горизонтали (подъёма, опускания, переноса). При этом конкретная сфера применения определяется конструкцией стрелы, а также некоторыми другими особенностями.

По конструкции стрелы автокрана подразделяются на следующие виды:

  • Телескопические (гидравлический цилиндр, жёсткая подвеска);
  • Решётчатые (канаты, мягкая подвеска);
  • Башенно-стреловые.

Рассмотрим эти разновидности подробнее.

Источник изображения tespa.ru

Телескопические стрелы автокрана

Телескопическая стрела автокрана – наиболее распространённая разновидность этого манипулятора на современной технике. Конструкционно он являет собой несколько вложенных друг в друга цилиндров, внутри которых находится гидравлический механизм.

Такая конструкция отличается компактностью при перевозке – цилиндры вставляются друг в друга, подобном звеньям удочки или частям матрёшки. А при эксплуатации – выдвигаются, увеличивая длину стрелы в 2-5 раз (в зависимости от модели автокрана).

Читайте также  Как определить работу турбины на дизельном двигателе?

На конце такой стрелы находится подъёмный механизм – лебёдка с тросами и крюком. Она может быть как механически соединена с телескопической штангой, так и функционировать обособленно. Конкретная конструкция зависит от модели автокрана.

Источник изображения tespa.ru

В последние годы автокраны оснащаются телескопической стрелой с сечением «овоид». Такая геометрическая конструкция позволяет увеличить грузоподъёмность модели, сохранив сравнительно компактные размеры. Стрелу-«овоид» можно увидеть, например, на 25-тонном автокране «Клинцы КС-55713-1К-4».

Решётчатые стрелы автокрана

Сразу стоит отметить, что автокраны с решётчатыми стрелами в настоящее время практически не выпускаются. Телескопическая гидравлическая конструкция показала большую практичность и лучшие эксплуатационные качества. Несмотря на то, что решётчатая стрела имеет увеличенную по сравнению с аналогами грузоподъёмность, она сложнее в монтаже и не может изменять свою длину.

Стрела имеет «скелетную» решётчатую конструкцию и состоит из стальных прутьев, труб или брусков, сваренных между собой. Таким образом достигается высокая механическая прочность при сохранении малой массы изделия. Каждый из прутьев – своеобразное «ребро жёсткости». Благодаря малой массе и высокой механической устойчивости стрелы автокран имеет высокую грузоподъёмность.

Источник изображения wikipedia.org

Для манипуляции грузами используется лебёдка, установленная у основания стрелы. С крюком для захвата грузов она соединяется посредством блочного подъёмного механизма. В некоторых моделях автокранов используется специальная блочная конструкция, при которой трос образует словно бы две или больше петель – таким образом обеспечивается лучшая передача механического момента и повышается надёжность при манипуляции грузами.

Автокраны с решётчатыми стрелами выпускаются такими компаниями, как Liebherr, Kobelco, Demag, «КРАЯН» и другими. Многие производители уже смогли создать конструкцию «скелетно-телескопического» типа с применением складывающихся пролётов. Примером такого решения является автокран «КРАЯН КС-5363».

Башенно-стреловые автокраны

Башенно-стреловые автокраны, также (по классификации Liebherr) называющиеся самоходными строительными кранами, используются при возведении многоэтажных зданий для манипуляции различными грузами. Например, для доставки материалов и блоков с места их выгрузки до участка их монтажа.

Башенно-стреловые автокраны оснащаются решётчатой телескопической стрелой, состоящей из нескольких модулей. При разворачивании она принимает Г-образную форму. Часть стрелы – «башня» – поднимается вверх либо строго вертикально, либо под небольшим углом. Вторая часть располагается в горизонтальной плоскости.

Источник изображения liebherr.com

Грузоподъёмный механизм в таких кранах может быть реализован двумя способами. Первый подразумевает фиксацию лебёдки у основания башни и передачу движения блочно-тросовым механизмом. Такой вариант увеличивает надёжность конструкции. Впрочем, он не слишком практичен. Второй вариант подразумевает крепление лебёдки на стреле. Грузоподъёмность и надёжность конструкции в этом случае уменьшается, зато практичность – увеличивается.

Источник изображения liebherr.com

Примером такого решения является мобильный строительный кран Liebherr MK 140. Он же демонстрирует ограничения конструкции. Несмотря на то, что это – флагманская модель, грузоподъёмность крана при максимальном вылете стрелы составляет всего 1,9 тонны. Но зато поднять такой груз можно на высоту до 40 метров.

Стреловые удлинители и гуськи

Стрела автокрана может оснащаться дополнительным оборудованием. Наиболее широко применяются удлинители и гуськи.

Стреловые удлинители конструктивно и визуально похожи на просто дополнительный пролёт. Они необходимы для того, чтобы улучшить грузовысотные характеристики. То есть оснащённый удлинителем стрелы кран может поднимать больше грузов на большую высоту.

Единственный недостаток конструкции заключается в том, что в большинстве случаев такие удлинители неуправляемые. Да и их прочность значительно ниже, чем у основной стрелы крана. Грузоподъёмность удлинителя в среднем приблизительно в 5-10 раз меньше.

Гусёк, в свою очередь, это дополнительный крюк, расположенный на конце стрелы или стрелового удлинителя. Его единственная задача – увеличение грузоподъёмности крана за счёт перераспределения нагрузки и веса. Как правило, он способен повысить этот параметр на 10-20%. Гусёк может устанавливаться как непосредственно на заводе (некоторые китайские производители так делают), так и отдельно, в виде съёмного навесного оборудования.

Источник изображения tespa.ru

Поскольку в абсолютном большинстве случаев стреловые удлинители оснащаются дополнительным крюком, их также могут называть просто «гуськами». Примеры:

  • XCMG QY25K – китайский автокран со вспомогательным крюком («гуськом» без возможности удлинения);
  • Кран «KC-55713-5В-1 «Галичанин»» может комплектоваться удлинителем овоидной стрелы без крюка (просто дополнительной секцией);
  • «КС-55713-1В.62.400» – дополнительная секция для решётчатой стрелы с блоком, но без крюка, для автокранов «Ивановец»;
  • «КС-45717.61.350 (20А)» – грузовой удлинитель-гусёк с крюком для автокранов «Ивановец».

Таким образом, ассортимент дополнительного оборудования позволяет модифицировать кран как угодно.

Конструктивное устройство автокранов

В 2019 году купить автокран в Украине уже не проблема, если вы знаете как выбирать новый автомобильный кран согласно тем отраслевым задачам, которые должна решать эта спецтехника, предназначенная для организации погрузочно-разгрузочных или монтажно-строительных работ.

Сейчас мировые изготовители предлагают автомобильные краны с грузоподъемностью в диапазоне 14-1200 т.

Для стандартных, типовых строительно-монтажных работ достаточно крана с диапазоном грузоподъемности до 25 т.

Если речь идет о погрузочно-разгрузочных работах в портах, логических центрах, на строительстве крупных объектов инфраструктуры (железные дороги, автомагистрали, мосты, эстакады и другое), то применяются крановые установки с грузоподъемностью свыше 25 т.

Австро-китайский автокран, купить который можно вместе с установкой на шасси на Заводе спецтехники Техкомплект, выпускается торговой маркой Palfinger Sany. Можно заказать автомобильный кран на дорожном или специальном шасси, короткобазный самоходный, кран-вездеход на спецшасси с диапазоном грузоподъемности 25-220 т.

Palfinger Sany — это дочерний бренд китайской корпорации Sany Group, предлагающей автокраны с грузоподъемностью 25-600 т.

Делать выбор соответствующей модели автомобильного крана достаточно просто, если вам знакомо его устройство, и вы понимаете, как во время работы ведут его основные узлы, входящие в конструкцию крановой установки.

В статье вы узнаете:

Основные узлы автокрана

Итак, как устроены автомобильные краны? Основные элементы крановой установки – это сварные металлоконструкции, различные гидравлические и механические системы.

Условно любую крановую установку, независимо от ее грузоподъемности, грузового момента, типа, количества секций и максимального вылета стрелы, можно разделить на:

  • Поворотная часть
  • Неповоротная часть
  • Опорно-поворотное устройство (сокращенно ОПУ) – соединительный элемент между поворотной и неповоротной частью.

Поворотная часть: основные элементы

В поворотную часть входят такие элементы, как:

  • Основной элемент – крановая стрела, состоящая из секций.

В настоящее время модельные ряды ведущих изготовителей автомобильных кранов комплектуются 3-7 секционными стрелами – с ростом грузоподъемности крана увеличивается длина стрелы, то есть растет количество секций, а также увеличивается максимальная высота подъема груза и вылет стрелы.

Стрела конструктивно может выдвигаться за счет стального троса либо посредством гидроцилиндров. Тросовый механизм – это гарантия гибкости, тогда как гидравлика более предпочтительна для работ, в которых нужно обеспечить повышенную жесткость (прочность) при подъеме многотонных грузов.

Стрелы телескопического типа состоят из основания, механизма изменения длины стрелы, стреловых секций, стрелового полиспаста (грузоподъемного устройства, состоящего из огибаемой стреловыми канатами системы блоков) и устройства для захвата грузов (крюковые подвески, ковшевые грейферы для сыпучих продуктов, магнитные шайбы). Многие модели кранов комплектуются «гуськом» — удлинителем стрелы.

Стрелы телескопического типа имеют разное сечение:

  • прямоугольник
  • трапеция
  • многогранник
  • овоид (кривая замкнутая, гладкая и выпуклая, имеет только 1 ось симметрии).

Овоидное сечение, благодаря своей наибольшей устойчивости и прочности, придает стреле способность выдерживать большие нагрузки при максимальном ее вылете.

Количественные и качественные характеристики стрел в кранах Палфингер Сани:

  • Тип стрелы — телескопическая.
  • Стреловой механизм в крановых установках Palfinger Sany – гидравлический овоидный.
  • Количество секций – от 4 до 7.
  • Максимальная длина стрелы – в диапазоне от 32 до 90 м.

  • Исполнительные механизмы:
    • Подъемный механизм – грузовая лебедка, поднимающая или опускающая груз.
    • Механизм изменения вылета стрелы (гидроцилиндр изменения угла наклона стрелы). Для изменения вылета используется один или несколько гидроцилиндров (количество гидроцилиндров зависит от максимальной грузоподъемности крана).
    • Механизм для вращения поворотной части (поворотный механизм), в состав которого входит гидромотор, зубчатый венец поворотной опоры и редуктор (может быть 2-ступенчатый или планетарный, как у техники Palfinger Sany, для бесступенчатого вращения на 360 градусов).
  • Гидравлическая система и трубопроводы.
  • Электрооборудование и приборы для обеспечения безопасности.
Читайте также  Как сделать ковш на КУН МТЗ?

  • Кабина оператора-крановщика – эргономичная, крытая кабина крановщика используется для дистанционного управления краном. Здесь расположены основные элементы, регулирующие работу крановой установки (приборная панель для контроля ходовых характеристик, управление крановой установкой выполняется джойстиками). В современных крановых установках от ведущих производителей спецтехники кабины просторные, удобные и безопасные: пневмосиденье регулируется и с подголовником, есть освещение, автономный обогрев кабины, вентиляция, работает система стеклоочистителей и стеклоомывателей, солнцезащитный козырек, огнетушитель, ремень безопасности, термоизолирующие накладки на поручнях, мультимедийная поддержка (CD/MP3 радио магнитола).

  • Противовес, то есть, дополнительный груз для уравновешивания поворотной части, обеспечивает устойчивость работающей крановой установки – конструктивно это отливка из стали или набор подобных отливок (например, вкрановых установках Палфингер Сани с грузоподъемностью 50 и 80 т есть основной и дополнительный противовесы).

Какие части автокрана относятся к неповоротной части

В неповоротной части базовый конструктивный элемент – это грузовое шасси. Чуть ниже вы узнаете, какие грузовые бренды, машины с какой колесной формулой рекомендует Техкомплект для тех крановых установок, которые проходят крупноузловую сборку в Украине и монтируются на шасси.

На шасси монтируется опорная рама с аутригерами (четырьмя выносными опорами, увеличивающими опорный контур, то есть, обеспечивающими устойчивость крановой установки в разложенном, рабочем состоянии). Вообще, опорная рама – это жесткая конструкция, сваренная из балок. В центре опорной рамы размещается специальный фланец для монтажа опорно-поворотного устройства. Балки, расположенные поперечно, используются для того, чтобы разместить аутригеры. Опорную раму во время монтажа крановой установки на базовое шасси фиксируют болтами. Чтобы предотвратить смещение крановой установки относительно центра тяжести шасси, проводится установка специальных лонжеронов.

Также в неповоротную часть установки входят:

  • Привод насоса.
  • Бак гидравлической жидкости, хранящий и компенсирующий ее объем во время работы крановой установки.
  • Гидравлическая система (у Палфингер Сани устанавливаются аксиально-поршневые и 3-секционные шестеренчатые насосы).
  • Трубопроводы.

Базовые шасси, используемые для монтажа крановых установок

У крановых установок, будь то стандартный автомобильный кран, короткобазный или вездеход, ходовая часть – это базовое грузовое шасси.

Для работы крановой установки на шасси монтируют:

  • Ходовую опорную раму. Как было сказано выше, это сварная конструкция для монтажа ОПУ. Посредством ходовой рамы передается нагрузка от поворотной части крана на основание через базовое шасси или аутригеры.
  • Дополнительную коробку отбора мощности (КОМ, PTO) для работы крановой гидравлики.
  • Промежуточный редуктор.
  • Опорную стойку для стрелы.
  • Стабилизаторы либо так называемые выключатели упругих подвесок.

Если есть необходимость, конструктивно меняют месторасположение топливного бака и «запасок».

Спецшасси для установки кранов: основное отличие от дорожных

Часто у тех, кто собирается приобрести крановую установку с монтажом на грузовую шасси, возникает вопрос, какую торговую марку грузового бренда стоит выбрать?

Ответ на этот вопрос, прежде всего, зависит от типа крановой установки, ее веса и грузоподъемности. Объясним это на примере модельного ряда крановой спецтехники Palfinger Sany:

  • Для автомобильных кранов с грузоподъемностью до 50 т можно использовать совместимые по грузоподъемности и минимальной полной массе стандартные и полноприводные дорожные шасси от торговых марок IVECO, MAN, VOLVO, SCANIA, DAF, FORD, MERCEDES и др., а также МАЗ, КрАЗ, КАМАЗ. Колесные формулы: 6х4 (полнопривод 6х6) и 8х4.

Кроме того, для таких же кранов можно использовать спецшасси, главное отличие которых – это рама. В спецшасси рамы базового автомобиля и крановой установки объединены – это сделано для того, чтобы снизить нагрузку крановой установки на раму. С ростом грузоподъемности вопрос снижения нагрузки крановой установки становится важнейшим, поэтому для техники с большей грузоподъемностью (от 50 т и выше) используют в качестве базовых только 4-осные и выше шасси специального типа.

  • Короткобазные крановые установки, рассчитанные на грузоподъемность 25-120 т, передвигаются на полноприводных самоходных 2-осных шасси (4х4). Управление работой крана и передвижением ходовой установки происходит из кабины крановщика.

  • Краны-вездеходы с грузоподъемностью от 180 до 600 т, передвигаются только на спецшасси. Колесная формула таких шасси: 10х8, 12х8, 16х10.

Спецтехника в Украине – купить от производителя на заводе «Техкомплект» в Киеве.

Как устроены стреловые автокраны

Реакция экспертов на просьбу рассказать об автокранах со стрелами, соперничающими по длине с футбольным полем, оказалась на редкость прозаической: обычные краны, только большие. Что ж, это нормальный взгляд профессионалов, которым повседневная работа редко оставляет поводы для удивления. Нам же остается задавать наивные вопросы, чтобы выяснить, как все-таки работают эти машины — обычные и необычные одновременно.

Где они применяются?

Передвижные стреловые краны большой грузоподъемности — инструмент специфический. В самом деле, на строительстве многоэтажных зданий в основном используются башенные краны, для малоэтажной стройки и, скажем, работ по прокладке труб подойдут передвижные краны грузоподъемностью 25−45 т. А вот тяжелые автокраны применяются в основном для «точечных» операций, связанных, как правило, с монтажом промышленного оборудования. Именно поэтому такие машины редко приобретаются для долгосрочного использования, а чаще арендуются. Самое полное представление о том, куда и зачем катаются по России эти гиганты, можно получить в компаниях, отдающих краны в аренду.

«Наши машины постоянно в дальних командировках, — рассказывает Олег Агафонов, заместитель генерального директора по технической части компании «Рентакран», базирующейся в Подмосковье. — Из недавних работ — монтаж двух мегаваттных ветрогенераторов в Калмыкии. Генератор в сборе весит 47 т, нижний бетонный элемент — 50 т. Скажете, не так уж тяжело для 500-тонного крана? Да, но надо понимать, что лишь очень мощная машина способна нести стрелу достаточной длины, для того чтобы поставить ту же гондолу генератора на высоту 70 м. На строительстве нового терминала аэропорта Шереметьево наш 500-тонный кран монтировал деталь атриума весом 18 т. Причина использования тяжелого крана та же- стрелой пришлось дотягиваться на расстояние 60 м. Подъехать на кране ближе оказалось просто невозможно».

Но неужели для кранов, способных поднять сотни тонн груза, в России нет настоящей работы? «Есть, конечно, — отвечает Олег Агафонов. — Тяжелые грузы встречаются, например, при монтаже оборудования для металлургического производства. Недавно ставили две свечи дожига на металлургическом комбинате. Каждая свеча высотой 112 м. Или вот в Липецке устанавливали воздухонагреватель Калугина — 100 т. В Невинномысске — котел-утилизатор, те же 100 т. Никакой вертолет с такими грузами не справится. Эта работа — только для кранов».

Как они передвигаются?

Прежде чем рассказать о технических особенностях тяжелых автокранов, необходимо сразу заметить, что современные машины, производимые лидерами отрасли (Liebherr, DeMag, Grove и др.), насыщены электроникой и автоматикой. Водителю и оператору крана стоит только задать машине нужную программу, и многое она сделает сама. Вот пример: 400-тонный кран Liebherr LTM 1400−7.1 несет на себе телескопическую стрелу длиной от 46 до 60 м. Длина машины со сложенной стрелой — почти 19 м. Ширина — 3 м. Понятно, что управлять такой махиной в пути или при маневрировании- задача, не сравнимая даже с «пилотированием» тяжелой фуры, поэтому человеку нужна помощь автоматики. В распоряжении водителя есть несколько предустановленных программ «активного управления». Это значит, что в зависимости от угла поворота руля и скорости движения все колесные мосты (их семь) работают так, чтобы оптимизировать угол поворота. Если кран просто движется по дороге, то первые три моста (всего их семь) управляются постоянно. Мосты 4 и 5 «подруливают» до скорости 30 км/ч, а затем фиксируются в положении «прямо». Мосты 6−7 работают (поворачиваясь в сторону, противоположную повороту руля) до скорости 60 км/ч, а затем также фиксируются в положении «прямо». Этим достигается повышенная маневренность и устойчивость на больших скоростях и снижается износ шин, цена которых для тяжелой техники весьма чувствительна. Есть программы движения без заноса, предусмотрен и режим маневрирования, при котором все мосты повернуты в одну сторону под одинаковым углом. В этом случае кран едет по диагонали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: