С какого момента начинает действовать полис ОСАГО? - AUTOEXPERTUSA.RU

С какого момента начинает действовать полис ОСАГО?

Когда начинает действовать ОСАГО 2020

В соответствии с правилами дорожного движения, водитель должен застраховать гражданскую ответственность. Согласно указаниям ЦБ РФ, полис ОСАГО начинает действовать не в момент заключения договора.

  1. Для чего нужен полис
  2. Разновидности полиса
  3. Бумажный вариант
  4. Электронный вариант
  5. Начало действия полиса
  6. Чем обусловлено введение правила 3 дней
  7. Изменение даты действия полиса
  8. Полис не вступил в действие
  9. Действующий полис

Для чего нужен полис

Страхование ответственности водителя необходимо для компенсирования материальных расходов потерпевшего. Учитывается ремонт пострадавшего автомобиля или другого транспортного средства. В случае причинения вреда здоровью будут возмещены затраты на лечение и реабилитацию.

При ДТП оплачивает ущерб не его виновник, а страховая компания, с которой заключен договор. В том случае, если полис ОСАГО просрочен или отсутствует, судебный иск может быть направлен на водителя, по чьей вине причинен вред имуществу или здоровью потерпевшего.

Оформление полиса обязательно, без этого документа запрещено управление автомобилем. Отсутствие ОСАГО или его недействительность по сроку действия наказывается административным штрафом. Водителя также отстраняют от управления машиной.

Договор страхования заключается физическим лицом – собственником или организацией, владельцем транспортного средства. В полисе указываются водители, которые будут допущены к управлению. ОСАГО можно получить только у компании, имеющей лицензию ЦБ РФ.

Разновидности полиса

В соответствии с правилами, утвержденными ЦБ РФ, который курирует страховую деятельность в России, действует бумажный вариант полиса и электронная версия. Собственник сам может выбрать один из вариантов оформления ОСАГО.

Бумажный вариант

Выдача этого варианта полиса осуществляется только при личном посещении владельцем автомобиля офиса компании. При оформлении ОСАГО у страхователя на руках должны быть документы, необходимые для заключения договора:

  • паспорт, или документ, удостоверяющий личность собственника автомобиля;
  • водительские удостоверения всех лиц, которые будут допущены к управлению;
  • документы на автомобиль – ПТС.

Фото полиса ОСАГО

В случае если необходимо продлить договор страхования, потребуется предыдущий полис. Также будет нужна диагностическая карта, получить которую нужно заранее, пройдя технический осмотр автомобиля. Следует помнить, что полис ОСАГО начинает действовать в 2020 году только через 3 суток.

Электронный вариант

Заявление на выдачу электронного полиса можно подать онлайн через сайт страховщика. Компания не вправе отказать в такой услуге. Это указано в правилах ЦБ РФ. Для получения электронного ОСАГО владельцу необходимо заполнить заявление и приложить к нему сканированные копии необходимых документов.

После оплаты, которую можно также совершить онлайн, договор будет заключен. Электронную версию полиса пришлют на почту страхователя. Распечатывать документ не обязательно. Достаточно показать ОСАГО на экране мобильного устройства. Это правило введено в действие в 2020 году.

Электронный документ можно оформить через портал государственных услуг. Для этого необходима регистрация на сайте и верификация посетителя в личном кабинете:

  1. Пользователь находит раздел – «Транспорт и вождение».
  2. На вкладке «Электронное страхование» пользователю будет представлен список зарегистрированных на портале компаний.
  3. После выбора страховщика пользователь направляется на сайт компании.

Дальнейшие действия собственника сходны с самостоятельным посещением портала страховщика. Необходимо заполнить форму заявления и приложить сканированные копии необходимых документов. Электронный вариант ОСАГО начинает действовать в 2020 году также через 3 дня.

Начало действия полиса

С сентября 2018 года действуют правила ЦБ, согласно которым электронный полис ОСАГО начинает действовать через 3 суток после оформления договора страхования. В настоящее время это правило распространяется и на бумажный вариант.

Владелец автомобиля должен учесть это правило, и заключить договор заранее. В то время, пока новое ОСАГО не вступило в силу, можно ездить по старому, но действующему полису. Учитывая это, страхователь вправе обратиться в компанию за 30 дней до момента истечения срока документа. Такие правила установил ЦБ,

Чем обусловлено введение правила 3 дней

Новые правила начала действия полиса ввели для того, чтобы предотвратить неправомерные поступки водителей. С момента введения электронных версий ОСАГО некоторые собственники стали злоупотреблять своими правами и экономить на заключении договора страхования.

Электронный полис ОСАГО начинает действовать через 3 дня

Владелец автомобиля не заключал договор, не оплачивал страховку и ездил без оформления ОСАГО. В момент совершения ДТП, в котором он был виновником, появилась возможность оформить полис, не уезжая с места дорожного происшествия. Получить электронную версию документа можно было за час.

Через мобильное устройство виновник аварии онлайн подавал заявку на оформление договора страхования. Сканированные копии документов делались заранее. К приезду сотрудников ГИБДД полис уже приходил на электронную почту. Бумажную версию мог привезти курьер компании.

Этим недочетом в правилах ОСАГО стали пользоваться мошенники, создавая фиктивные компании. Чтобы оградить добросовестных водителей, пострадавших в аварии, от аферистов, ЦБ принял решение о том, что ОСАГО начинает действовать через 3 дня после оформления договора страхования.

Изменение даты действия полиса

Страхователь вправе изменить дату действия договора.

Полис не вступил в действие

Согласно правилам, утвержденным ЦБ, собственник вправе продлить полис за 30 дней до окончания его действия. Если договор оформлен, страхователь пишет заявление о переносе сроков в разрешенный период.

Страховщик может внести исправление в еще не вступивший в действие полис. Указывается дата согласно заявлению владельца, но в разрешенный правилами период. Еще одним вариантом может быть изменение в договоре даты начала использования автомобиля.

Действующий полис

В действующий договор страхования могут быть внесены изменения. Однако следует учесть, что владелец может дополнительно понести расходы. Компания может предложить страхователю расторгнуть старый договор и заключить новый на требуемую дату.

При досрочном прекращении действия договора по инициативе собственника автомобиля ему выплачивается внесенная сумма страховой премии, уменьшенная на взимаемые комиссии. Эти удержания предусмотрены правилами компании.

Каждый случай изменений в договоре рассматривается индивидуально. У компании, согласно правилам, есть 30 дней на рассмотрение заявления страхователя. Еще 30 дается на согласование новых условий, о которых заявил собственник автомобиля.

Через сколько начинает действовать страховой полис ОСАГО после оформления?

  1. Срок начала действия полиса на 2021 год не регламентирован никаким законом.
  2. Но страховая, скорее всего, откажет Вам в желании, чтобы полис начал действовать сразу же в тот же день.
  3. Пункт 2 в этом списке незаконен для страховой.
  4. Но даже ввиду незаконности Вам от этого не легче, так как у страховщика есть иные поводы отложить этот срок.

Страховка в общих случаях действует 1 год. В страховом полисе всегда указывается не только дата, до какого числа действует ОСАГО, но и дата, с какого числа она начинает работать. Это может быть либо текущий день, либо следующий. Но как правильно – через сколько должна начинать действовать страховка ОСАГО и в чём здесь заключается главная тонкость, давайте выяснять!

С какого числа начинает работать полис?

Со следующего. В подавляющем большинстве случаев в страховой компании, у её агента или брокера Ваш выпишут полис с указанной в нём датой начала действия только на следующий день после даты оформления страховки. Такая практика сложилась уже достаточно давно и во всех регионах России.

Но законодательно ни один нормативно-правовой акт в России не регулирует вопрос, через сколько при оформлении начинает работать полис. Нет такого закона!

Но, как правило, у страхователя возникает потребность в таких ситуациях:

  • нужно, чтобы полис начал действовать сразу после оформления – в ту же секунду, просто потому что старая страховка у Вас просрочилась, а ехать нужно уже сейчас,
  • требуется дата начала действия ОСАГО задолго позже дня покупки – если автомобилем Вы пока не собираетесь управлять по разным причинам: он может быть сломан, не эксплуатироваться в определённые сезоны, не зарегистрирован в ГИБДД и так далее, но о страховке Вы решили позаботиться заранее.

Последний случай страховщик (то есть страховая компания) с большой долей вероятности примет и пойдёт Вам навстречу. А вот первый – не лучший вариант, и только страховая и чаще всего мошенники понимают, почему!

Почему страховые отказывают оформлять полис с началом действия в тот же день?

Потому что, как мы уже указали выше, это повод для мошеннической схемы и одновременно лазейки, как можно ездить без ОСАГО, но быть застрахованным. Выглядит она очень просто:

  1. Вы ездите вообще без страховки на своей машине,
  2. однажды попадаете в ДТП, где сразу очевидна Ваша виновность,
  3. договариваетесь с потерпевшим об оформлении ДТП буквально через несколько часов,
  4. едете в любую страховую компанию оформлять полис, который начинает действовать в тот же день – то есть сразу же после оформления,
  5. возвращаетесь на место ДТП и оформляете его, как положено по ПДД,
  6. потерпевший обращается за возмещением в Вашу страховую компанию и получает выплату или ремонт, а Вы в итоге не платили за страховку ОСАГО, пока не наступил страховой случай.

В этом случае виновник рискует только штрафом за езду без страховки, который на 2021 год составляет 800 рублей, а при оплате со скидкой в 20 дней и вовсе 400.

Именно поэтому очень редкая страховая компания примет Вашу просьбу оформить полис ОСАГО с моментом начала действия сразу после оформления. Увы, страховые защищают себя!

Это законно?

Нет. Отказывать страхователю в выборе даты начала действия договора не в праве страховщика. И вот почему!

Согласно статье 1 ФЗ «Об ОСАГО», договор страхования является публичным. Статья 426 ГК РФ же говорит о том, что отказывать в заключении публичного договора запрещается. Кроме того, Правила страхования в своём пункте 1.5 предписывают, что страховщик не имеет права отказывать в продаже полиса ОСАГО по волеизъявлению обратившегося лица.

Читайте также  Как восстановить просроченные водительские права?

Но не всё так гладко!

В то же время закон предусматривает для страховой компании возможность рассматривать заявление страхователя о приобретении ОСАГО в течение целых 30 дней. И даже ещё хуже – ещё 30 дней после этого есть у страховщика для протокола разногласий. Таковы правила заключения публичного договора.

Всё это значит, что если Вы начнёте «качать права», требовать оформить страховой полис ОСАГО с датой начала действия сразу же после оформления и ссылаться при этом на действующее на 2021 год законодательство, в котором не предусматривается отказа от заключения публичного договора на этом основании, то и в страховой могут забрать Ваше заявление на приобретение ОСАГО и предложить вернуться через 30 дней – и то только за протоколом разногласий.

Как видим, страховщику есть как защититься от мошеннических схем!

Сколько действует страховка?

1 год от даты начала срока действия в общих случаях. Это регламентировано Федеральным законом об ОСАГО, статьёй 10. Ошибочно полагать, что бывают страховки на 3, 6 и 9 месяцев, потому что в этом контексте следует различать 2 разных термина:

  • срок действия договора ОСАГО,
  • период использования транспортного средства.

Итак, срок действия полиса всегда составляет 1 год. А период использования может быть несколько месяцев – от 3 и до 12 месяцев. То, что не бывает страховок на менее чем, 3 месяца, устанавливает часть 1 статьи 16 ФЗ Об ОСАГО.

Но бывает ещё страховка на 20 дней – так называемая в простонародье «транзитная». Она выдаётся автовладельцам только в 2 случаях:

  1. для перегона автомобиля в другой регион, где его хозяин собирается зарегистрировать в МРЭО ГИБДД своего города проживания,
  2. для перегона машины к месту техосмотра.

Очевидно, на учёт авто со страховкой 20 дней не поставить, для этого придётся оформить полноценную страховку, которая действует 1 год после оформления.

Когда начинает действовать полис ОСАГО?

Через сколько начинает действовать страховка и когда ее следует оформлять?

Согласно норм действующего законодательства, каждый владелец транспортного средства должен своевременно приобретать полис ОСАГО. Его просрочка или отсутствие может привести к административной ответственности или более серьезным последствиям при попадании в дорожно-транспортное происшествие. Поэтому при окончании срока действия страховки лучше своевременно ее оформить, посетив офис лично или воспользовавшись нашим сервисом. В рамках данной статьи мы рассмотрим, когда начинает действовать электронный полис ОСАГО и за какой период его желательно продлить или переоформить в другой страховой компании.

Возможность оформления страховки имеется не только у самого автовладельца, но и лиц, нотариально внесенных в доверенность на управление транспортным средством. Если задержка произошла по вине страховой компании, то продолжать ездить на автомобиле можно, но при наличии справки от страховщика, где имеется указание на то, что полис готовится к выпуску. Но если ОСАГО есть с истекшим сроком, то штрафа не избежать.

За сколько дней можно продлить полис ОСАГО? В законе конкретный срок не установлен, но есть указание на то, что по истечению срока автовладельцу нужно иметь на руках новый полис. А учитывая тот факт, что действовать новая страховка начнет не сразу, а лишь спустя некоторое время, об этом стоит позаботиться заблаговременно.

С какого момента действует электронный полис, полученный в офисе страховщика?

При обращении собственника транспортного средства лично в страховую компанию полис на официальном бланке начнет действовать сразу после того, как будет внесена оплата. При этом менеджер прописывает конкретную дату и время, с которого начинается действие официального договора. Если же нет возможности или времени обратиться к страховщику, то всю процедуру можно будет осуществить через интернет. В этом случае возникает другой вопрос: «С какого дня действует электронный полис?»

Для предотвращения мошенничества Центробанк предложил ввести ограничение, согласно которому е-ОСАГО начинает действовать лишь спустя трое суток после регистрации и страхового взноса. Все дело в том, что нередко выявлялись случаи, когда водитель сначала попадал в аварию, а потом делал страховку перед оформлением ДТП. Нововведение позволило предотвратить мошенничество подобного типа. Тем не менее, страховка формально начинает действовать сразу же, если владелец сможет предоставить автомобиль страховщику для осмотра.

Можно ли исправить ошибку, допущенную в дате начала действия полиса?

Порой возникают ситуации, когда дата проставляется неправильно. Как быть в такой ситуации. Если страховка еще не начала действовать, то страховщики могут пойти на встречу и внести коррективы без вашего присутствия. Но если ОСАГО уже действует, то для внесения изменений потребуется лично обращаться в офис. Важно также учесть, что исправить можно только период страхования.

Точно узнать, когда вступил в законную силу электронный полис можно через личный кабинет на сайте РСА в разделе dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.htm или связавшись со страховщиком.

Как быть, если страховка ОСАГО просрочена?

Если вы увидели на документе истекший срок страховки, электронный полис ОСАГО важно срочно продлевать или оформлять в другой компании. Помните, что езда без страховки запрещена и может повлечь за собой наложение административной ответственности.

За сколько времени можно продлить полис ОСАГО?

Большинство владельцев транспортных средств стремятся заблаговременно застраховать автомобиль, уточнив, с какого момента полис будет считаться истекшим. По закону это разрешается делать не более чем за 30 дней до момента фактического окончания защиты. Причем, сделать это можно в любом регионе РФ, вне зависимости от места регистрации. Стоит также отметить, что есть положение, согласно которому дата, когда начинает действовать новый документ, устанавливается автоматически.

Продление возможно в том случае, если страхователь не обратился к страховщику заблаговременно с заявлением о нежелании дальнейшего переоформления договора страхования. Теперь вы знаете, через сколько дней начинает действовать полис ОСАГО, и когда рекомендуется заниматься продлением сроков. Вне зависимости от того, к какому страховщику вы будете обращаться (своему или новому), все временные рамки одинаковы. Начать пользоваться обновленным документом вы сможете, когда полис появится в базе РСА. Успехов вам на дороге.

Оформите полис прямо сейчас

Если у вас еще есть вопросы, отправьте заявку и мы вас проконсультируем

Читайте также

Бланк полиса ОСАГО – утверждён на государственном уровне, имеет несколько степеней защиты от подделки. Несмотря

После внесения поправок в действующее законодательство, все страховые компании обязаны оказывать услуги автострахования в электронном

Попав ДТП не по своей вине, каждый гражданин имеет право на возмещение ущерба. Покрытие убытков

Считаете что продлевать полис ОСАГО не нужно, ведь его цена превышает размер штрафа? На самом

ВС: Действие полиса ОСАГО распространяется на правоотношения, возникшие до подписания договора

Верховный Суд вынес Определение № 78-КГ19-24, в котором разъяснил, можно ли выплатить страховое возмещение потерпевшему в ДТП, если договор ОСАГО причинитель вреда заключил вскоре после аварии.

Утром 11 августа 2017 г. гражданин Прутков совершил наезд на стоящий автомобиль, принадлежащий Наталье Дегтяревой. Спустя полтора часа Прутков оформил полис ОСАГО в АО «АльфаСтрахование».

Общество, ссылаясь на то, что на момент ДТП полис не действовал, отказало в выплате страхового возмещения, и Дегтярева обратилась в Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском к страховщику об осуществлении страховой выплаты в размере свыше 337 тыс. руб. на восстановительный ремонт автомобиля, а также о взыскании в ее пользу расходов по оплате услуг представителя в размере 25 тыс. руб., компенсации морального вреда в 10 тыс. руб. и штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы.

Суд отметил, что в страховом полисе указано, что он действует с 00 часов 00 мин. 11 августа 2017 г., и удовлетворил исковые требования частично, вдвое уменьшив размер компенсации морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, в свою очередь, пришла к выводу, что на момент ДТП гражданская ответственность Пруткова в АО «АльфаСтрахование» не была застрахована, поскольку он обратился за оформлением полиса уже после данного события, в связи с чем отменила решение первой инстанции и отказала в иске.

Указывая на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции нормам материального права, президиум Санкт-Петербургского городского суда исходил из того, что в полисе срок страхования указан с 00 часов 00 мин. 11 августа 2017 г., при этом ответчик не оспаривал действительность полиса и факт выплаты страховой премии.

Не согласившись с данными решениями, страховая компания обратилась в ВС. По ее мнению, выводы нижестоящих судов противоречат нормам материального права, поскольку страхование распространяется только на случаи, произошедшие после заключения договора страхования и его вступления в силу. В противном случае свершившееся до заключения договора событие утрачивает свойство вероятности и случайности, вследствие чего не может быть признано страховым случаем. Кроме того, заявитель указал, что со стороны страхователя имели место недобросовестное поведение и злоупотребление правом при заключении договора страхования после ДТП.

Изучив материалы дела, Суд сослался на Постановление Пленума ВС от 25 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором разъяснено, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Читайте также  Проверить достоверность полиса ОСАГО

ВС отметил, что согласно положениям ст. 309 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Он указал, что ст. 3 Закона об ОСАГО установлено, что одним из основных принципов обязательного страхования является гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных данным законом. В преамбуле этого закона также указано, что он принят в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании ТС иными лицами.

«Из приведенных положений закона следует, что страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств направлено в первую очередь на повышение уровня защиты потерпевших, на возмещение причиненного им вреда. При этом потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию ответственности, лишенным возможности влиять на условия договора страхования ответственности причинителя вреда, не осведомленным об обстоятельствах заключения этого договора, в силу чего может и вправе добросовестно полагаться на сведения, указанные в выданном страховщиком полисе страхования общеобязательного образца», – резюмировал ВС.

Высшая инстанция отметила, что выданный Пруткову полис ОСАГО является подлинным, оформлен на бланке, принадлежащем ответчику, и выдан уполномоченным лицом, действующим на основании агентского договора. Согласно данному полису страховщик обязался возместить вред потерпевшим в случае его причинения с 00 часов 11 августа 2017 г. О несанкционированном использовании бланка полиса страховщик не заявлял.

По мнению Суда, при таких обстоятельствах отказ в удовлетворении требований потерпевшего противоречил бы положениям ГК о добросовестности и надлежащем исполнении обязательств, а также установленному ст. 3 Закона об ОСАГО принципу гарантированного возмещения вреда потерпевшим при том, что предусмотренных законом оснований для освобождения страховщика от исполнения принятого на себя обязательства ответчик не привел.

Верховный Суд указал, что поскольку истец стороной заключенного между причинителем вреда и страховщиком договора не являлась, доводы ответчика о недобросовестном поведении страхователя основанием для отказа в удовлетворении требований потерпевшего быть не могут.

Суд также отметил, что предметом спора по настоящему делу являются правоотношения между страховщиком и потерпевшим, а не между страховщиком и страхователем. Добросовестность Дегтяревой, полагавшейся на выданный страховщиком полис, ответчиком не оспаривалась и судом апелляционной инстанции под сомнение не ставилась.

Кроме того, ВС подчеркнул, что договор страхования, в подтверждение заключения которого Пруткову был выдан полис, ответчиком по установленным законом основаниям недействительности сделок не оспаривался и недействительным судом не признавался. Он сослался на п. 2 ст. 166 ГК, в соответствии с которым сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.

ВС напомнил, что в соответствии с п. 4 ст. 166 ГК суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях. В силу п. 5 данной статьи заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно – в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Суд указал, что согласно п. 1 ст. 168 ГК, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. В силу п. 2 данной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью.

«Поскольку по настоящему делу каких-либо нарушений публичных интересов не установлено и ответчик на такие обстоятельства не ссылался, то в силу приведенных выше норм материального права у суда отсутствовали основания для признания по своей инициативе договора ОСАГО ничтожным только лишь в связи с доводами ответчика о несоответствии этого договора положениям закона о понятии страхового риска и страхового случая», – подчеркивается в определении.

Таким образом, ВС оставил без изменения решения первой инстанции и кассации, а жалобу – без удовлетворения.

В комментарии «АГ» партнер АБ «ФОРТиС» Самарской области Андрей Носов посчитал, что данное определение с уверенностью можно назвать примером того, когда интересы потерпевшего в результате ДТП защищаются преимущественно перед иными участниками системы обязательного страхования гражданской ответственности, а неопределенность в отношениях между страхователем и страховщиком не влияет на право первого.

«При этом представляется маловероятным, что данное определение внесет существенные коррективы в регулирование правоотношений ОСАГО, но оно еще раз напоминает страховщикам, что в вопросах заключения и исполнения договоров ОСАГО не может быть мелочей», – отметил он.

По мнению эксперта, если действующее законодательство (с учетом сложившейся судебной практики) позволяет устанавливать действие договора ОСАГО на отношения, фактически возникшие до его заключения, то вопросам наличия (либо отсутствия) страховых случаев в указанный спорный период следует уделять повышенное внимание либо не включать его в действие договора ОСАГО, определив начало периода страхования моментом заключения договора.

Автоюрист Юрий Демин считает выводы суда очень интересными. «Действительно, срок действия, указанный в полисе, позволил клиенту на момент ДТП быть юридически застрахованным, хотя фактически он таковым не являлся», – пояснил он.

Эксперт считает, что данное решение не будет прецедентным, так как договор страхования был заключен в 2017 г. Сейчас же страховые компании просто приведут договоры ОСАГО в порядок. «Кроме того, договор заключался с агентом. Вполне возможно, срок действия полиса был указан по договоренности», – резюмировал он.

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Читайте также  Как рассчитывается выплата по ОСАГО при ДТП?

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: