Штраф за отсутствие договора фрахтования - AUTOEXPERTUSA.RU

Штраф за отсутствие договора фрахтования

В отсутствие договора взыскиваются не убытки, а штраф

Собственник железнодорожных путей необщего пользования уведомил собственника вагонов о завершении грузовой операции, уборке вагонов, оформлении заготовок. Из-за несвоевременного оформления собственником вагонов документов по возврату порожних вагонов образовался простой вагонов. Между собственником железнодорожных путей необщего пользования и собственником вагонов нет договорных отношений. Возможно ли взыскание убытков с собственника вагонов?

К сожалению, судебной практики по рассматриваемому вопросу нам обнаружить не удалось. Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.

Купив номер, вы получаете доступ к полной версии как этой статьи, так и всех материалов этого выпуска на сайте. Кроме того, вы получите возможность просмотреть его PDF-версию в вашем личном кабинете.

Взыскание с турагента агентского вознаграждения за несостоявшийся тур

Несовпадение электронного адреса с указанным в договоре

  • Адвокатура
  • Адвокатская деятельность
  • Правосудие
  • Законодательство
  • Судебная практика
  • Legal tech
  • История адвокатуры
  • Юридический рынок
  • Юридическая наука
  • Юридическое образование
  • «АГ-эксперт»
    • Права автовладельцев
    • Семейные правоотношения
    • Отношения с органами государственной и муниципальной власти
    • Наследственные правоотношения
    • Вопросы недвижимости, ЖКХ и земельных правоотношений
    • Трудовые правоотношения
    • Защита и правовое сопровождение бизнеса
    • Защита прав потребителей
  • Новости
    • Главные новости
    • Новости партнеров
    • Прислать новость
  • Мнения
    • Все авторы
    • Стать автором
  • Спецпроекты
    • АГ-эксперт
    • АГ-Ракурс
    • Защитники, которых никто не защитил
  • Обзоры и аналитика
  • Интервью
  • Дискуссии
  • Мероприятия и объявления
  • Фоторепортажи
  • Подписка
  • Выпуски «АГ»
  • Редакция
  • Авторам
  • Контакты

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
© 2017—2021 «Адвокатская газета»

Учредитель – Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
Главный редактор – Мария Вениаминовна Петелина

Периодическое печатное издание «Новая адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 13 апреля 2007 г., перерегистрировано Роскомнадзором под наименованием «Адвокатская газета» 23 ноября 2017 г., свидетельство ПИ № ФС77-71704.
Сетевое издание «Адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 23 ноября 2017 г., свидетельство Эл № ФС77-71702.

Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – «Адвокатскую газету». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.

Редакция «Адвокатской газеты» не предоставляет юридические консультации, контакты адвокатов и материалы дел.

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Статья 11.14.2. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу

СТ 11.14.2 КоАП РФ

1. Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда, должностным лицам, уполномоченным на осуществление контроля за наличием у водителей указанных документов, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

3. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

4. Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 11.14.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу.

2. Объективная сторона ч. 1 рассматриваемой статьи выражается в отказе водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу.

Согласно п. 89 Правил перевозок пассажиров и багажа перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с п. 92 указанных Правил.

Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

3. Объективная сторона ч. 2 рассматриваемой статьи выражается в отсутствии договора фрахтования транспортного средства, заключаемого в письменной форме. Как было указано выше, договор фрахтования заключается в письменной форме. В соответствии с п. 93 Правил перевозок пассажиров и багажа договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4 к указанным Правилам. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.

4. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи.

5. Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи.

Согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

6. Субъективная сторона рассматриваемых административных правонарушений характеризуется прямым умыслом.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ). Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» уполномоченным органом в сфере транспорта является Ространснадзор. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.36 КоАП РФ на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, уполномоченные осуществлять контроль и надзор в сфере транспорта (государственные транспортные инспекторы).

Читайте также  Постановка на учет ТС по временной регистрации

Какой штраф за отсутствие путевого листа в 2021 году?

  • Что такое путевой лист
  • Период, на который выдается путевой лист
  • Кому необходимо использовать путевой лист в своей работе
  • Штраф за езду без путевого листа — 2021
  • Итоги

Что такое путевой лист

Путевой лист — это документ, дающий право водителю управлять транспортным средством и содержащий информацию:

  • об организации, выдавшей путевой лист, а именно: название, адрес, телефон, ОГРН;
  • водителе, управляющем транспортным средством, включая отметки о медосмотре;
  • транспортном средстве, включая дату и время предрейсового (или предсменного) техосмотра;

Важно! С 01.09.2021 путевые листы заполняются с учетом новых правил технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9. Подробнее см. здесь.

  • маршруте следования транспортного следования.

Путевой лист используется организацией для учета:

  • работы водителя;
  • расхода горюче-смазочных материалов;
  • пробега транспортного средства.

Форма путевого листа может быть разработана организацией самостоятельно при условии отражения в ней обязательных реквизитов, установленных ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368.

ВНИМАНИЕ! Приказом Минтрана от 11.09.2020 № 368 установлены новые требования к оформлению путевых листов. Какие именно, читайте здесь.

Однако запрета на использование унифицированной формы путевого листа (форма 3), утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, на сегодняшний день нет. Исходя из вышесказанного, организация вправе использовать как унифицированную, так и самостоятельно разработанную, но соответствующую всем требованиям форму.

Водитель на служебном автомобиле обязательно должен иметь водительское удостоверение российского образца. За его отсутствие на работодателя и на сотрудника наложат штраф. Какой именно, узнайте в КонсультантПлюс, пролучив пробный доступ к системе бесплатно.

Образец заполнения формы путевого листа см. здесь.

О том, какой срок хранения установлен для путевого листа, см. в материале «Какой срок хранения у путевых листов (нюансы)?».

Период, на который выдается путевой лист

С 01.03.2019 путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять путевые листы на месяц нельзя.

О действующих правилах оформления путевого листа на несколько дней или несколько водителей читайте здесь.

Ранее в организациях, не относящихся к категории автотранспортных предприятий, путевой лист разрешалось выдавать на срок от 1 дня до 1 месяца. На автотранспортных предприятиях была установлена обязанность выдавать путевой лист ежедневно, за исключением командирования сотрудника — тогда путевой лист выдавался на весь срок командировки.

Кому необходимо использовать путевой лист в своей работе

В соответствии с п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ использовать транспортное средство без оформления путевого листа запрещено в следующих случаях:

  • при перевозке пассажиров;
  • перевозке багажа, грузов, товаров;
  • использовании такого наземного транспорта, как трамвай, троллейбус, автобус.

Возможна ситуация, когда сотрудник организации не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а использует автомобиль в рабочих целях для передвижения. Грозит ли штраф за путевой лист в такой ситуации? Однозначного ответа на этот вопрос на сегодняшний день нет. Есть подтвержденное судами мнение, что в данной ситуации путевой лист не нужен (см., например, решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 № 7-161/2013). Однако стоит отметить, что сотрудники ГИБДД могут придерживаться иной точки зрения, поэтому существует большая вероятность того, что свою правоту придется отстаивать в судебном порядке.

Мы рекомендуем в такой ситуации выдавать путевой лист сотрудникам, чтобы избежать споров с ГИБДД и, как следствие, возможных судебных разбирательств. Помимо этого, нельзя забывать, что путевой лист является документом, подтверждающим расход ГСМ. Это еще один очевидный факт в пользу выдачи путевых листов.

Исходя из вышесказанного, получается, что все организации, применяющие транспортные средства в своей работе, должны использовать путевые листы. Здесь хотелось бы отметить, что путевой лист обязаны оформлять даже индивидуальные предприниматели, использующие в своей работе собственные транспортные средства и самостоятельно осуществляющие перевозку пассажиров или грузов.

Об особенностях оформления путевого листа ИП читайте в этом материале.

Единственным случаем, когда оформление путевого листа не является обязательным, будет ситуация, когда физическое лицо использует собственное транспортное средство в своих целях либо передает его по доверенности другому физическому лицу.

Штраф за езду без путевого листа — 2021

Какой штраф за путевой лист в 2021 году будут платить водители и собственники транспортных средств? На сегодняшний день штраф за отсутствие путевого листа установлен в КоАП РФ. Инспектор ГИБДД вправе выписать штраф за езду без путевого листа в размере 500 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Штраф может налагаться не только за отсутствие путевого листа, но и за нарушение правил его оформления. Так, согласно ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ за нарушение требований медицинского осмотра водителя (отсутствие на документе соответствующей отметки медика) организацию могут оштрафовать на 30 000 руб., а ее должностных лиц — на 5 000 руб. Штрафы такого же размера предусмотрены ч. 3 ст. 12.31.1 за нарушение требований технического осмотра транспортного средства.

Особое внимание здесь необходимо уделить примечанию к ст. 12.31.1 КоАП РФ, в котором отмечено, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут наказание по данной статье как юридические лица. Это значит, что индивидуальные предприниматели, у которых путевой лист составлен с нарушениями требований медицинского осмотра водителя или технического осмотра транспортного средства, могут быть оштрафованы на 30 000 руб.

Штраф также предусмотрен за несоблюдение режима труда и отдыха для дальнобойщиков. А выдаст такое нарушение тахограф и путевой лист. Если тахограф работает не корректно, то контролеры также выпишут штраф. Причем и на работника, и на работодателя. Подробнее о санкциях узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Штраф за отсутствие путевого листа накладывается как на водителя, управляющего транспортным средством, так и на организацию (либо индивидуального предпринимателя), являющуюся собственником транспортного средства. Его размер зависит от статьи, на которую сошлется инспектор ГИБДД при составлении протокола административного правонарушения, и варьируется от 500 до 30 000 руб. Это достаточно ощутимые суммы даже для крупных организаций, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, которые работают на себя. Вот почему всем субъектам бизнеса, использующим в работе транспортные средства, необходимо выдавать своим сотрудникам путевые листы и следить за правильностью их заполнения.

Статья 11.14.2. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу

1. Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда, должностным лицам, уполномоченным на осуществление контроля за наличием у водителей указанных документов, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Читайте также  Закон о регистрации автотранспортных средств

2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

3. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

4. Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 11.14.2 КоАП РФ

1. Объектом правонарушений выступают общественные отношения по поводу осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу. Отличительной особенностью рассматриваемых правовых норм является применение мер ответственности за несоблюдение установленного порядка документального оформления перевозки пассажиров и багажа. При этом следует заметить, что в ряде случаев ГК РФ допускает возможность заключения договора в устной форме, в том числе и между юридическими лицами. Однако предписания настоящей статьи свидетельствуют об исключительности письменной формы договора фрахтования транспортного средства.

Объективная сторона рассматриваемых деяний в большинстве случаев выражается в форме бездействия, заключающегося в:

— уклонении от заключения договора фрахтования транспортного средства. В качестве уклонения могут рассматриваться действия сторон или одной из них, вследствие которых данный договор не заключен в письменной форме. В силу прямого предписания закона устные договоренности в данном случае не имеют юридической силы. Требование действующего законодательства о письменной форме договора считается соблюденным, если он заключен в форме единого документа в письменной форме (договора), в форме заказ-наряда, подписанного обеими сторонами. Иным образом заключение данного договора не предусмотрено;

— отказе от предъявления договора фрахтования транспортного средства или его копии. В данном случае закон относит договор фрахтования к числу обязательных документов, находящихся в момент перевозки пассажиров и багажа в течение всего периода оказания транспортных услуг. В то же время не всякий отказ может рассматриваться как административное правонарушение. Под действие норм настоящей статьи подпадает лишь отказ в предоставлении договора уполномоченному должностному лицу контролирующего органа государственной власти при проведении им проверки. Таким образом, даже если требование предоставить договор заявлено должностным лицом уполномоченного органа государственной власти, но не представлены документы, подтверждающие факт проведения проверки в отношении конкретного перевозчика, отказ в представлении договора не может рассматриваться в качестве административного правонарушения;

— посадке пассажиров без предъявления им документов, подтверждающих право на проезд, если представление таких документов является обязательным. Несоблюдение указанного требования свидетельствует о потенциальной возможности использования транспортного средства лицами, у которых отсутствует подобное право, т.е. неосновательное расширение перечня пассажиров, влекущее за собой и иные правонарушения, в частности нарушение правил эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

Наряду с бездействием, объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений может быть выражена и в форме действия, заключающегося во взимании платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц.

2. Субъектный состав конкретизируется применительно к отдельным составам правонарушений, регламентированным комментируемой статьей. Общим субъектом рассматриваемых правонарушений является водитель, т.е. лицо, допущенное к управлению транспортным средством. Осуществляя непосредственное взаимодействие с транспортным средством, он имеет возможность реализовать объективную сторону всех составов, регламентированных комментируемой статьей. В то же время степень его вины определяет и меру ответственности, которая ограничивается исключительно штрафными санкциями в размере пяти тысяч рублей. Превышение указанной меры ответственности закон не допускает.

Следует заметить, что в отношении правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, водитель выступает в качестве исключительного субъекта ответственности. По иным составам, определенным комментируемой статьей, наряду с водителем к ответственности могут быть привлечены должностные лица и юридические лица. Определяя возможность привлечения к ответственности юридических лиц, закон указывает на их непосредственную взаимосвязь с транспортным средством и деятельностью по оказанию транспортных услуг. В этой связи под юридическими лицами по смыслу настоящей статьи, как правило, понимаются организации-перевозчики, т.е. предоставившие принадлежащее им транспортное средство под фрахт. Одновременно субъектом ответственности может выступать и юридическое лицо, которое фрахтуют транспортное средство для собственных целей и деятельности, т.е. фрахтовщик. Ответственность фрахтовщика ограничивается лишь рамками ч. 2, поскольку, являясь стороной договора, он имеет возможность уклоняться от заключения договора в письменной форме, т.е. реализовать объективную сторону данного правонарушения. В отношении составов, предусмотренных ч. ч. 3 и 4, под юридическими лицами рассматриваются исключительно организации-перевозчики.

Еще одной категорией субъектов административной ответственности выступают должностные лица, т.е. лица, в обязанности которых вменяется соблюдение правил заключения договора фрахтования транспортного средства, а также соблюдения установленных требований перевозки пассажиров и багажа. В данном случае речь идет о должностных лицах — работниках перевозчика, причем их перечень не ограничивается исключительно руководителем соответствующей организации, в данном качестве могут рассматриваться и иные должностные лица. Определяющим критерием привлечения лица к ответственности является его компетенция, т.е. вменение ему в обязанности заключения договоров фрахтования, а также соблюдение правил перевозки пассажиров и багажа, в том числе по заказу.

3. Субъективная сторона рассматриваемых деяний в большинстве случаев характеризуется умыслом. Так, например, выполнение объективной стороны деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4, по неосторожности невозможно. Перевозка пассажиров без заключения договора фрахтования в письменной форме со стороны юридического и должностного лица в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины. В отдельных случаях указанные действия со стороны водителя транспортного средства могут быть совершены по неосторожности. Однако практика деятельности уполномоченных органов государственной власти свидетельствует о том, что совершение определенных настоящей статьей правонарушений осуществляется с умышленной формой вины.

Перевозка пассажиров без лицензии

  • Нужна ли на пассажирские перевозки лицензия
  • Кто проверяет наличие
  • Порядок получения документа
  • Возможна ли перевозка пассажиров по заказу без лицензии
  • Можно ли избежать ответственности
  • Что делать, если при проверке обнаруживается отсутствие документа
  • Предусмотренные штрафы для разных видов транспорта

Оказание транспортных услуг в области пассажирских перевозок практически всегда сопровождается получением лицензии. Однако, часть лиц предпочитают выполнять подобные действия без разрешительной документации, чем нарушают актуальное законодательство. Ниже рассказано о том, в каких случаях обязательно требуется наличие лицензии, а когда от этой бумаги можно отказаться, а также, от том, какие санкции грозят нарушителю.

Нужна ли на пассажирские перевозки лицензия

Если в легковом автомобильном транспорте имеется более восьми мест для размещения пассажиров или же оно предназначено для работы в такси, то для перевозки людей водителю потребуется наличие разрешающего документа. Без оформленной лицензии такая деятельность является незаконной. Исключениями являются следующие случаи автомобильных перевозок:

  1. Автобус принадлежит организации и не эксплуатируется на дорогах общего пользования. Например, его предназначение доставка людей внутри завода к местам их работы.
  2. Пассажирское транспортное средство используется для обеспечения жизнедеятельности отдельных населенных пунктов или для поддержания безопасности людей, проживающих здесь. Сюда относятся автобусы военных, полиции, пожарной службы, следственных органов и других специальных служб, выполняющих свои прямые обязанности.
Читайте также  Договор перевозки сыпучих грузов самосвалами

Применительно к железнодорожному, водному или воздушному пассажирскому транспорту получение лицензии является неотъемлемым пунктом их эксплуатации. Никаких исключений, в этом случае, не предусмотрено.

Кто проверяет наличие

Проверку наличия лицензии на пассажирские перевозки выполняют несколько инстанций, в зависимости от типа транспорта:

  • Федеральная служба по надзору в области транспорта;
  • Министерство отдельных видов транспорта (водного, воздушного);
  • Роспотребнадзор (для служб такси и автобусов);
  • Госавтоинспекция;
  • Таможенная служба (при международных перевозках всех типов).

Порядок получения документа

Получить разрешительный документ можно в соответствующем транспортном ведомстве. Например, для автомобильных перевозок такой инстанцией является отделение Государственного автодорожного надзора. Место обращение – территориальное подразделение этой службы.

Этапы получения лицензии:

  1. Сбор полного пакета документов и передача его в ведомство.
  2. Указание вида работ, которые предполагается выполнять: собственные нужды или коммерческие цели. При выборе только одного пункта, выполнять другой нельзя.
  3. Оплата госпошлины за рассмотрение заявления. Она платится за каждое обращение, а не за количество транспортных средств, указанных в заявлении. Стоимость получения разрешения для автомобилей всех типов – 7500 рублей.
  4. Ожидание ответа. Срок рассмотрения бумаг составляет 45 рабочих дней с даты, указанной в принятом заявлении.
  5. Получение отрицательного или положительного ответа от инстанции.

Отказ в выдаче лицензии может быть обоснован двумя распространенными причинами:

  • предоставление заведомо подложных или недостоверных данных;
  • отказ заявителя выполнять все нормы и требования, необходимые для получения разрешительного документа.

Возможна ли перевозка пассажиров по заказу без лицензии

При транспортировке людей на основании договора фрахтования, оформление лицензии на осуществление подобной деятельности не требуется. При этом договор или заказ-наряд должен иметь следующие обязательные пункты:

  1. Полное название документа и дату его оформления.
  2. Реквизиты перевозчика или же ФИО и паспортные данные водителя, если в качестве перевозчика выступает физическое лицо.
  3. Реквизиты заказчика услуг.
  4. Подробное описание транспортного средства: марка, модель, госзнак.
  5. Личные данные водителя.
  6. Пункты, между которыми осуществляется перевозка, точное время начала и окончания движения по маршруту.
  7. Перечень промежуточных остановок при их наличии.
  8. Стоимость услуги, а также, указание ФИО и должности человека, который производил расчет.
  9. Подпись лица, имеющего право разрешать подобные перевозки.

Правильно заполненный договор фрахтования должен иметься у водителя, он по первому требованию предоставляется уполномоченным лицам для проведения проверки. Такие транспортные средства в обязательном порядке обозначаются табличкой «Заказной», размещенной на лобовом стекле, на кузове справа и на заднем стекле. В салоне могут находиться только те пассажиры, которых указал заказчик в своем списке.

Можно ли избежать ответственности

Избежать ответственности за перевозку пассажиров без лицензии удастся в трех случаях:

  • в транспортном средстве расположено не более восьми мест для пассажиров (на основании данных ПТС);
  • цель перевозки не коммерческая, а личная или организационная (например, доставка сотрудников компании);
  • доставка пассажиров к пункту назначения осуществляется в рамках договора фрахтования.

Все перечисленные условия-исключения применимы только для автомобильных перевозок. В случае с железнодорожным, водным или воздушным транспортом лицензия требуется во всех случаях.

Что делать, если при проверке обнаруживается отсутствие документа

Если перевозка осуществляется на любом виде транспорта без лицензии и при этом нет уважительных причин ее отсутствия (они перечислены в пункте выше), то юридическому лицу или индивидуальном предпринимателю неизбежно придется понести ответственность. В этом случае, необходимо уплатить штраф (его размер установлен законодательством), а в некоторых случаях, компенсировать расходы, связанные с конфискацией авто.

С точки зрения пассажира, при выявлении перевозчика без лицензии, стоит отказаться от использования его услуг и незамедлительно сообщить о правонарушении в региональное подразделение ведомства, осуществляющего надзор в транспортной сфере.

Предусмотренные штрафы для разных видов транспорта

Мера наказания и размер штрафа зависят от лица, к которому он применяется. Например, при нарушениях в такси, суммы будут следующими:

  1. Водителю транспортного средства – 5 000 рублей.
  2. Должностному лицу, организовавшее незаконную перевозку – 5 000 рублей.
  3. Индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу – 100 000 рублей.

Даже после оплаты штрафа, все перечисленные лица не освобождаются от необходимости оформления лицензии. До этого момента им придется прекратить оказание подобных услуг. За повторное нарушение всем виновным лицам грозит увеличение суммы штрафа и конфискация транспортного средства.

Но размеры взысканий определяются не только статусом лица, но и видом транспорта:

  1. Для автобусов – от 5 000 для водителя до 1 000 000 рублей для юрлица.
  2. Для такси – от 5 000 до 100 000 рублей.
  3. Остальному легковому транспорту, чьи водители занимаются извозом – от 1 000 до 500 000 рублей.
  4. Морского, воздушного или железнодорожного транспорта – от 20 000 до 200 000 рублей.

Обязательное требование к выполнению пассажирских перевозок – наличие лицензии на подобную деятельность. Оказывать услуги без разрешительных документов можно лишь в редких случаях- исключениях, полный список которых оговорен в законодательстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: