Существенные условия договора перевозки пассажиров - AUTOEXPERTUSA.RU

Существенные условия договора перевозки пассажиров

Перевозка пассажиров в городском и междугородном сообщении

Законодательство Российской Федерации защищает права потребителей услуг по перевозке пассажиров в городском и междугородном сообщении и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание прав потребителя поможет потребителю правильно вести себя в ситуациях, когда эти права нарушаются.

Понятие «транспортные услуги» собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими соблюдение продавцами требований законодательства по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении являются:

— Гражданский Кодекс РФ;

— Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.02.2001 (КВВТ);

— Устав железнодорожного транспорта РФ от 24.12.2002 (УЖТ);

— Кодекс торгового мореплавания РФ от 31.03.1999 (КТМ);

— Воздушный кодекс РФ от 19.02.1997 (ВК);

— Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003;

— Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Вышеуказанные нормативно-правовые акты определяют общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Термины и понятия, необходимые знать потребителю:

Багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

Билет — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

Маршрут — путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

Маршрут регулярных перевозок — предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

Объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

Остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

Расписание — график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

Ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Согласно ст. 20 Устава, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади. Допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.

Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль. Контроль за наличием билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

1) перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров;

2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

Согласно ст. 24 Устава, пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства.

Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.

При осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении, продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется при наличии мест для сидения.

Проводники пассажирских поездов дальнего следования, бортпроводники речного, морского и авиатранспорта обязаны проходить профилактические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и иметь личную медицинскую книжку.

Выступая в роли потребителя транспортных услуг, пассажир как субъект договора присоединения остается в определенной зависимости от транспортного предприятия и нуждается в четкой защите своих прав, вытекающих из договора перевозки. В области отношений по договору перевозки пассажира обеспечение баланса интересов обеих сторон определяется спецификой публичного договора и договора присоединения. С одной стороны, транспортное предприятие не вправе отказать пассажиру в заключении договора перевозки, с другой — пассажир вынужден подчиняться условиям, диктуемым перевозчиком. В связи с этим, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», транспортные уставы, правила и кодексы, защищают интересы и пассажира-потребителя, определяя его основные права и предусматривая ответственность перевозчика в случаях нарушения этих прав.

Особенности защиты прав потребителей при оказании транспортных услуг содержатся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 №111 «Оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (далее – Правила оказания услуг).

Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир обязан приобрести билет для разовой поездки.

Ответственность исполнителя за нарушение требований по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении весьма значительна. В этой сфере российским законодательством установлены как гражданско-правовая (возмещение вреда, причиненного соответствующим нарушением), так и административно-правовая ответственность.

Перевозчик несет ответственность за не сохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 7 ст. 34 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:

– в случае утраты или недостачи груза, или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза, или багажа;

– в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

– не сохранность груза, багажа удостоверяются актами, составляемыми совместно с пассажиром (грузоотправителем), один экземпляр которого выдается пассажиру (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК).

По спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.

Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным транспортом — 1 год, железнодорожным транспортом — 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней (ст. 39 УАТ, ст. 123 УЖТ). При внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий — 6 месяцев (ст. 126 ВК). При внутренних водных перевозках, претензии могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, который устанавливается: по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов — один год; по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, — три года (ст. ст. 161, 164 КВВТ).

Читайте также  Окончание лизинга постановка на учет

Исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 126 ВК, ст. 161 КВВТ, ст. 123 УЖТ, ст. 42 УАТ.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Также потребитель по своему выбору вправе обратиться:

1) с жалобой в Управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для проведения контрольно-надзорного мероприятия и привлечения перевозчика к административной ответственности;

2) с исковым заявлением в суд на основании ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» с предъявлением дополнительных требований о возмещении ущерба, о компенсации морального вреда, судебных расходов, а также взыскании штрафа за нарушения прав потребителей.

Договор перевозки грузов: полезные советы перевозчику

На услуги доставки грузов и переезды заключают договор перевозки.

Грузы перевозят по правилам из законов, большинство из которых в договоре нельзя менять в свою пользу. Правила сделали строгими, чтобы перевозчики не уходили от ответственности за потерю груза и небрежную работу водителей.

Мы собрали условия перевозки, которые можно менять в договоре с клиентом. В статье найдёте шаблон договора и сможете переписать пункты под свои интересы — мы поможем.

А вот те самые законы, по которым возят грузы:

Глава 40 «Перевозка» ГК РФ,

Какой договор правильный: перевозки или транспортной экспедиции?

Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги.

Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б. Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика.

Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге.

Перевозчик всегда отвечает за груз. Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг.

Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку. В этой статье мы даём советы по договору перевозки.

Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией. Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит. Суд будет смотреть условия договора, а не название.

Что полезного записать в договор перевозки

Предмет договора

Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ.

Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.

Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

Транспортная накладная

При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.

Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Принять груз по расписке или накладной свободной формы — нормально. Главное, чтобы читались условия перевозки.

Кто грузит и разгружает

Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.

Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

Транспортное средство

Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором.

Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.

Упаковка груза

Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

Срок доставки

Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

  • 10 дней для перевозки по городу и в область,
  • 30 дней для доставки в другую страну.

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цена и срок оплаты

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.

Объявленная ценность груза

По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.

Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Ответственность перевозчика

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.

За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

Ответственность заказчика

Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Подсудность споров

Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.

По общему правилу судятся по месту жительства ответчика.

Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона.

С клиентами-физлицами подсудность поменять не получится. На услугу перевозки действует защита потребителей. Это значит, клиент пойдёт в районный суд по месту жительства. Пункты договора об изменении подсудности не работают.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Статья 786 ГК РФ. Договор перевозки пассажира (действующая редакция)

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом, кодексом или иным законом:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

4. В случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 786 ГК РФ

1. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним, возмездным. Перевозки транспортом общего пользования осуществляются на основании договора перевозки пассажира, обладающего признаками публичности (ст. ст. 426, 789 ГК РФ). Кроме того, данный вид договора относится к договорам присоединения. Приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

Основной обязанностью перевозчика является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В необходимых случаях перевозчик обязан доставить в надлежащем состоянии багаж пассажира. Перевозчик должен в соответствии с расписанием подать транспортное средство для посадки пассажиров. Пассажир при посадке обязан предъявить проездной документ (ст. 82 УЖТ РФ), в соответствии с которым перевозчик должен предоставить указанное в билете или путевке место (ст. 99 КВВТ РФ). При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим рейсом. Жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию. В пути следования перевозчик обязан обеспечить пассажиру соответствующий его проездному билету уровень сервиса.

Читайте также  Как заключить договор безвозмездного пользования автомобилем?

Одной из основных обязанностей пассажира является оплата своего проезда, а при сдаче багажа — его провоза. Плата за проезд пассажира и за провоз его багажа определяются соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. ст. 97 КВВТ РФ, 82 УЖТ РФ, 179 КТМ РФ, 20 УАТиНГЭТ). Билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора. Условия договора перевозки могут публиковаться в средствах массовой информации и могут рассматриваться как оферта. В этих случаях пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки может быть выдан жетон, месячный абонементный билет, пластиковая карта. Акцептом же являются конклюдентные действия пассажира, которые могут проявляться в различных формах: при покупке билета, прохождении через турникеты с использованием жетонов и пластиковых карт, посадке в такси и т.п. В связи с тем что договоры перевозки могут осуществляться на основании абонементного билета, позволяющего пассажиру воспользоваться услугами перевозчика неоднократно, в литературе предлагается договоры перевозки пассажиров классифицировать на разовые и длительные.

3. Транспортными уставами и кодексами конкретизируется право пассажира перевозить с собой бесплатно или на иных льготных условиях детей. Так, на морском и воздушном транспорте пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 2-х лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (ст. ст. 181 КТМ РФ, 106 ВзК РФ). На автомобильном транспорте можно провозить бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения, а в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5-ти лет без предоставления отдельного места для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12-ти лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы (ст. 21 УАТиНГЭТ). На железнодорожном и внутреннем водном транспорте пассажиру разрешено провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом (ст. ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ).

Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы (п. 2 ст. 181 КТМ РФ), а также ручную кладь (ст. ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ). Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;

Пассажир имеет право сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Транспортными уставами и кодексами также предусмотрены права пассажира продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за непройденную часть пути.

4. Применимое законодательство:

5. Судебная практика:

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2014 N Ф05-8115/14 по делу N А41-61188/2013;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2014 N Ф05-8161/14 по делу N А41-53214/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 14.03.2005 N КГ-А40/1243-05;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 10АП-11735/14;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2014 N Ф05-9442/14 по делу N А41-61185/2013;

— Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2011 N Ф09-5154/2010 по делу N А76-11353/2009;

— Постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2011 N Ф09-5154/10-С1 по делу N А76-11353/2009-51-191/45-343;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 N 03АП-2008/12;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 N 15АП-745/2008.

Как составить договор перевозки?

Невозможно представить себе современный мир без перевозок. Будь то перевозка груза или пассажиров. Мы привыкли к тому, что на полках в магазинах всегда есть товар, а маршрутные такси, рейсовые автобусы и иной транспорт доставляют нас до места назначения.

Содержание статьи:

Но между оправкой товара со склада до его появления на полках, доставки пассажира до места происходит много разных действий. Однако, юридически всё начинается с заключения договора перевозки. Разберем его подробнее. Наш адвокат по договорным отношениям разъяснит как составить договор перевозки, поможет в разработке проекта договора, внесет изменения в действующий договор, подготовит протокол разногласий: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Существенные условия договора перевозки

По договору перевозки перевозчик обязан доставить груз или пассажира до места назначения, а грузоотправитель или пассажир обязуются оплатить перевозчику стоимость перевозки.

К основным существенным условиям договора перевозки можно отнести его предмет, срок перевозки (дата отправления и прибытия), стоимость перевозки, а в случае, если это договор перевозки груза, то еще наименование и его количество, а также данные грузоотправителя и грузополучателя. Также имеют место быть и иные условия, предусмотренные транспортными нормативно-правовыми актами. Читайте про изменение условий договора по соглашению сторон по ссылке на основной части нашего сайта.

Как составить договор перевозки грузов?

Для составления договора перевозки грузов, в первую очередь, необходимо определить тип транспорта, которым будет осуществляться перевозка. Далее необходимо соблюсти вышеперечисленные существенные условия.

В договоре должно быть четко отражено, кто является грузоотправителем и грузополучателем, в каком объеме и какой именно доставляется груз, по какому маршруту и за какую стоимость. Необходимо учитывать обязанности, которые должны выполнять каждая из сторон договора. А чтобы обезопасить сторону, представителем которой вы являетесь, необходимо четко сформулировать ответственность сторон либо виде конкретной существенной суммы штрафа, либо ежедневных процентов от стоимости перевозки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Договор перевозки груза обязательно должен быть составлен в письменной форме. В случае, если Стороны не имеют возможности подписать договор лично, в его условиях необходимо предусмотреть возможность считать сканированные копии за подлинные документы и имеющие юридическую силу. Это упростит доказывание в судебном процессе в случае, если одна из Сторон договора ненадлежащим образом исполнит свои обязательства или вовсе откажется от их исполнения.

Также необходимо согласовать со Стороной момент исполнения договора. Это может быть, как и передача груза грузополучателю, так и момент передачи (возврата) оригиналов или сканов транспортных документов (ТТН) обратно грузоотправителю для проведения оплаты.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО с основными советами юриста по составлению договора, пишите свой вопрос в комментариях ролика

Договор перевозки грузов пассажиров и багажа

Наверняка Вы, находясь в общественном транспорте, много раз слышали голос диктора, который произносит: «Уважаемые пассажиры! Просим Вас сохранять билеты до конца поездки. Билет является подтверждением заключения договора перевозки».

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, по договору перевозки пассажиров, перевозчик обязуется доставить пассажиров до пункта назначения, а если у пассажиров имеется багаж, то, соответственно, и его тоже. За проезд и за провоз багажа пассажиры обязуются оплатить перевозчику провозную плату.

В данном случае заключение договора удостоверяется билетом, в котором указаны дата и время продажи билета, номер маршрута, его наименование, дата выезда и приезда, время в пути, номер места пассажира. В случае, если сдавался багаж, пассажиру выдается багажная квитанция, которая подтверждает оплату за провоз багажа.

В случае возникновения спора, предъявления билета или багажной квитанции в качестве доказательства будет достаточно для подтверждения совершения поездки или перевозки багажа в спорный день.

Договор транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Этим договором также предусматриваются обязанности экспедитора в организации перевозки груза выбранным транспортом и по маршруту, который был выбран самим экспедитором или же заказчиком (клиентом). Кроме этого, в договоре может быть прописана обязанность экспедитора заключать договоры от имени заказчика (клиента) или от своего имени. Ну и, разумеется, самое важное – экспедитор обязан обеспечить отправку, получение груза, а также исполнить другие обязательства, предусмотренные договором.

Читайте также  Восстановление регистрации автомобиля после прекращения регистрации

Помимо основных услуг, договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены и дополнительные услуги. Например, осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение документов, которые требуются для экспорта/импорта, выполнение формальностей, связанных с прохождением таможней и иными инстанциями, осуществление проверки количества и состояния груза, погрузка и выгрузка груза, оплата различных пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на заказчика (клиента), хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Данный договор обязательно заключается в письменной форме. Клиенту также необходимо выдать Экспедитору доверенность, в которой будут указаны его полномочия.

Экспедитор полностью несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если не докажет иное.

Если иное не предусмотрено договором, Экспедитор вправе привлечь к исполнению договора третьих лиц.

Помощь адвоката в составлении договора перевозки

При возникновении спора либо сомнения в самостоятельном составлении такого договора наши адвокаты готовы оказать полное содействие, в том числе:

  1. Провести консультацию по договору перевозки на предмет полноты прописанных условий;
  2. Составить договор перевозки (любого вида) с учетом интересов всех сторон;
  3. Провести анализ ситуации возникшего конфликта и перспективы судебного спора по договору на основе судебной практики и опыта адвоката;
  4. Провести сбор доказательной базы для рассмотрения дела;
  5. Составить претензию для досудебного урегулирования конфликта (читайте выгодные условия по составлению претензии по ссылке);
  6. Составить исковое заявление в суд о расторжении договора перевозки, иными требованиями;
  7. Составить заявления о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества при заключении договора перевозки и представления интересов на всех стадиях ведения уголовного дела;
  8. Участвовать в качестве представителя в суде во всех инстанциях;
  9. Участвовать на стадии исполнения решения суда.

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Договор воздушной перевозки пассажиров

В силу углубления в последние годы в РФ рыночных отношений, популяризации внутреннего и внешнего туризма, а также особенностей территориального характера страны особое социально-экономическое значение приобрели перевозки пассажиров, в частности авиаперевозки, выгодно отличающиеся высокой скоростью осуществления перевозки, регулярностью и фактически выступающие единственным средством доставки пассажиров и грузов в некоторые труднодоступные населенные пункты страны.

Прирост общего количества пассажирских перевозок воздушным транспортом как следствие имеет увеличение числа заключаемых договоров воздушной перевозки пассажиров, выступающих основанием возникновения гражданско-правовых отношений между пассажирами и перевозчиком. Актуальность рассматриваемого вопроса в первую очередь подтверждается возрастающим числом споров, которые, с одной стороны, могут возникать между организацией, представляющей услуги по перевозке, и их клиентами, а также между авиаперевозчиками, выполняющими перевозки согласно соглашениям кодшеринга и интерлайн-соглашениям между собой, и их пассажирами соответственно.

В последние годы институт перевозки пассажиров воздушным транспортом, в частности такие отдельные его вопросы как, например, гражданско-правовое регулирование ответственности авиаперевозчика, страхование пассажиров и экипажа, особенности лизинга воздушных судов подвергались изучению различными учеными-специалистами гражданского права РФ, однако какого-либо особого изучения институт договора перевозки пассажиров воздушным транспортом не получил, должного анализа особенностей заключения, изменения и его расторжения до настоящего времени также не проводилось.

Существенный вклад в изучении, теоретическом раскрытии исследуемой проблемы внесли такие видные ученые, специалисты гражданского права и воздушного права РФ как В.В. Витрянский, Е.А. Ефремов, а также С.С. Юрьев, В.В. Залесский, основные идеи и предложения которых будут мною освещены.

Договорные отношения в сфере воздушной перевозки пассажиров по российскому законодательству

На сегодняшний день базисными нормативными правовыми актами, направленными на регулирование отношений, возникающих в сфере воздушной перевозки пассажиров в Российской Федерации, выступают – Гражданский Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ и Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

Договор воздушной перевозки пассажира фактически выступает основанием для формирования системы гражданско-правовых отношений в процессе транспортной перевозки. ГК РФ содержит нормы о договоре перевозки пассажира, который в действительности также охватывает договор воздушной перевозки пассажиров, который тем самым выступает частным случаем договора перевозки пассажира. Необходимо заметить, что в гл. 40 ГК РФ закреплены лишь наиболее важные, принципиальные положения, направленные на установление системы правового регулирования перевозок пассажиров, багажа и грузов, тогда как специфика деятельности организаций транспорта заключается в зависимости условий перевозки от конкретного вида транспорта, именно поэтому особенности регулирования договора перевозки воздушным транспортом закреплены в специальном отраслевом законодательстве, в частности в ВК РФ.

Тем не менее, недооценивать роль ГК РФ в вопросе регулирования воздушных перевозок пассажиров не стоит, так, гражданское законодательство, во-первых, задает общий вектор развития и функционирования указанной сферы гражданско-правовых отношений, обеспечивая единообразное регулирование сходных по своему существу отношений, во-вторых, значительно расширяет сферу свободного волеизъявления участников договора перевозки, наконец, ГК РФ предусматривает ответственность за нарушения обязательств из договора воздушной перевозки пассажира.

В п.1 ст. 786 ГК РФ содержит легальное определение договора перевозки пассажира, согласно которому перевозчик берет на себя обязанность перевести пассажира (багаж в случае его сдачи пассажиром) в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, в случае сдачи багажа также уплатить стоимость провоза багажа. Согласно ГК РФ, заключение такого договора скрепляется билетом, а сдача багажа – багажной квитанцией, причем форма билета и багажной квитанции устанавливается соответствующими отраслевыми транспортными уставами и кодексами.

Более подробное определение договора воздушной перевозки пассажира приводится в ст.103 ВК РФ и раскрывается как обязанность перевозчика перевести пассажира воздушного судна «в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения»[1] и выдать непосредственно пассажиру или иному управомоченному лицу. Таким образом, данное в ВК РФ определение договора воздушной перевозки пассажира также предусматривает дополнительную обязанность авиаперевозчика предоставить пассажиру место на борту воздушного судна и указать его в билете.

В юридической литературе приводятся различные основания для классификации гражданско-правовых договоров. Так, договор воздушной перевозки пассажиров относится к категории двусторонних (взаимных) договоров, и предусматривает взаимные права и обязанности сторон. Согласно ст. 308 ГК РФ, каждая из сторон по договору воздушной перевозки пассажира признается должником по отношению к другой стороне и обязана сделать в ее пользу (пассажир обязуется оплатить перевозку, перевозчик – перевести до пункта назначения), и в тоже время кредитором и имеет право от нее требовать (пассажир имеет право на перевозку, а перевозчик имеет право на получение оплаты за осуществление перевозки).

В силу наличия встречного удовлетворения, что, согласно ст.423 ГК РФ, предполагает получение каждой из сторон от ее контрагента определенной компенсации или выгоды за исполнение стороной своих обязанностей, договор воздушной перевозки пассажира относится к возмездным договорам. Возмездный характер рассматриваемого договора заключается в том, что пассажир обязуется оплатить свой проезд.

Одним из оснований для классификации гражданско-правовых договоров также является момент их возникновения, что позволяет разделить договоры на консенсуальные или реальные. Договор воздушной перевозки пассажира отвечает признакам консенсуального договора, то есть такого договора, который вступает в силу с момента достижения сторонами согласия или фактически с момента получения акцепта, лицом направившим оферту. Однако, по мнению ряда специалистов гражданского права, договор воздушной перевозки пассажира необходимо относить к числу реальных договоров, в силу того, что, например, время вступления такого договора в силу часто соотносится со времени фактической посадки пассажира на борт воздушного судна. Так, Маковский Ю.Б. полагает, что «договоры перевозки пассажиров, независимо от времени оформления билета, являются реальными договорами, то есть вступают в силу с момента прибытия пассажира на посадку»[2]. Тем не менее, фактическое время заключения договора и действительный срок его вступления в силу могут не совпадать.

По обьекту гражданских прав, выступающих в качестве предмета договора, договор воздушной перевозки пассажиров необходимо признать неимущественным договором. Характер отношений между перевозчиком и пассажиром опредеделяет коммерческий характер рассматриваемого гражданско-правового договора.

Договор воздушной перевозки пассажиров, безусловно, является договором присоединения. Условия договора (тарифная сетка, дополнительные сборы, маршрут (посадка судна на пути следования, дозаправка), иные существенные условия договора) устанавливаются непосредственно авиаперевозчиком, пассажир не вправе дополнять или изменять данный договор, но может его заключить, приняв все условия договора.

[1] «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

[2] Маковский Ю.Б. Транспортное право: учебное пособие. М., 2010.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: