Закон об ОСАГО расторжение договора - AUTOEXPERTUSA.RU

Закон об ОСАГО расторжение договора

​Как внести изменения в е-ОСАГО или расторгнуть договор

Е-ОСАГО прочно вошло в жизнь среднестатистического российского автовладельца. Во многих регионах России электронный формат оформления полиса ОСАГО стал если не единственным, то наиболее доступным способом оформления полисов «автогражданки». Доля таких полисов на сегодня составляет уже более 50% от общего числа и продолжает расти.

Купить полис e-ОСАГО сегодня довольно легко. Напомним для начала, как проще всего приобрести полис. Для этого необходимо зайти на сайт страховщика или воспользоваться услугами агрегатора, где потребуется создать личный кабинет, внести свои данные, получить расчет и после оплаты полиса получить его на указанный при оформлении электронный адрес. На сайте агрегатора, который делает вам подборку из имеющихся предложений, все происходит несколько иначе. Когда вы выберете из предложенных вариантов наиболее подходящий, система перекинет вас для оплаты на сайт страховщика. Электронные посредники пока не имеют права заключать договор и принимать от клиента деньги.

Если сведения, указанные страхователем при оформлении полиса, не совпадут с базой данных АИС РСА или будут отсутствовать, система дополнительно запросит документы для проверки. В этом случае вам придется отсканировать документы и прикрепить их к заявлению. Искажение данных с целью занизить сумму страхового взноса путем выбора низких или не соответствующих действительности коэффициентов в случае наступления страхового случая может обернуться для водителя регрессным требованием возмещения полной суммы произведенной выплаты, а также суммы, недополученной при оформлении полиса.

При оформлении полиса e-ОСАГО также стоит учесть, что полис вступает в силу не сразу, а только через три дня с момента оформления. Это так называемая временная франшиза, которую Банк России ввел, чтобы пресечь ситуации, когда полис приобретается уже после ДТП.

При покупке все стало очень просто, но часто возникают ситуации, когда нужно внести изменения в уже выданный полис или даже расторгнуть договор досрочно. Как это сделать?

Ситуация 1. Нужно вписать дополнительного водителя в полис.

Стандартная процедура, доступная к самостоятельному оформлению страхователем в личном кабинете путем ввода данных водителя, которого вы хотите добавить к управлению авто. При этом важно знать, что если коэффициенты возраста и стажа будут отличаться в сторону увеличения стоимости полиса, то потребуется произвести доплату, перед тем как вы получите новый полис на e-mail.

Если у вашей компании нет такой опции, придется с документами на машину и водителей подъехать в офис страховщика.

Нужно иметь в виду, что если при оформлении полиса вы вводили данные не самостоятельно, то вход в личный кабинет может быть затруднен, поэтому мы всем клиентам настоятельно рекомендуем производить оформление самостоятельно и запоминать или записывать вводимые данные.

Ситуация 2. Нужно продлить период использования.

Для этой операции последовательность действий аналогична вписанию данных водителя, с той лишь разницей, что здесь в обязательном порядке придется доплачивать страховой взнос за дополнительный период использования авто.

При внесении данных нового водителя и продлении периода использования происходит замена бланка — попросту говоря, «выписывается» новый полис. Российский союз страховщиков (РСА) ограничивает выдачу номеров полисов страховым компаниям, может так случиться, что у вашей компании нет в наличии виртуальных бланков, то есть свободных номеров полисов ОСАГО. Прежде чем вносить изменения, удостоверьтесь в наличии свободных номеров бланков ОСАГО на официальном сайте продавца полиса.

Ситуация 3. Нужно вернуть деньги за страховку после продажи, угона, гибели машины.

Закон об ОСАГО предусматривает расторжение только в конкретных случаях, таких как смена собственника, смерть страхователя или собственника, полная гибель или угон транспортного средства.

В отличие от покупки расторжение электронного договора страхования автогражданской ответственности не происходит онлайн. Это можно сделать только при личном обращении в офис страховой компании. Для расторжения страхователю требуется предоставить документы, удостоверяющие личность (например, паспорт), удостоверяющие основание для расторжения (например, договор купли-продажи ТС), заявление о расторжении и реквизиты для возврата средств. В случае смерти страхователя или собственника необходимо будет предъявить свидетельство о смерти.

Важно учесть, что возврат производится за вычетом расходов страховщика в размере 23% и пропорционально количеству неиспользованных дней. То есть если вы заплатили за полис, скажем, 8 тыс. рублей, а через три месяца продали машину, то возврат составит чуть более 4 600 рублей.

Если вы находитесь в регионе, где нет представительства компании, на сайте которой вы приобрели полис, для расторжения договора ОСАГО вам придется отправить почтой полный комплект документов на официальный почтовый адрес продавца.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3 апреля 2002 года

10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Судебная практика и законодательство — ФЗ об ОСАГО

«При возмещении в соответствии с пунктами 4.17.1 и 4.17.2 настоящих Правил причиненного потерпевшему вреда в натуре в случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу:

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) N 40-ФЗ от 25.04.2002 (в случае ДТП);

Выплата страховых компенсаций в рамках Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае иного страхования);

4. Принятый в целях дополнительной защиты права потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает владельцев транспортных средств на условиях и в порядке, установленных данным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (пункт 1 статьи 4), и одновременно закрепляет в качестве одного из основных принципов недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (абзац четвертый статьи 3). Обязанность владельцев транспортных средств осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности вытекает также из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Читайте также  Что делать при утере ПТС?

учетная группа 4 «Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293) (далее — Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ);

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; N 52, ст. 5132; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 23, ст. 2311; N 30, ст. 3114; N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 20, ст. 2258; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, 6438; 2010, N 6. ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; N 53, ст. 7592; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883.

Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263

«Страховой полис обязательного страхования выдается страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий. При заключении договора обязательного страхования со страхователем, являющимся юридическим лицом, страховой полис обязательного страхования может быть выдан в ином порядке, определенном соглашением между таким страхователем и страховщиком.».

средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2013, N 22, ст. 3093) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), и предназначены для финансирования предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств компенсационных выплат в целях формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация

Особенности расторжения договора ОСАГО

Когда можно расторгнуть договор ОСАГО и какие документы для этого необходимы.

Особенности расторжения договора ОСАГО

К расторжению ОСАГО водители часто прибегают из-за низкого качества обслуживания, задержек выплатах и других проблем со страховщиком. Отказавшись от услуг компании, застрахованное лицо получает обратно деньги за оставшиеся оплаченные периоды.

Важно учесть, что от суммы к выплате при расторжении договора ОСАГО по заявлению автоматически вычитается 23%. Эта комиссия прописана в законе. Сразу при заключении страхового договора 3% суммы направляется на формирование бюджета «Российского Союза Автостраховщиков», а 20% уходит на покрытие иных расходов страховщика. Для формирования резервов для выплат уходят оставшиеся 77%.

Когда можно расторгнуть договор

Расторгнуть договор ОСАГО можно только в установленных законом случаях. В их число входит:

  • смерть собственника транспортного средства. Для расторжения договора страхования ОСАГО достаточно будет предъявить страховщику сам полис, квитанцию о его оплате и копию свидетельства о смерти. Сразу после этого действие договора прекращается автоматически;
  • повреждения, приведшие к невозможности восстановить автомобиль. Расторжение страхового договора ОСАГО возможно и в том случае, если транспортное средство было существенно повреждено в ходе ДТП и не подлежит восстановлению. Аналогичное правило действует, если машина была утилизирована в рамках государственной программы. Для прекращения договора ОСАГО нужно будет предоставить полис, квитанцию об оплате и акт утилизации;
  • смена собственника транспортного средства. При продаже автомобиля часто требуется расторжение страхового договора ОСАГО, особенно если срок его действия превышает несколько месяцев. Старый полис будет бесполезен для нового владельца, так как он не сможет им пользоваться. Вам потребуются для расторжения ОСАГО документы о купле-продаже транспортного средства, полис и квитанция об оплате;
  • отзыв лицензии у страховщика. Прекращение договора ОСАГО досрочно может произойти и не по инициативе водителя. Если страховщик потерял свою лицензию, то в этом случае заключенные с ним договоры становятся бесполезны. Важно отметить, что вернуть в этом случае деньги будет крайне проблематично.

Так как расторгнуть ОСАГО можно только при наличии веских причин, следует максимально тщательно подойти к вопросу выбора страховщика. Сотрудничать с ним придется целый год.

Какие документы вам понадобятся

Чтобы расторгнуть ОСАГО и вернуть деньги, подготовьте следующие документы:

  • квитанция об оплате;
  • полис;
  • документ, подтверждающий личность страхователя.

Это стандартный набор документов, который нужен в любом из перечисленных выше случаев. В зависимости от ситуации, также потребуется предоставить акт об утилизации или свидетельство о смерти и документ, подтверждающую получение наследства.

Правила могут варьироваться. Некоторые страховые требуют также представить ПТС. Поэтому при досрочном расторжении договора ОСАГО следует позвонить страховщику и проконсультироваться по списку необходимых документов.

Когда обращаться в страховую компанию

Возврат ОСАГО при расторжении из-за продажи автомобиля рассчитывается только с момента подачи заявления. Поэтому в этой ситуации лучше поспешить. Чем раньше вы обратитесь к страховщику, тем больше денег сможете получить обратно.

В случае смерти владельца транспортного средства спешка не нужна. Здесь применяются другие способы расчета. Датой прекращения сотрудничества считается момент смерти. Именно от него выполняется расчет суммы к выплате при расторжении страховки ОСАГО.

В какие сроки выплачиваются деньги

Срок выплаты зависит от выбранного способа расчета. Если вы решили расторгнуть полис ОСАГО и получить деньги на счет, то это может занять до 14 дней. Выдача наличными в кассе страховщика происходит непосредственно в день принятия решения по вашему обращению.

Читайте также  Договор аренды ТС между физическими лицами

При досрочном прекращении договора ОСАГО средства может получить собственник машины, страхователь по доверенности или наследник умершего страхователя.

Судьям рассказали, как разрешать споры об ОСАГО

Как ранее сообщалось, 9 февраля по веб-конференции прошло совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

О важных позициях по делам об ОСАГО и страховании рисков заемщиков коллегам рассказал председатель судебного состава по гражданским делам Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ Сергей Асташов.

В начале своего доклада он отметил, что при повреждении транспорта в ДТП возникают два правоотношения. Первое – из договора ОСАГО: «Здесь объем возмещения регулируется особыми условиями, которые предусмотрены Законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Правилами ОСАГО и Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Для этой группы правоотношений в законе установлено ограниченное возмещение, то есть с учетом износа транспорта, напомнил судья.

Второе правоотношение – из причинения вреда: «Здесь для причинителя вреда действуют положения ст. 15 и 1064 ГК РФ, которые говорят о полном возмещении ущерба потерпевшему». Это предполагает применение рыночных цен без учета износа поврежденного имущества, пояснил Сергей Асташов.

В то же время, подчеркнул он, ограниченное возмещение по договору обязательного страхования гражданской ответственности касается не только поврежденных транспортных средств. Это общий принцип возмещения ущерба по таким договорам. «То есть износ применяется не только к транспортным средствам, но и к другому имуществу, такому, например, как оборудование автозаправочных станций, опоры различных контактных сетей и так далее. Единственное различие в том, что к транспортным средствам применяется Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт, а в отношении другого имущества размер ущерба определяется по смете восстановительного ремонта, смете расчета», – рассказал судья.

По его словам, из-за правила об учете износа страховое возмещение обычно не компенсирует причиненный вред полностью. В этом случае на основании ст. 1072 ГК потерпевший может взыскать оставшуюся часть с причинителя вреда. При определении этой разницы судам необходимо проверять, в полном ли размере получено страховое возмещение, заметил Сергей Асташов. Если по каким-либо причинам – например, в случае заключения соглашения о выплате без проведения независимой экспертизы транспортного средства – страховое возмещение получено не в полном размере, причинитель вреда не обязан компенсировать потерпевшему оставшуюся часть.

Сергей Асташов акцентировал внимание на том, что определение размера страхового возмещения по договору ОСАГО и определение стоимости восстановительного ремонта для причинителя вреда – это разные вещи. «Вопрос ведь не только в применении износа, но и в тех ценах, которые применяются. Проверка страхового возмещения определяется по правилам, которые предусмотрены для ОСАГО, а проверка определения размера восстановительного ремонта для причинителя вреда – по рыночным ценам без учета износа», – пояснил судья.

Он также напомнил, что по Закону об ОСАГО собственники легковых автомобилей, как правило, получают страховое возмещение в виде организации и оплаты ремонта на СТО. «Страховая компания обязана организовать ремонт поврежденного транспортного средства гражданина на станции технического обслуживания, с которой заключен договор. Причем этот ремонт в соответствии с Законом и Правилами об ОСАГО должен производиться, если требуется замена запасных частей, комплектующих изделий, без учета их износа. То есть при организации натурального ремонта износ автомобиля, как правило, не имеет значения», – еще раз подчеркнул докладчик.

В то же время по Закону об ОСАГО из правила об обязательной организации ремонта есть ряд исключений, добавил Сергей Асташов: «В каких-то случаях по выбору потерпевшего (например, когда он является инвалидом), в каких-то – по объективным причинам (например, в случае так называемой полной гибели транспортного средства) или по соглашению между потерпевшим и страховой компанией вместо натурального ремонта может быть произведено страховое возмещение в денежной форме. Но если в денежной форме, то с учетом износа. И опять появляется эта разница».

По его словам, принципиальная позиция Судебной коллегии по гражданским делам заключается в том, что реализация потерпевшим права на получение страхового возмещения в денежной форме не влечет за собой ограничение права на возмещение ущерба причинителем вреда в полном размере. «Другими словами, если потерпевший по предусмотренным законом основаниям, в том числе и при заключении соглашения со страховой компанией, реализовал свое право на получение страхового возмещения вместо натурального ремонта в денежной форме, то он при этом не лишается права на полное возмещение ущерба со стороны причинителя вреда (имеется в виду та разница) и в том случае, если весь причиненный ущерб находится в пределах лимита ответственности по договору ОСАГО», – пояснил судья.

По общему правилу, отметил он, потерпевший не может требовать выплаты страхового возмещения деньгами без согласия страховой. «Но в тех случаях, когда страховая компания нарушает предусмотренный законом срок для выдачи направления на станцию технического обслуживания для производства натурального ремонта, в соответствии с п. 52 Постановления Пленума ВС РФ о применении законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств потерпевший имеет право потребовать страховое возмещение в денежной форме».

Поскольку эти правоотношения подчиняются общим нормам Гражданского кодекса, у потерпевшего есть и другие способы защиты. «В том случае, если должник ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, он обязан возместить убытки», – подчеркнул Сергей Асташов. Так, если должник не исполняет обязательство по выполнению работ или оказанию услуг, кредитор на основании ст. 397 ГК вправе сделать это сам или поручить работу третьему лицу и взыскать соответствующие расходы с должника, напомнил судья.

«Если страховая компания не исполняет свои обязательства по организации и оплате натурального ремонта транспортного средства гражданина, в случае такого виновного неисполнения потерпевший, владелец поврежденного транспортного средства, вправе потребовать возмещения убытков. Подчеркиваю, не страхового возмещения в денежной форме, а возмещения убытков в связи с неисполнением страховой компанией этого обязательства в полном размере, то есть в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля так, как он должен был быть отремонтирован на СТО, то есть без учета износа», – пояснил Сергей Асташов. По его словам, это достаточно новая правовая позиция СКГД.

Спикер также отметил, что закон устанавливает определенные требования к экспертам, которые проводят судебные экспертизы по делам об ОСАГО. Определять стоимость восстановительного ремонта и выяснять, соответствует ли повреждение автомобиля заявленной дорожно-транспортной ситуации, может не любой автотехник, а только эксперт, который прошел специальное обучение и включен в соответствующий реестр Минюста, указал Сергей Асташов.

Часть доклада судья посвятил страхованию рисков заемщиков. Прекращает ли досрочная выплата кредита действие договора страхования? И может ли страхователь-заемщик вернуть часть страховой премии при досрочном прекращении или отказе от договора страхования? Правовая позиция о применении ст. 958 ГК, по словам Сергея Асташова, достаточно сформирована: ответы на эти вопросы зависят от условий договора.

Читайте также  Расторжение договора лизинга по инициативе лизингодателя

Судья добавил, что не так давно СКГД столкнулась с неясными и противоречивыми условиями договора страхования и программы страхования заемщиков: «В этом случае толкование договора осуществляется в пользу контарагента той стороны, которая является профессиональной и разработала условия этого договора». То есть в пользу потребителя.

Упомянул Сергей Асташов и о возможности заемщика самостоятельно застраховать риски из кредитного договора. «В ст. 7 Закона о потребительском кредите предусмотрено, что кредитная организация обязана предоставить заемщику возможность самостоятельно заключить договор страхования на условиях, определенных кредитным договором. То есть кредитная организация не вправе навязывать конкретную страховую организацию или какой-то единственный вариант заключения договора страхования. Важно, что это право существует у заемщика не только в момент получения кредита, но и сохраняется впоследствии. В течение действия кредитного договора заемщик вправе отказаться от первого заключенного договора страхования и заключить договор с другой страховой компанией. Главное, чтобы этот второй договор страхования соответствовал тем условиям, которые были оговорены сторонами при заключении кредитного договора», – объяснил судья.

При этом, подчеркнул он, срок заключения второго договора принципиального значения не имеет. В тот период, когда есть страхование, сохраняется пониженная ставка кредита. Если был перерыв между окончанием первого и началом действия второго страхового соглашения, то в это время будет применяться другая ставка в зависимости от условий кредитного договора.

Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования

1. Срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.

Абзац утратил силу с 1 марта 2008 года. — Федеральный закон от 01.12.2007 N 306-ФЗ.

2. Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 5 дней.

3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок в случае:

а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи;

б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства при отсутствии документов, указанных в подпункте «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона.

4. При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 10 Закона об ОСАГО

1. К вопросам о сроке действия договора обязательного страхования (ДОС).

1.1. Законодатель дает, так называемый, «общий» срок ДОС в 1 год, оговаривая, что исключением являются случаи, когда в исследуемом Законе предусмотрены иные сроки действия такого договора.

1.2. В абзаце 2 п. 1 комментируемой ст. 10 говорится о пролонгировании (продлении) срока действия ДОС. Такой договор автоматически продлевается на следующий год, если только страхователь не позднее чем за 2 (два) месяца до окончания срока действия ДОС не уведомляет страховщика об отказе от его продления. При этом действие ДОС не прекращается, в том числе и тогда, когда имел место случай просрочки уплаты страховой премии (со стороны страхователя) на следующий год, но не более чем на 30 дней. В этом варианте выплата страховой премии на новый срок действия ДОС производится согласно существующим на момент выплаты СТ.

2. Индивидуальная особенность страхования ТС, принадлежащих иностранному государству.

Эта особенность заключается в том, что если указанные ТС, хотя и зарегистрированы в другом государстве, но временно используются в РФ, то владельцы таких ТС обязаны заключать ДОС на срок временного пользования этих ТС, но не менее чем на 15 дней.

3. Другие вопросы приобретения ТС и случаи их страхования.

3.1. Законодатель «расшифровывает» понятие «приобретение». Это не только покупка ТС, но и получение такого имущества в порядке наследования, дарения, а равно иным путем. Владелец данного ТС, приобретая его, вправе (а значит, не обязан) заключить ДОС на срок следования ТС к месту регистрации.

3.2. Однако до регистрации ТС его владелец обязан заключить ДОС на 1 (один) год по правилам п. 1 ст. 10 Закона (см. коммент. выше). Указанная правовая конструкция создана на тот случай, если владелец ТС, вступив в право собственности ТС, временно застраховал а/мобиль. Затем, перегнав ТС, скажем, из Москвы в г. Мурманск, владелец оставил его в своем гараже (либо на автостоянке), имея в виду застраховать ТС через определенный промежуток времени, то есть с момента начала эксплуатации. (Правило здесь одно — владелец ТС обязан страховать его только с момента эксплуатации).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: