Части и сборочные единицы бульдозера - AUTOEXPERTUSA.RU

Части и сборочные единицы бульдозера

Устройство бульдозера

Бульдозеры — это техника, с которой все начинается. Ее предназначение — разровнять площадку, убрать все лишнее, чтобы началось строительство нового объекта. Но у этой техники есть и другие задачи.

Предназначение и устройство

Машины рассчитаны на циклические действия — послойное копание, перемещение на небольшие расстояния грунта и стройматериалов — и используются при строительстве и ремонте дорог, зданий, каналов, разработке россыпей. С помощью этой техники проводят подготовительные работы для валки леса, расчищают территорию от крупных камней, прокладывают траншеи и канавы, засыпают ямы и овраги, уплотняют почву и многое другое. Нередко эти мощные машины выступают в роли тягачей.

Устройство бульдозера простое и надежное, машина состоит из базовой конструкции, отвала и толкающей рамы, системы управления и дополнительного оборудования (откосников, зубьев и др.). От дополнительного оборудования зависит специализация техники.

Классификация

Бульдозеры делятся по различным признакам: по назначению, рабочему органу, тяговому классу, типу ходовой части и виду управления.

Классификация по назначению

В зависимости от конструкции отвала машины бывают универсальные (общего назначения) и специальные. Универсальные подходят для всех основных видов работ, как правило для разработки грунта 1-й, 2-й и 3-й категории. Специальные ориентированы на использование в особых условиях. Отвалы могут быть прямыми, полусферическими и сферическими, с нависающим козырьком или без него, что также определяет их специализацию. Изменяя весовые и скоростные режимы, оператор управляет отвалом и получает возможность аккуратно работать с различными материалами. Использование сменного навесного оборудования расширяет функционал техники.

Различают около 20 типов бульдозеров, из них основные:

  • строительно-землеройные с шириной отвала до 5,5 м. Точность планировки этих машин до 2 см на 300–400 м. Техника оборудована лазерными датчиками и бортовым компьютером;
  • бульдозеры-нагребатели с узким сферическим отвалом. В их функции входит нагребать грунт и мусор в ковши погрузчиков;
  • бульдозеры-кусторезы с острой нижней кромкой и козырьком на отвале. Используются для подрезания кустов и подлесков;
  • мусорные — с высоким отвалом и козырьком. Эти машины разравнивают свалки и дымящиеся отвалы. Кабины таких бульдозеров оснащены системой очистки воздуха;
  • болотные — с широкими гусеницами и широким отвалом. Применяются на торфяных месторождениях и в различных видах мелиорации.

Классификация по тяговому классу

Машины данного типа делятся на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Эффективность бульдозера напрямую связана с его массой и мощностью, поэтому очень важно найти оптимальное соотношение. Сверхлегкие бульдозеры имеют тяговый класс до 0,9 тс и мощность 18–37 кВт, легкие — класс 1,4–4 тс и мощность 37–96 кВт, средние — класс 6–15 тс и мощность 103–154 кВт, тяжелые — класс 25–35 тс и мощность 220–405 кВт, сверхтяжелые — класс свыше 35 тс и мощность 510 кВт и более.

Классификация бульдозера по типу ходовой части: гусеничные или колесные.

Классификация по виду управления. Техника может поставляться с механическим, гидравлическим и пневматическим управлением. Сейчас наибольшее распространение получило гидравлическое управление бульдозера.

Модельный ряд бульдозеров, штатное и дополнительное оборудование (например, автоматические системы контроля, сигнализационные механизмы, установки создания микроклимата в кабине и многое другое) позволяют заказчикам выбрать технику с учетом конкретных задач, не переплачивая за излишний функционал или не требующуюся мощность.

Кабина — центр управления

Кабины современных бульдозеров — это технологичное пространство, где все продумано до малейших деталей. Здесь располагается эргономичное кресло, размещены системы вентиляции и кондиционирования, контрольные устройства, здесь все легко и интуитивно настраивается под водителя, чтобы ему было комфортно работать, а в случае необходимости — изменяется. Например, джойстик рулевого управления бульдозера Komatsu позволяет оператору управлять машиной легкими движениями без отрыва руки от подлокотника. Отличный обзор в кабине, качественные амортизация, шумоизоляция и защита от пыли — все это облегчает труд водителя и, безусловно, положительно сказывается на качестве работы.

Схемы работы бульдозера

Выбор схемы работы бульдозера зависит от возводимого объекта, расположения мест разработки и отсыпки грунта и других факторов. Здесь важно определить, при каком варианте меньше времени расходуется на холостые пробеги, переключение скоростей и повороты.

Распространена такая схема работы бульдозера: отвал опускается на 50–200 мм ниже точки опоры, происходит срез слоя, образовавшийся материал транспортируют (с одновременным подрезанием, чтобы компенсировать потери грунта во время движения) к месту разгрузки. После отсыпки отвал поднимается в транспортное положение, машина возвращается за новой партией. И все повторяется.

Первый среди равных

Бульдозеры Komatsu по праву занимают особое место в пантеоне строительной техники. Они выносливы даже по меркам той суровой сферы деятельности, для которой созданы. Эти неутомимые машины можно встретить в любой точке земного шара, они работают в самых неблагоприятных условия на различных объектах. Техника Komatsu надежна, проста в управлении и обслуживании.

Устройство и области применения бульдозеров разных классов

Бульдозер — самодвижущаяся землеройная машина, с помощью которой разрабатывают, планируют грунт, сыпучие материалы. Устройство бульдозера отличается простой конфигурацией, многообразием рабочих органов.

Назначение и общее устройство

Основные области использования машины — строительство, дорожное хозяйство, добыча полезных ископаемых. Назначение бульдозеров:

  • разрабатывать самостоятельно грунты 1-4 категорий, разрыхленные мерзлые, горные породы, перемещать их;
  • снимать плодородный грунт на этапе подготовки стройплощадки;
  • устраивать насыпи, выемки, каналы;
  • выравнивать территории, пологие откосы;
  • зачищать основания под фундаменты;
  • засыпать траншеи, канавы, котлованы, углубления;
  • подготавливать для добычи ископаемых рабочие зоны;
  • очищать площади, дороги от снега, мусора, камней;
  • рыхлить тяжелые, промерзшие грунты.

Общее устройство бульдозера предполагает наличие составляющих:

  • трактора с гусеничным или колесным движителем;
  • основного оборудования, которое располагается спереди трактора и крепится к его раме, называется отвалом, имеет рабочую поверхность цилиндрического типа, ножи, расположенные внизу, толкающую раму, управляющий поворотом и подъемом/опусканием механизм;
  • вспомогательного оборудования, представленного зубьями, которые используются для рыхления плотных пород, крепятся сзади трактора на раму.

Принцип работы машины:

  • отвал с помощью системы управления, которая находится внутри кабины трактора, опускается на поверхность грунта;
  • трактор, передвигаясь, толкает отвал вперед;
  • рабочий орган за счет веса и нижних ножей врезается в толщу грунта и, срезая слой, перемещает его на нужное расстояние.

Современные бульдозеры могут:

  • весить — до 106 т;
  • иметь силовой агрегат мощностью до 600 кВт;
  • разрабатывать за 1 проход слой грунта толщиной до 80 см;
  • иметь отвал высотой до 2,3 м (с козырьком), шириной до 6,1;
  • поднимать отвал на высоту до 1,78 м.

Классифифкация

Классификация бульдозеров основана на их конструктивных особенностях, условиях работы. По этим признакам они могут отличаться:

  • климатическим исполнением, адаптированным для условий низких (до -50°С), тропических (до +45°С, с большим количеством осадков) температур;
  • движителем: гусеничным — эффективным для работ при бездорожье; колесным, позволяющим передвигаться по дорогам без нанесения им ущерба;
  • формой отвала, который бывает: прямым — имеет одинаковую форму по ширине; полусферическим — с загнутыми на ширину ножа вперед боковыми сторонами; сферическим — боковые стороны загнуты вперед на треть ширины отвала;
  • типом отвала, который бывает: неповоротным — расположен перпендикулярно оси агрегата и перемещается вверх/вниз; поворотным — имеет возможность установки под углом к направлению движения трактора; универсальным, состоящим из 2 половин, которые устанавливаются в любом положении;
  • назначением отвала: угольный; землеройный; для уборки мусора, отходов; скальный; для толкания скреперов.

По управлению отвалом

Эта характеристика связана с возможностью подъема/опускания, поворота, перекоса, наклона отвала. Зависит от механизма управления, который бывает:

  • механическим: состоит из лебедки и системы канатных блоков (имеет также название канатно-блочного), сегодня практически не используется;
  • электромеханическим — отличается от первого типа присутствием электромоторов, приводящих во вращение лебедки;
  • гидравлическим, работающим от гидронасоса, имеющим исполнительные органы — гидроцилиндры.
Читайте также  Как устроена стрела телескопического крана?

По тяговому классу

По классу бульдозера можно определить его производительность. Класс зависит от мощности силового агрегата трактора, общего веса машины. Лучший показатель у изделий с большим значением обоих параметров. Классифицируют по нему механизмы, замеряя усилие, которое развивает машина на заднем крюке, передвигаясь по стерне. Тяговые классы бульдозеров приведены в таблице.

Внеклассные бульдозеры

  • мини-бульдозеры с мощностью тракторов ниже класса 0,1, имеющие низкий уровень эффективности даже при снегоуборке;
  • дорожные машины и карьерный бульдозер, отличающиеся сверхмощными силовыми агрегатами, большими габаритами, используемые при возведении крупных сооружений, имеют высокую производительность.

По назначению

По этому показателю типы бульдозеров бывают общего назначения — выполняют традиционные виды строительных, землеройно-планировочных работ при температурах -40…+40°С. Различают специализированные механизмы, с помощью которых ведутся подземные или подводные разработки, специальные виды работ. Такие механизмы используются при низких (до -60°С) и высоких (до +60°С) температурах.

Руководство по эксплуатации Бульдозера Б10: Критерии предельного состояния бульдозера и его составных частей

1 0 .2. КРИТЕРИИ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРАКТОРА

И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

Состояние бульдозера считается предельным, если его достигли не менее двух из основных сборочных единиц: дизель, трансмиссия и несущая система.

Предельное состояние дизеля, трансмиссии, несущей системы и других основных составных частей бульдозера считается достигнутым при наличии хотя бы одного из критериев, приведенных в таблице 10.1.

Критерии предельного состояния основных составных частей бульдозера

Наименование составной части Критерии предельного состояния
ДИЗЕЛЬ
Дизель в сборе 1 Трещины, износ посадочных мест, неплоскостность и другие состояния блока цилиндров, при которых требуется его замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
2 Износ, излом и задиры коленчатого вала, при которых требуется его замена или ремонт со снятием дизеля
3 Износ моторокомплекта цилиндро-поршневой группы, при котором требуется его замена (допускается одноразовая замена гильз и поршней не более 25 % цилиндров)
Головка цилиндров 1 Трещины по перемычкам клапанных гнезд, отверстий под направляющую втулку, пробоины, прогорания
2 Предельная неплоскостность привалочной поверхности к блоку цилиндров
3 Износ гнезд клапанов в теле головки
Турбокомпрессор 1 Трещины, износ посадочных мест корпуса турбины или среднего корпуса, при которых требуется его замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
2 Дисбаланс или предельный износ колеса турбины с валом
Воздухоочиститель 1 Трещины корпуса, при которых требуется его замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
2 Трещины циклонов, их блока или бункера с пылеотводящим патрубком, требующие заварки
Топливный насос 1 Трещины, износ посадочных мест корпуса, при которых требуется его замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
2 Износ сочленений регулятора, требующий его замены или ремонта с демонтажом и полной разборкой
3 Износ кулачкового вала насоса, требующий его замены
4 Зазор в сопряжении «шейка кулачкового вала – опора», требующий их замены
5 Износ не менее 50% плунжерных пар, требующий их замены
Масляный насос 1 Трещины или износ корпуса, при которых требуется его замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
2 Предельный износ или сколы зубьев шестерен
Водяной насос 1 Трещины или износ корпуса, при которых требуется его замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
2 Износ или излом вала насоса, требующий его замены или ремонта
Пусковой двигатель 1 Трещины или износ посадочных мест картера, при которых требуется замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
2 Износ или излом коленчатого вала, при котором требуется замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой двигателя
Редуктор пускового двигателя 1 Трещины или износ посадочных мест корпуса, при которых требуется замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
2 Износ шлицев или посадочных поверхностей под подшипники на валу, требующие его замены
НЕСУЩАЯ СИСТЕМА
Несущая система Предельное состояние рамы
Рама 1 Деформация, трещины лонжеронов более 40% периметра сечения
2 Трещины корпуса бортовых фрикционов или боковины под установку бортовых редукторов, для устранения которых требуется демонтаж основных агрегатов трансмиссии или дизеля
ТРАНСМИССИЯ
Трансмиссия в сборе Предельное состояние не менее трех сборочных единиц: коробки передач, главной передачи, бортовых фрикционов, одного из бортовых редукторов, гидротрансформатора или муфты сцепления
Коробка передач, главная передача 1 Трещины или износ посадочных мест корпуса коробки передач, при которых требуется его замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
2 Предельное состояние более 25 % валов или шестерен постоянного зацепления
3*. Износ отверстий водила, при котором требуется его замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
4*. Трещины или износ пакета дисков, требующие замены или ремонта с демонтажом и полной разборкой коробки
Муфта сцепления 1 Износ шлицев или посадочных мест под подшипники на валу, или излом вала, при котором требуется его замена
2 Износ или разрушение нажимного (ведущего) диска
Гидротрансформатор 1 Трещины или износ посадочных мест корпуса, при которых требуется его замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой
2 Поломка или износ вала турбинного колеса или оси реактора, при которых требуется их замена
Бортовой редуктор 1 Трещины или износ посадочных мест корпуса, при которых требуется его замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой.
2 Предельный износ, сколы зубьев более 25% шестерен
Бортовой фрикцион Трещины или износ внутреннего или внешнего барабанов, требующие их замены или ремонта с демонтажом и полной разборкой
ХОДОВАЯ СИСТЕМА
Ходовая система в сборе 1 Предельное состояние левой и правой рам тележек
2 Предельное состояние не менее 50% опорных катков левой и правой тележек и натяжных колес
3 Предельное состояние гусеничных цепей и не менее 50 % опорных катков левой и правой тележек
4 Предельное состояние гусеничных цепей с натяжными колесами
Тележка 1 Предельное состояние рамы
2 Предельное состояние более 50% опорных катков
Рама тележки 1 Трещины материала более 40% периметра сечения
2 Трещины более 40% длины сварных швов
Катки опорные, поддерживающие 1 Предельный износ беговых дорожек роликов
2 Скол роликов на длине более ¼ окружности
3 Износ или разрушение посадочных мест под подшипники, требующие замены или ремонта катка с демонтажом и полной разборкой
Колесо натяжное Предельный износ обода или посадочных мест под подшипники или сколы бортов обода по длине более ¼ окружности
Гусеница 1 Предельное увеличение шага гусеницы
2 Предельное состояние более 20% звеньев или втулок
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДИЗЕЛЯ
Водяной и масляный радиаторы Предельное состояние более 30% трубок сердцевины радиатора
Топливный бак Деформация бака с разрушением стенок и перегородок, требующая его замены
КАБИНА
Кабина в сборе 1 Более трех трещин несущих элементов кабины длиной более 50% периметра их сечения
2 Разрушение мест крепления дверей к вертикальным стойкам кабины, устраняемые путем замены всей стойки
ГИДРОСИСТЕМА НАВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Гидронасос 1 Трещины корпуса, при которых требуется его замена или ремонт с полной разборкой
2 Предельное значение подачи рабочей жидкости (коэффициент подачи менее 0,7)
Распределитель 1 Трещины корпуса, при которых требуется его замена или ремонт с полной разборкой
2 Предельные общие внутренние утечки (объемный коэффициент менее 0,75)
Гидравлический бак 1 Наличие трещин по сварным швам
2 Разрушение стенок или перегородок бака, требующие его замены
Гидроцилиндр 1 Износ или задиры рабочих поверхностей гидроцилиндра
2 Износ или изгиб штока, требующие его замены
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Зарядный генератор, стартер, электродвигатели 1 Трещины корпуса, при которых требуется его замена или ремонт с полной разборкой
2 Межвитковое замыкание или обрыв обмотки
3 Износ, разрушение подшипников, при которых требуется их замена или ремонт с демонтажом и полной разборкой узла
4 Предельный износ коллектора или контактных колец
Аккумуляторные батареи 1 Трещины или сколы, нарушающие герметичность моноблоков батареи
2 Разрядка более чем на 50%, не восстанавливаемая путем проведения зарядки
Читайте также  Как сделать подъемник на газель?

*Только для планетарной коробки передач

Сайт предназначен для получения справочной информации о продукции производства Челябинского тракторного завода ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» — Бульдозер Б10М, 2021 год.

Части и сборочные единицы бульдозера

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ


КОНСТРУКЦИИ БУЛЬДОЗЕРОВ, СКРЕПЕРОВ, ГРЕЙДЕРОВ

НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БУЛЬДОЗЕРОВ, СКРЕПЕРОВ, ГРЕЙДЕРОВ

Бульдозеры и их разновидности

Назначение. Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для срезания планировки и перемещения на расстояние до 150 м грунтов и материалов. Виды работ, выполняемых бульдозером, описаны в §31.

Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган — отвал. Бульдозер — это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т.п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.

При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления.

Классификация. Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины (мощности двигателя). *

По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные.

Бульдозеры общего назначения используют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды ± 40 °С, холодного климата с температурой воздуха до *-60 °С, а также в условиях тропиков с температурой до 50 °С.

Специальные бульдозеры предназначены для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. Выпускают бульдозеры-путепрокладчики, используемые при прокладке дорог и путей, бульдозеры-толкачи — для работы со скреперами, трюмные бульдозеры — для штабелирования материалов и полезных ископаемых в трюмах теплоходов, подземные бульдозеры -для работы в шахтах и штольнях, подводные бульдозеры — для работы в воде.

По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры.

Гусеничный бульдозер распространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях.

Колесный бульдозер применяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект.

По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, поворотным отвалом в плане, универсальные и бульдозеры-погрузчики.

В бульдозерах с неповоротным отвалом он установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.

В бульдозерах с поворотным отвалом его можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения.

Универсальные бульдозеры оборудованы шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси машины, под углом в одну сторону или под утлом в разные стороны.

Бульдозеры-погрузчики характеризуются тем, что на подъемной стреле шарнирно установлен отвал; вместо него можно навешивать грузовой ковш или другие виды сменного рабочего оборудования (например, крюк).

По форме рабочего органа различают прямой, полусферический, сферический отвалы.

Рис. I. Гусеничные бульдозеры с неповоротными отвалами: а — с жесткими толкающими брусьями, б — с шарнирными брусьями; 1 — отвал, 2 — несущая рамка, 3 — гидроцилиндр подъема-опускания отвала, 4 — рукав, 5 — подрамник, 6 — поперечная балка, 7 — толкающий брус, 8 — трактор, 9 -нож, 10 — двигатель, 11 — муфта сцепления, 12 — кабина, 13 — коробка передач, 14 — задний мост, 15 — звездочка, 16 — гусеничная тележка, 17 — гусеница, 18 — шарнир, 19 — гидрораскос, 20 — универсальный шарнир; положения отвала: I — нижнее, II — рабочее, III — транспортное

У прямого отвала — одинаковая форма по всей ширине. Концы полусферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей. В сферическом отвале боковые секции выдвинуты вперед на V3 ширины.

По назначению отвалы подразделяют на землеройный, скальный, снежный, угольный, а также отвалы для толкания скреперов, уборки древесных отходов, мусора.

Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов. Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов. Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега. Угольный отвал используют при складировании материалов. Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом. Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.

По типу привода рабочего оборудования известны бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.

По классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают бульдозеры следующих видов: малогабаритные (класса до 0,9, мощностью 18,5. 37 кВт), легкие (классов 1,4. 4, мощностью 37. % кВт), средние (классов 6. 15, мощностью 103. 154 кВт), тяжелые (классов 25. 35, мощностью 220. 405 кВт), сверхтяжелые (классов 50. 100, мощностью 510. 880 кВт).

Устройство бульдозеров. Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, а также бульдозеры-погрузчики.

Бульдозеры с неповоротными отвалами бывают с жесткими (рис. 1, а) и шарнирными (рис. 1, б) толкающими брусьями.

Бульдозер первого типа оборудован отвалом 1, к которому жестко приварены два толкающих бруса 7, охватывающих снаружи базовый трактор 8. Брусья шарнирно установлены на поперечной балке 6, болтами прикрепленной к раме трактора. Спереди к ней также прикреплен подрамник 5, к которому шарнирно через несущую рамку 2 подвешен один гидроцилиндр 3 двойного действия. К гидроцилиндру подведены два рукава высокого давления 4, которые соединяют его с гидросистемой трактора. Она состоит из гидронасоса, гидрораспределителя, гидробака и гидролиний. Подавая давление масла, развиваемое гидронасосом, в одну полость гидроцилиндра, поднимают бульдозерный отвал, в другую — опускают его. Отвал в зоне резания грунта оборудован съемными ножами 9.

Бульдозер второго типа включает в себя прямоугольные толкающие брусья 7, которые с одной стороны шарнирно с помощью упряжных шарниров 18 связаны с тележками 16 трактора, с другой — универсальными шарнирами — с отвалом 1.

Для сохранения определенного положения и резания грунта с минимальными затратами энергии отвал с одной стороны удерживается гидрораскосом 19, с другой — жесткой тягой. Гидрораскос подсоединен к гидросистеме трактора и осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости. Бульдозер оборудован двумя гидроцилиндрами 3 подъема — опускания, которые также связаны с гидроприводом трактора.

Гидроцилиндрами подъема — опускания 3 отвал устанавливают в нижнее I, рабочее II, транспортное III и промежуточные положения.

В качестве базовой машины может быть использован трактор, тягач или специальное шасси. Двигатель 10 трактора через муфту сцепления 11 или гидротрансформатор приводит в действие коробку

передач 13 и задний мост 14. Звездочки 15 передают вращение от двигателя гусеницам 17, которые перемещают всю машину вперед или назад.

Кабину 12 размещают преимущественно в задней (у тракторов типа ДТ-75Н, Т-4АП2, Т-170) или в средней (у трактора ДЭТ-250М2) части, а также впереди машины со стороны бульдозерного оборудования (у трактора Т-330).

Бульдозеры с поворотным отвалом (рис. 2) отличаются от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор 5 на упряжных шарнирах 6 крепят охватывающую раму 3. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал 1, поворачивающийся налево или направо по ходу движения машины.

Читайте также  Как настроить карбюратор на триммере?

По краям отвала располагают толкатели 2, предназначенные для крепления его к охватывающей раме. Переставляя вручную толкатели в кронштейнах на раме, устанавливают отвал в правое положение по ходу машины, среднее или левое. В среднем положении отвала буль-

дозер выполняет такие же работы, как бульдозер с неповоротным отвалом, при боковых положениях отвала засыпают траншеи или очищают снег. Вертикальные перемещения отвала выполняют гидроцилиндрами подъема-опускания 4. Отвал оборудован средними 8 и крайними 7 ножами.

Рис. 2. Гусеничный бульдозер с поворотным отвалом;
1 — отвал, 2 — толкатель с откосом, 3 — рама, 4 — гидроцилиндр» 5 — трактор, 6 — шарнир, 7, 8 — ножи

Рис. 3. Бульдозер-рыхлитель:
1,7 — рамы, 2 — наконечник, 3 — зуб. 4 — рабочая балка, 5 — верхняя тяга, 6 гидроцилиндр подъема-опускания, 8 — гусеничный трактор, 9 — бульдозерное оборудование

Бульдозер-рыхлитель (рис. 3) характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 8 крепят на шпильках опорную раму 7, на которой внизу шарнирно установлена рама 1, а вверху — тяга 5. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка 4 так, что образуется параллелограммный четырехзвенник.

По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры 6. В рабочей балке закреплен зуб 3 прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник 2.

Выдвигая шток гидроцилиндра, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток — заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику зуб перемещается при подъеме по траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин.

Бульдозер-погрузчик (рис. 4) агрегатируют с колесным трактором или шасси. На базовом тракторе 1 неподвижно закреплена рама б, представляющая собой две вертикальные наружные стойки, жестко соединенные между собой. К раме шарнирно подвешивают стрелу 2. Одна сторона стрелы поднимается и опускается в вертикальной плоскости двумя гидроцилиндрами 5, На противоположном конце стрелы на двух шарнирах прикреплена рамка, которая поворачивается относительно стрелы двумя гидроцилиндрами 3. К рамке крепят бульдозерный отвал, погрузочный ковш или другие виды сменного рабочего положения.

Рис. 4. Бульдозеры-погрузчики на колесном тракторе «Беларусь’’: а — с бульдозерным отвалом, б — с погрузочным ковшом; 1 — трактор, 2 -стрела, 3, 5

гицроцилиндры поворота отвала и подъема-опускании, 4 — отвал, 6 — рама, 7 — погрузочный ковш

Устройство и области применения бульдозеров разных классов (видео)

Бульдозер, виды, типы, классы, его рабочее оборудование, применение и характеристики

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.

Типы, виды и классы бульдозеров

Отвал бульдозера – основное рабочее оборудование

Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера

Технические характеристики бульдозера Т-130

Другая дорожно-строительная техника: асфальтоукладчик, бульдозер, грейдер, скрепер

Бульдозер:

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.

Бульдозер – самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и тому подобное транспортное средство.

Бульдозер – самоходная гусеничная или колесная (или иная) машина, оснащенная с фронта навесным рабочим органом – отвалом (щитом), которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Отвал является основным рабочим органом бульдозера, который отличает его от других типов дорожно-строительной техники. С помощью отвала производится перемещение сыпучих грузов, а также вскрышные и планировочные работы.

Главными составными частями бульдозера являются базовый трактор и рабочее оборудование. При установке на бульдозер с тыльной части базовой машины рыхлительного оборудования (рыхлителя) получают исполнение бульдозера-рыхлителя.

Первоначально слово «бульдозер», появившееся в конце XIX века, относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу. Впоследствии – в начале XX века данный термин закрепился за трактором, оснащенным спереди металлическим щитом.

Назначение, типы и область применения бульдозеров

Строительные машины и оборудование, справочник

Механизация земляных работ

Назначение, типы и область применения бульдозеров

Основным назначением бульдозеров является послойная разработка грунта и транспортировка его на сравнительно небольшие расстояния. По опыту строительства характер распределения дальности транспортировки грунта имеет вид, представленный на рис. 94 (пунктирная линия-данные экспериментов, сплошная —обобщенные данные).

Бульдозеры применяют: – для снятия плодородного поверхностного слоя грунта при подготовке площадок; – для перемещения грунта в зону действия рабочего оборудования одноковшового экскаватора для погрузки его в транспортное средство или отсыпки в отвал; – для разработки неглубоких каналов (рис. 95) с транспортированием грунта в отвалы, для зачистки пологих откосов; – при сооружении насыпей из резервов; – на планировочных работах при зачистке оснований под фундаменты зданий и сооружений и планировке площадей и трасс; – при устройстве и содержании в исправности подъездных дорог, устройстве въездов на насыпи и выездов из выемок; – при разработке грунта на косогорах; – при обратной засыпке траншей, фундаментов зданий и сооружений; – при разравнивании грунта на отвалах; – при погрузке грунта с помощью стационарных и передвижных эстакад.

Рис. 94. распределение дальности транспортировки грунта бульдозерами

Рис. 95. Разработка (а) неглубоких каналов и планирование (б) откосов бульдозерами

Область применения бульдозеров может быть значительно расширена путем незначительных конструктивных изменений бульдозерного оборудования. Бульдозеры широко используют также и для перемещения грунта, предварительно разработанного другими землеройными машинами: экскаваторами, грейдерами, скреперами.

Для рытья траншей под ленточные фундаменты на отвал бульдозера устанавливают съемные насадки по размерам отрываемой траншеи. Прочность насадки обеспечивается приваркой ребер жесткости. Максимальная ширина траншеи, отрываемой бульдозером с насадкой, определяется шириной гусеничного хода трактора, так как при работе трактор должен проходить над готовым участком траншеи. Установка на отвалах бульдозеров дополнительного отвала позволяет выполнять планировку откосов заложением 1 : 1,5; 1:2; 1 : 3 и длиной до 6,5 м. На стройках широко применяют бульдозеры с неповоротным относительно оси движения отвалом и универсальные, устанавливаемые на тракторах с тяговым усилием 40…350 кН.

Читать далее: Схемы производства работ бульдозерами

— Механизация земляных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера:

Рыхлитель – длинное, похожее на коготь устройство, устанавливаемое на задней части бульдозера и предназначенное для рыхления тяжёлых, каменистых и мёрзлых грунтов.

Рыхлительное оборудование устанавливается не только на бульдозера, но и во многих случаях также на тягачи и автогрейдеры.

Рыхлитель может быть выполнен в виде одного устройства (зубы) либо в группах из 2 и более устройств (зубьев).

Различаются рыхлители общего и специального назначения. У первых глубина рыхления составляет до 100 см. Вторые предназначены для более глубокого рыхления.

Бульдозеры снабжаются и другим сменным рабочим оборудованием (откосниками, уширителями, открылками и другими), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: