Чем бульдозер отличается от грейдера? - AUTOEXPERTUSA.RU

Чем бульдозер отличается от грейдера?

Работа землеройно-транспортных машин

К землеройно-транспортным машинам относятся бульдозеры, скреперы, автогрейдеры и грейдер-элеваторы. Все они используются для выполнения комплекса земляных работ, связанного с разработкой и транспортировкой грунта.

Бульдозер представляет собой трактор с навесным оборудованием, состоящим из отвала, толкающей рамы и устройства для управления отвалом. При этом отвалы могут быть поворотными и неповоротными с гидравлической и канатно-блочной системой управления.

Бульдозеры предназначены для разработки, срезки, перемещения, послойного разравнивая, планирования, окучивания грунта при устройстве выемок и насыпей, срезке растительного слоя, планировочных работах, окучивании сыпучих и других строительных материалов, а также при расчистке территорий в составе подготовительных работ, обратной засыпке траншей и котлованов и т. п.

В зависимости от мощности базового трактора бульдозеры делятся на малогабаритные (до 20 кВт с тяговым усилием до 40 кН), легкие (соответственно до 60 кВт и 60 кН), средние (до 100 кВт и 100 кН) и тяжелые (до 120. 240 кВт и 150. 250 кН).

Цикл работы бульдозера состоит из набора, перемещения и разравнивания грунта (рабочий ход), обратного хода и маневров в концах ходов. При рациональной схеме работы время рабочего хода должно быть не меньше 70% времени цикла. Набор грунта бульдозером осуществляется при следующих способах резанья: прямоугольном, клиновом и гребенчатом. После набора грунта бульдозер может перемещаться по одной из двух схем: однослойной или траншейной. Однослойная схема перемещения используется в основном при срезке бульдозером растительного грунта. Набрав грунт, он перемещает его в отвал или промежуточный вал и без разворота возвращается к месту нового резанья. При траншейной схеме разработка ведется с оставлением перемычек, которые разрабатываются после прохода каждой траншеи. Траншейный метод позволяет значительно уменьшить потери грунта при перемещении машины. Если фронт работ достаточно широк, то допускается одновременная спаренная работа 2. 4 бульдозеров, при этом потери грунта также уменьшаются.

Для эффективного использования бульдозеров необходимо учитывать предельную дальность перемещения грунта и наибольшие уклоны рельефа местности. Для повышения производительности бульдозеров в зависимости от вида и дальности перемещения грунта в отвал машины дополнительно оснащают откосниками, открылками, уширителями и др.

Скреперы являются самоходными или прицепными (к гусеничному или колесному тягачу) землеройно-транспортными машинами, рабочим органом которых служит ковш с ножами в нижней части для послойного резания грунта. Они предназначены для послойной разработки в выемках и перемещения грунта с укладкой его в насыпи или в отвалы слоями заданной толщины, с разравниванием и предварительным частичным уплотнением, а также для срезки растительного грунта и выполнения планировочных работ. Скреперами разрабатывают песчаные, глинистые, суглинистые, галечно-гравийные и связные грунты с обломочными включениями скальных пород. Очень тяжелые и плотные, а также мерзлые грунты предварительно разрыхляют.

На площадках с поперечным (к направлению движения) уклоном до 5° скрепер должен набирать грунт при прямолинейном движении. При уклонах более 5° необходимо предварительно нарезать уступы и устраивать площадки для разворота скрепера. Наибольший эффект при наборе грунта достигается при движении скрепера в глинистых грунтах под уклон 5. 8°, а в песчаных — на подъем 2. 3°.

Показатели основных технологических параметров скреперов в зависимости от вида машины и вместимости ковша приведены в таблице.

При наборе грунта скреперами в процессе разработки используются различные способы резания: прямоугольный — при разработке любых связных грунтов; клиновой — при связных грунтах на горизонтальных участках; гребенчатый — при сухих суглинистых и глинистых грунтах на горизонтальных участках; клевковый — при сухих песчаных и супесчаных грунтах.

Длина пути набора грунта при совместной работе скрепера и толкача сокращается: в супесчаных и суглинистых грунтах — до 10. 12 м, в глинистых — до 15. 18 м (при нормальной длине пути набора 22. 26 м), при этом толщина стружки увеличивается на 20. 25%.

Имеют место две схемы последовательности разработки грунта и движения скреперов: траншейно-гребенчатая и ребристо-шахматная. Вторая схема по сравнению с первой сокращает время наполнения ковша благодаря резанию в конце набора более узкой и толстой стружки, что повышает производительность работы скрепера. Однако для такой схемы разработки Требуются крупные выемки.

В зависимости от вида возводимого земляного сооружения, количества резервов и отвалов, длины рабочей захватки и других условий принимают различные траектории движения скреперов.

Для обеспечения движения скреперов предусматривают устройство землевозных дорог и площадок для их разворота с допустимыми размерами по ширине, крутизной подъемов и спусков и минимальными радиусами поворота.

Автогрейдеры, являются универсальными землеройно-транспортными машинами, которые используются при планировочных работах, на строительстве и содержании дорог, для возведения насыпей высотой до 1 м, зачистке дна котлованов и невысоких откосов, при устройстве кюветов и нагорных канав и др. В качестве сменного рабочего оборудования на автогрейдерах могут быть установлены удлинитель, откосник, планировщик, бульдозер, снегоочиститель, уширитель и грейдер-элеватор.

Грейдеры-элеваторы — высокопроизводительные машины, используемые для послойной разработки режущим диском или стругом грунтов I-III групп с последующим их перемещением конвейером в отвал или транспортные средства. Прицепными грейдер-элеваторами возводят насыпи высотой до 1,25 м, самоходными — высотой 2. 2,5 м.

Чем отличается грейдер от бульдозера

Грейдер, бульдозер, скрепер — спецтехника класса транспортно-землеройных машин, применяемая для строительства дорог и проведения земляных работ, различных по сложности.

3 устройства отличаются между собой по техническим характеристикам, принципу работы, внешнему виду. Объяснить различия достаточно просто: каждая единица техники решает свою задачу, потому механизмы реализации не похожи друг на друга.

Для чего предназначены эти машины?

  • бульдозер — двигает, разрабатывает грунт; используется для планировочных работ;
  • грейдер — выравнивает участок, занимается профилированием дорог;
  • скрепер — срезает, передислоцирует, уплотняет отсыпанную землю и роет котлованы.

Часто вся техника работает над проектом совместно, выполняя полный цикл дорожных работ.

В чем отличие бульдозера от грейдера

Для того, чтобы ответить на вопрос, обратимся к техническим характеристикам обеих машин.

Бульдозер — колесный, чаще гусеничный трактор с отвалом (щитом), встречающийся практически на каждой стройке. Существуют следующие разновидности машины:

  • с универсальным отвалом. Щит, собранный из двух половин, соединенный шаровыми подвижными элементами, позволяет конструкции двигаться во всех направлениях.
  • с поворотной функцией, смещающей ковш влево и вправо.
  • с неповоротным, неподвижным отвалом.

Бульдозеры с гидравлическим приводом — популярный выбор. В случае этой техники щит может быть заменен на любое необходимое устройство: открылки, рыхлители или откосники.

Основные отличие бульдозера от грейдера — это гусеничный трактор в основе устройства, возможность смещения грунта, фронтальное расположение щита и высокая мощность.

Чем отличается грейдер от бульдозера

Грейдер и автогрейдер — спецтехника, созданная для планировки и перемещения грунта, других сыпучих материалов. Нож и щит — основные инструменты машины. В зависимости от планировки, нож может двигаться вертикально, горизонтально, во всех направлениях.

На самом деле, автогрейдер выполняет достаточное количество функций. Вот некоторые из них:

  • обустраивает водоотводные каналы;
  • профилирует дороги из грунта;
  • возводит насыпи.

Наиболее востребованные машины — автогрейдеры, являющиеся самоходными установками с высокой производительностью. Грейдер может оснащаться дополнительным инструментом.

Основные отличия грейдера от бульдозера — это необходимость установки устройства на тягач, возможность сбора отработанного грунта, расположение лопаты под корпусом и значительно меньшая мощность.

Что лучше — грейдер или бульдозер?

Невозможно уверенно сказать, какая техника лучше — у всего есть преимущества и недостатки. Бульдозеры, автогрейдеры могут быть взаимозаменяемы, но в основном используются под задачу; в выборе необходимо опираться на требования проекта.

Например, бульдозеры отлично справляются со строительным мусором, камнями и прочими предметами, которые необходимо толкать. Крупные машины на гусеничном ходу перемещаются практически безгранично: по пересеченной местности, песчаным карьерам, по грязи.

Читайте также  Как сделать гидравлический подъемник своими руками?

В свою очередь, автогрейдер — машина, применяемая для выравнивания поверхностей в процессе грейдирования. Для решения задачи применяется отвал или отвалы, но высота инструмента может меняться для других целей.

Чем отличается скрепер от грейдера

Скрепер — машина с огромными эксплуатационными возможностями. Её можно использовать в процессе рытья котлованов, для планировки поверхностей. Существуют прицепные, полуприцепные и самоходные разновидности, разница в применении которых — удаленность транспортировки и вместительность ковша.

Что делают с помощью скрепера?

  • разрабатывают, укладывают грунт в траншеи;
  • перемещают сыпучие материалы на расстояние до 5 км;
  • снятие растительного слоя ножом либо его разравнивание.

Главное различие между грейдером и скрепером — разница в размерах, доступный функционал: последняя машина в разы больше, мощнее миниатюрного собрата.

Какая бы спецтехника не рассматривалась для покупки, выбирайте с умом: оценивайте соответствие агрегата необходимым параметрам, функциональным возможностям, и применяйте по назначению.

Поможем выбрать спецтехнику исходя из ваших задач и бюджета. Обращайтесь по указанному на сайте телефону для получения бесплатной консультации. Честно расскажем в чем функциональные отличия и предоставим достоверную информацию по модельному ряду, особенностях эксплуатации и возможных рисках.

Еще статьи

Как выбрать телескопический погрузчик

Определите перечень работ, которые будут производиться, а после уже вы определите какой погрузчик вам подойдёт.

Что такое ресайклинг

Процесс снятия слоя 15-50 см дорожного покрытия и основания, который в значительной степени помогает снизить расходы на ремонтные дорожные работы

Что такое телескопический погрузчик

Спецтехника, которая совмещает в себе функциональность автокрана, складского погрузчика и фронтального

Какие бывают буровые установки

Спецтехника, предназначенная для бурильных работ, называется бурильной установкой.

Бульдозер или грейдер — что лучше использовать

Бульдозеры и автогрейдеры являются универсальной строительной техникой. Во многих проектах они могут быть использованы взаимозаменяемо. Тем не менее, грейдеры предназначены для выполнения одних задач лучше, чем бульдозеры. Если вам нужно выбрать один из двух вариантов, важно знать, какой из них наиболее эффективен для вашего проекта.

Первое, что нужно учитывать, это требования проекта и то, что вам нужно от оборудования. Также полезно знать различия между двумя типами оборудования и недостатки каждого из них. Сравним автогрейдеры с бульдозерами, чтобы помочь вам сделать правильный выбор.

Бульдозеры

Бульдозеры — это мощные механизмы, способные толкать камни, землю, строительный мусор и другие материалы. Их можно найти в карьерах, на полях, на строительных площадках и во многих других местах.

Гусеничный ход

Бульдозер состоит из трактора, обычно гусеничного типа. Поскольку бульдозеры часто используют гусеницы вместо колес, они могут перемещаться по пересеченной местности, например, по грязной или песчаной поверхности, не застревая. Большие гусеницы равномерно распределяют вес машины, что также помогает ей перемещаться по разным местам. В передней части машины находится тяжелый широкий отвал, используемый для толкания, выравнивания или подъема.

Дополнительное оборудование

Одним из преимуществ бульдозера является возможность использования различного дополнительного оборудования. Это обеспечивает большую гибкость одной машины и избавляет вас от необходимости арендовать или покупать другую технику. Вместо этого вы можете сэкономить время и деньги, взяв в аренду подходящее для задачи оборудование.

Использование бульдозера

Несмотря на большой вес, работа бульдозера относительно проста. Если традиционный гусеничный бульдозер не подойдет для вас, вы можете выбрать колесные или мини-бульдозеры для более высокой маневренности на небольших площадках.

Бульдозеры обычно используются в следующих сферах:

  • строительство
  • землеройные работы
  • сельское хозяйство
  • лесоводство
  • добыча полезных ископаемых
  • дорожно-строительные проекты

Преимущества и недостатки бульдозера

Основные преимущества бульдозера:

  • Гусеницы помогают предотвратить погружение бульдозеров при движении по пересеченной местности.
  • Использование бульдозера для удаления деревьев дешевле, чем ручная рубка.
  • Бульдозеры — это прочное, универсальное оборудование.
  • Бульдозеры проще в эксплуатации, чем большинство другой техники
  • Они доступны в различных размерах, чтобы удовлетворить потребности различных проектов.
  • Они часто оснащены удобными кабинами для повышения безопасности оператора и контроля

Недостатки бульдозера

  • Бульдозеры не рассчитаны на точность. Поэтому, если вам нужна машина, которая может выполнять точную работу, вы, вероятно, захотите выбрать автогрейдер.
  • Еще одним недостатком бульдозера является то, что они могут воздействовать на окружающую среду. Они могут нарушить почву на склонах и усилить эрозию или уничтожить деревья. Например, одно исследование показало, что бульдозеры повредили 33 процента деревьев на крутой местности во время строительства лесных дорог.
  • Также бульдозеры — это тяжелые машины. Их вес уплотняет почву, что может привести к проблемам с поливом на мелких почвах. Прежде чем выбрать бульдозер, подумайте о том, как это повлияет на ваши цели в долгосрочной перспективе.

Автогрейдеры

Грейдер представляет собой узкую многоцелевую строительную машину, используемую для выравнивания поверхности во время проектов грейдирования. Принцип работы автогрейдера заключается в том, что он использует свой отвал или отвалы для грубого или точного выравнивания. Тем не менее, положение и высота отвала могут быть гидравлически изменены для выполнения различных задач.

Когда проект требует точности, вы можете рассмотреть возможность использования грейдера. Из них также получаются отличные снегоуборочные машины. Многие профессионалы отрасли предпочитают автогрейдеры, потому что они поддерживают форму дорог и являются отличным инструментом для больших проектов.

Различное навесное оборудование

Так же, как бульдозер, к грейдеру можно прикрепить различные отвалы и рабочие инструменты, например, такие как:

  • плуг — идеально подходит для глубокого удаления снега,
  • цепи для шин — требуются для улучшения сцепления зимой,
  • односторонний снегоочиститель — для уборки снега или льда с дорог или городских улиц,
  • рыхлитель — используется для дробления асфальта, камней и других материалов и устанавливается в задней части автогрейдера.

Использование грейдеров

Автогрейдеры играют важную роль в выполнении выравнивания. В целом, — это универсальные, мощные машины, подходящие для крупных проектов. Они могут использоваться для выполнения любой из следующих задач:

  • Создать базу для дорог с твердым покрытием
  • Заложить фундамент для большого здания
  • Создать уклоны
  • Создать дренажные канавы
  • Убрать снег
  • Финишная оценка
  • Вырубка канав
  • Скарификация почвы

Автогрейдеры чаще всего используются в следующих типах проектов:

  • Дорожное строительство
  • Содержание и ремонт дорог
  • Уборка снега

Преимущества и недостатки автогрейдеров

Преимущества автогрейдеров

  • Быстрая и эффективная работа
  • Возможности точного воздействия вызывают меньше вреда для почвы
  • Грейдеры с сочлененной рамой могут маневрировать в стесненных условиях
  • Может ездить по дорогам и самостоятельно перемещаться между местами работы
  • Отлично подходит для крупных проектов

Недостатки грейдера

Работа автогрейдера требует навыков и опыта. Это означает, что это может быть не лучшим выбором для работников, которые являются новичками в строительной отрасли. Некоторые операторы говорят, что автогрейдер — самая сложная машина для изучения, если кто-то хочет использовать ее в полной мере. Это правда, что эта техника может многое, но оператор должен знать, как использовать все функции.

Кроме того, автогрейдеры имеют ограниченную тягу, потому что они используют резиновые шины, а не гусеницы. Они также не подходят для перемещения тяжелых грузов, как бульдозер, из-за расположения отвала. Наконец, автогрейдеры слишком велики для некоторых проектов.

Бульдозерами, скреперами, грейдерами

К землеройно-транспортным машинам относят погрузчики, скреперы, бульдозеры, грейдеры, грейдер-элеваторы. Бульдозеры и скреперы за один цикл разрабатывают грунт, перемещают его, разгружают в насыпь и возвращаются в забой порожняком. Стоимость работ, выполняемых этими машинами, в 3…4 раза меньше стоимости работ, выполняемых одноковшовыми экскаваторами.

Скреперы – наиболее высокопроизводительные землеройно-транспортные машины. Эксплуатационные возможности позволяют использовать их при отрывании котлованов и планировке поверхностей. В настоящее время применяют прицепные (с объемом ковша 3; 7 и 8 м 3 ), полуприцепные (с объемом ковша 4,5 м 3 ) и самоходные (с объемом ковша 8; 15 и 25 м 3 ) скреперы. Прицепные и полуприцепные скреперы наиболее эффективно применять при транспортировании грунта на расстояние до 1000 м, а самоходные — до 3000 м.

Читайте также  Как сделать самодельный экскаватор?

Рабочий орган скрепера – ковш с ножевым устройством, который осуществляет послойное резание грунта с одновременным набором его в ковш. Переход в транспортное состояние осуществляется подъемом ковша с одновременным его закрытием. Выгрузка производится в процессе движения скрепера послойно путем наклона ковша скрепера или перемещения задней стенки ковша – свободной или принудительной разгрузкой.

Скреперы подразделяют на прицепные, полуприцепные, самоходные Главный параметр – вместимость ковша, м. Основные технологические параметры: грузоподъемность, ширина и глубина резания, толщина отсыпаемого слоя. В настоящее время в строительстве применяют скреперы с вместимостью ковша 3. 15 м 3 . В мировой практике производства земляных работ используют скреперы, имеющие вместимость ковша до 60 м.

Ширина резания скреперов с вместимостью ковша 4. 25 м колеблется в пределах 2200…2800 мм. Максимальная глубина резания для этих машин составляет 250. 400 мм. Для более точного выполнения процессов планировки грунта и разработки грунта в земляных сооружениях типа «планировочная площадь» может применяться система автоматического управления положением ковша скрепера в зависимости от рельефа местности.

При помощи скрепера могут быть механизированы следующие процессы производства земляных работ: разработка и укладка грунта в земляные сооружения различных типов; перемещение грунта на расстояние от 100 до 5000 м; снятие и перемещение растительного слоя; послойное разравнивание грунта.

Работа скрепера осуществляется по следующей схеме: набор грунта ковшом скрепера, перемещение нагруженного скрепера в насыпь, разгрузка ковша с разравниванием и частичным уплотнением, возвращение порожним ходом к выемке и повторение цикла.

В зависимости от характера возводимого сооружения, взаимного расположения мест разработки и укладки грунта и от местных условий применяют следующие траектории движения скреперов: эллиптическую, спиральную, «восьмеркой», зигзагообразную, челночно-поперечную и челночно-продольную (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Схемы движения скреперов: а) эллипс; б) спираль; в) «восьмерка»; г) «зигзаг»; д) челночно-поперечная; е) челночно-продольная

Эллиптическая схема наиболее проста и применяется в большинстве случаев при планировочных работах в промышленном и гражданском строительстве. Наибольший эффект имеет при возведении насыпей или разработке выемок на линейно-протяженном строительстве с высотой насыпи или глубиной выемок не более 2 м, когда не требуется устройства выездов или съездов.

Спиральная (кольцевая) схема является разновидностью эллиптической, она наиболее подходит при возведении широких насыпей высотой 2. 2,5 м из двухсторонних резервов или при разработке широких выемок глубиной до 2,6 м. Схему часто применяют для устройства насыпей шириной, равной или большей длины пути разгрузки ковша. При этом не требуются съезды и выезды с площадки, основное движение скреперов перпендикулярно оси возводимого сооружения, уменьшается дальность транспортировки, повышается производительность.

Движение скрепера по «восьмерке» применяют при тех же условиях, что и эллиптическую схему. Отличием является то, что скрепер при своем движении по «восьмерке» чередует правые и левые повороты, что улучшает технико-эксплуатационные показатели и почти вдвое сокращает время на повороты, повышая тем самым на 3…5 % производительность скрепера.

Зигзаг используют при возведении протяженных насыпей (дорог, плотин) высотой до 6 м из рядом расположенных выемок при протяженности рабочих участков не менее 200 м. При этой схеме уменьшается число поворотов, сокращается продолжительность одного цикла, возрастает производительность по сравнению с эллиптической схемой на 15. 20 %.

Челночно-поперечная схема применяется при возведении насыпей
из двухсторонних выемок, а также при разработке выемок на глубину до 1,5 м с перемещением грунта в двусторонние отвалы. Набор грунта осуществляется перпендикулярно оси выемки при движении скрепера как в одну, так и в другую сторону. Схема сокращает число поворотов скрепера, длину пути груженого и порожнего хода. По сравнению с эллиптической схемой производительность скрепера выше на 20…25 %.

Челночно-продольную схему движения скреперов применяют при возведении насыпей до 5…6 м, с заложением откосов не круче 1:2,
с транспортировкой грунта из двусторонних резервов. При этой схеме холостой пробег сокращается до минимума.

При вертикальной планировке площадей рекомендуются эллиптическая, спиральная и челночно-поперечная схемы движения скреперов.

Тяжелые грунты, а также грунты с примесями, разработка которых затруднена, предварительно рыхлят на толщину срезаемой стружки. Для этого применяют рыхлители, являющиеся навесным или прицепным оборудованием к гусеничному трактору. Рыхлитель оборудован пятью стойками-ножами, а при рыхлении особо плотных грунтов – тремя (2-ю и 4-ю снимают).

Скрепер срезает ковшом стружку грунта толщиной 0,12. 0,35 м и шириной (для разных типов машин 1,65. 2,75 м). Наибольшая толщина отсыпаемого слоя 0,35. 0,5 м. Для равномерной толщины отсыпаемого слоя грунта разгрузку осуществляют только в процессе движения скрепера. Скреперы заполняют ковш на пути длиной 12. 20 м, длина пути разгрузки меньше и находится в пределах 9..15 м. Для увеличения толщины стружки, сокращения времени и более полного наполнения ковша грунтом применяют тракторы-толкачи (один толкач на 2. 6 скреперов).

Применяют следующие схемы резания грунта скрепером в зависимости от вида и сцепления грунта:

тонкой стружкой при постоянной глубине резания – при любых связных грунтах;

клиновидной стружкой (переменной ее толщиной) при заглублении ножа до максимальной глубины и последующем постоянном его подъеме – при разработке легких связных грунтов на горизонтальных участках местности;

гребенчатой стружкой (с попеременным заглублением и подъемом ковша) с постоянно затухающей амплитудой – при разработке сухих суглинистых и глинистых грунтов.

Скреперы – мощные и устойчивые машины. В груженом состоянии они могут преодолевать подъем до 18 % и в порожнем – до 40 %; скрепер может спускаться под уклон до 45 %, двигаться при поперечном уклоне до 30 %.

Бульдозер – это землеройно-транспортная машина, разрабатывающая и транспортирующая грунт при помощи отвала с ножом. Бульдозер применяется для планировочных работ, разработки котлованов, траншей и т.д. У некоторых бульдозеров отвал может поворачиваться под углом. Для уменьшения потерь грунта отвалы снабжаются открылками. К отвалу может крепиться и откосник для планировки откосов.

Процесс разработки грунта бульдозером состоит из трёх основных операций: набор, транспортирование и укладка грунта.

Применение бульдозеров для планировочных работ целесообразно при перемещении грунта на расстояние до 100 м. При большей дальности транспортирования бульдозеры становятся неэффективными, так как в процессе перемещения большая часть грунта теряется.

При дальности перемещения до 50 м бульдозеры разрабатывают и перемещают грунт без промежуточного вала. Из выемки в насыпь грунт перемещается за один приём. При необходимости перемещения грунта на расстояние более 50 м через каждые 20…25 м устраиваются промежуточные валы, что уменьшает потери грунта.

При планировке площадок могут быть использованы два основных способа работ – траншейный и послойный (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Схема резания и перемещения грунта бульдозером:
а) продольная при резании под уклон; б) то же, при горизонтальном участке;
в) то же, траншейным способом; г) то же, послойным способом; 1 – участок резания;
2 – то же, при перемещении; 3 – то же, разгрузки; 4 – насыпь; 5 – выемка

При траншейном способе выемку разбивают на ярусы высотой 0,4. 0,5 м. Каждый участок на ширину отвала бульдозера разрабатывают за 2. 3 проходки по нему. Между соседними участками оставляют полосу неразработанного грунта шириной до 0,6 м. Этот грунт служит стенками траншеи при их разработке, способствуя более полному заполнению отвала. Эти полосы разрабатывают в последнюю очередь перед окончательной планировкой площадки. Данный способ исключает значительные потери грунта при его перемещении и поэтому более производителен.

Читайте также  Как настроить карбюратор на триммере?

При послойном способе выемку разрабатывают слоями на толщину снимаемой стружки за один проход бульдозера последовательно по всей ширине выемки или отдельным его частям. Этот способ используют при сложном очертании площадок и при небольшой глубине срезки.

Отсыпка грунта в насыпь начинается с наиболее удаленных участков послойно с одновременным уплотнением или грудами без уплотнения. Возвращение в забой происходит обычно задним ходом без разворота с опущенным отвалом, что способствует разравниванию и промежуточному уплотнению грунта. Особо плотные грунты перед разработкой их бульдозерами следует рыхлить. При этом используют рыхлительное оборудование в виде одного, двух или трех зубьев-рыхлителей, которым оснащается бульдозер.

Автогрейдеры –универсальные высокопроизводительные машины, применяются для профилирования грунтовых дорог, планировки и отделки земляного полотна, устройства водоотводных канав, возведения невысоких насыпей из резервов, планировки территории с перемещением грунта до 25 м. Все операции, выполняемые автогрейдером, делятся на три вида: зарезание грунта ножом отвала; перемещение и отделка поверхности, включая планировку; разравнивание грунта и срез откосов.

Возведение невысоких дорожных насыпей из боковых резервов начинают с пробивки ножом автогрейдера первой борозды по линии контура подошвы насыпи, которая заранее обозначается колышками и вехами. После этого автогрейдер начинает срезать грунт в резерве от внутренней бровки и укладывать его насыпь.

Автогрейдер позволяет разрабатывать канавы глубиной до 1,1 м и шириной по дну 0,4…1 м.

Грейдер-элеваториспользуют для возведения насыпей не выше 1,1 м, для устройства канав не глубже 1 м, на планировке, иногда для погрузки грунта в транспортные средства. Грейдер-элеватор может работать на местности с поперечным уклоном не более 18° и преимущественно в связных грунтах естественной влажности; тяжёлые грунты необходимо рыхлить. Грунты, содержащие гальку, крупные корни, камни и валуны, разрабатывать грейдер-элеваторами нельзя. В зависимости от грунта режущий диск грейдер-элеватора устанавливают под соответствующими углами захвата и резания. При последовательных круговых движениях грейдер-элеватора грунт из выемки перемещается в насыпь транспортёром. Толщина слоя, снимаемого за один проход, зависит от группы грунта, диаметра диска и составляет 0,1…0,5 м. Транспортёр, расположенный наклонно к направлению движения, перемещает грунт по горизонтали до 9 м и не выше 3 м.

Широкие насыпи можно делать грейдер-элеваторами совместно с автогрейдерами. Отсыпку насыпи на высоту до 0,8 м производит грейдер-элеватор, а на большую высоту – автогрейдер, передвигающий вдоль насыпи валики грунта, отсыпаемые грейдер-элеватором, и профилирующий их на насыпи.

Что такое автогрейдер

Грейдер — машина для профилирования и планировки поверхностей и откосов, разравнивания и перемещения различных материалов (грунта, щебня, песка, снега) на незначительные расстояния. Слово «grader», которым англичане называют эту машину в переводе означает уравнивать, сглаживать. Под грейдером иногда понимают несколько другой тип машин – скреперы, что, неверно. Грейдер — не бульдозер, но его родственник, имеющий иную компоновку и более специализированное назначение.

Принцип действия:

Основную функцию — сглаживание и выравнивание поверхности, грейдер осуществляет с помощью отвала с ножом, размещенным на раме машины между передними и задними колесами. Такая компоновка позволяет выполнять нивелирование поверхности с большей эффективностью, производительностью и точностью, чем это бы сделал бульдозер с аналогичным рабочим органом. Отвал можно разворачивать в горизонтальной и вертикальной плоскостях, поднимать и опускать. Отвал изготавливают из согнутой по радиусу листовой стали. В нижней части на болтах крепится нижний нож, а по бокам отвала — боковые.

Схема планировки грунта:

а — колесным бульдозером

Бульдозеру, находящемуся на вершине, необходимо опустить отвал ниже уровня колес — только тогда он будет резать. А в момент, когда он находится во впадине, следует задирать отвал значительно выше линии колес, иначе он будет резать землю и углублять впадину.

При планировочных работах бульдозеристу необходимо постоянно перемещать отвал вверх-вниз, при этом ровную поверхность получить достаточно сложно. Из-за колебаний трактора в продольной плоскости, значительно вынесенный вперед от центра тяжести машины рабочий орган имеет еще большую амплитуду, этому также способствуют пневмошины и рессоры.

При работе грейдера положение совсем иное — расстояние между осями большое, поэтому при подъеме передних колес на неровность, отвал поднимается менее чем на половину высоты неровности, и срезает вершину выступа. При прохождении впадины отвал не режет грунт, а засыпает ее срезанным на выступе.

Классификация грейдеров:

1. Самоходные:

Помимо основного рабочего органа грейдеры могут оснащаться дополнительным оборудованием, включающим в себя бульдозерный отвал, удлинитель отвала, снегоочиститель, откосник и кирковщик — приспособление из зубьев, предназначенное для разрушения дорожных покрытий при ремонте.

Отвалы автогрейдеров оснащены механическим или гидравлическим управлением с приводом от двигателя.

2. Прицепные:

Прицепной грейдер тащит за собой трактор. Основная рама грейдера воспринимает на себя всю силу тяги трактора. На таких «композитах» обычно работают двое — грейдерист и тракторист. Такой грейдер не столь производителен и обладает меньшей маневренностью, чем автогрейдер. Но есть у него и достоинства – его может перемещать гусеничный трактор, который в условиях бездорожья имеет значительно большую (танки грязи не боятся!). К тому же он существенно дешевле автогрейдера.

3. Полуприцепные:

У этого типа грейдеров часть нагрузки передается на раму транспортера. Достоинства и недостатки такие же, как у прицепного, но менее ярко выражены

Важные показатели:

1. Угол захвата — определяет ширину захвата при вырезании и перемещении грунта. Оптимальным с точки зрения энергоотдачи считают диапазон углов от 35 до 450.

2. Угол наклона (зарезания) — угол поперечного наклона отвала к поверхности. Его устанавливают механизмом подъема и опускания отвала, величина составляет 15-200.

3. Угол резания — образуется плоскостью ножа и поверхностью грунта. При резании грунта он колеблется в районе 300 в зависимости от свойств грунта, а при планировании, его значение составляет около 650.

Технические характеристики:

Рабочий режим грейдера характеризуется скоростью в 3,5-5 км/ч, холостой – до 15, а транспортный для автогрейдеров может достигать 45 км/ч.

По длине отвала грейдеры весьма условно разделяют на:

  • легкие (до 2,5 м);
  • средние (2,5-3,5 м);
  • тяжелые – более 3,5 м.

Различают их также по массе, типу управления и другим второстепенным характеристикам.

На современных автогрейдерах часто используется автоматика, управляющая рабочим органом. Подобная система существенно повышает качество нивелировки поверхности (вместо 8-10 проходов в ручном режиме достаточно всего 1 в автоматическом). Помимо повышения качества и огромной экономии средств и материалов (дорожное строительство — очень дорогое «удовольствие»), подобные системы позволяют получать отменное качество даже при относительно малоквалифицированном персонале.

Область применения:

Основные области применения грейдеров — дорожно-строительная отрасль, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство, строительство и обслуживание аэродромов. В дорожно-строительной отрасли их используют для нивелировки дорожных оснований, возведения земляного полотна с использованием боковых резервов (в слабопересеченной и равнинной местностях при высоте насыпи менее метра). Грейдерами проводят послойное разравнивание грунта после работы землеройных машин, с их помощью обустраивают водоотливные каналы, откосы, обочины, выемки и насыпи. Грейдеры широко используются при ремонте гравийных и грунтовых дорог, в ирригации и мелиорации земель, для очистки улиц и дорог от снега.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: