Права пассажиров в договоре перевозки - AUTOEXPERTUSA.RU

Права пассажиров в договоре перевозки

Верховный Суд – о правах пассажиров

Суд разъяснил применение законодательства о договоре перевозки пассажиров и багажа

В июне Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции». Постановление адресовано в первую очередь перевозчикам, однако при этом затрагивает значительно более широкий круг лиц, поскольку усиливает защиту прав граждан.

Что такое договор перевозки пассажира и багажа и зачем он нужен?

Договор перевозки – это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить багаж и выдать его управомоченному лицу; пассажир обязуется уплатить за проезд, а при сдаче багажа – за его провоз 1 .

Договор перевозки пассажира и багажа нужен, чтобы закрепить условия сотрудничества между заказчиком и транспортной компанией. В договоре прописываются возможные спорные ситуации и пути их решения.

1 Пункт 1 ст. 786 ГК РФ.

Может ли перевозчик требовать вознаграждение за оформление проездного билета?

Ряд транспортных предприятий при оформлении проездного билета, кроме стоимости перевозки, включают в тариф вознаграждение за оформление проездного документа.

Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными 1 .

Вместе с тем при заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги 2 .

1 Статья 786 ГК РФ, ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав), п. 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров.

2 Статья 1005 ГК РФ.

Что, если проездной билет или багажная квитанция потеряны либо являются неправильными?

В процессе перевозки пассажиров и грузов возникают вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, порчу или утрату багажа. Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции 1 . Когда встает вопрос о возмещении пассажирам вреда, перевозчик может попытаться минимизировать расходы, ссылаясь в том числе на отсутствие либо неправильное оформление билетов или багажных квитанций.

Однако отсутствие или неправильность билета либо квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. Неправильное оформление или утрата билета не является поводом для отказа в возмещении вреда. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Например, факт проезда часто зафиксирован и другими способами: показания других пассажиров, записи медработников, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим, и прочее 2 .

1 Пункт 2 ст. 786 ГК РФ.

На что вправе рассчитывать пассажир, если он не может продолжить поездку в предоставленном транспортном средстве?

В случае прекращения поездки из-за неисправности транспортного средства, аварии или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и предоставленном перевозчиком 1 . Если транспортное средство не предоставлено в срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков 2 . При невозможности продолжения перевозки пассажира по не зависящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию 3 .

1 Пункт 53 Правил перевозок пассажиров.

2 Статьи 328, 393 и 405 ГК РФ.

3 Пункт 3 ч. 1 ст. 23 Устава.

Несет ли ответственность перевозчик за неисполнение обязательств?

Если перевозчик не исполнил свои обязательства, он несет ответственность, которая установлена Гражданским кодексом, Уставом и соглашением сторон 1 . При этом условия договора перевозки об ограничении или устранении ответственности перевозчика являются ничтожными, если иное не следует из положений Устава 2 .

1 Пункт 1 ст. 793 ГК РФ.

2 Пункт 2 ст. 168 ГК РФ.

Отвечает ли перевозчик за действия лиц, к услугам которых прибегает для осуществления перевозки?

Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные 1 . Например, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или находящегося в его владении по договору аренды.

На что может рассчитывать пассажир, если перевозчик задержал доставку багажа?

В этом случае перевозчик уплачивает получателю багажа неустойку в виде штрафа в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы 1 . При этом уплата штрафа 2 не освобождает перевозчика от возмещения убытков, причиненных пассажиру, в полном объеме сверх суммы такой неустойки.

1 Часть 12 ст. 34 Устава.

2 Часть 12 ст. 34 Устава.

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение багажа?

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, в случае дорожно-транспортного происшествия по вине третьих лиц, хищения и т.п.) 1 . Перевозчик может быть освобожден от обязанности по возмещению ущерба в таких случаях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.

1 Пункт 1 ст. 796, п. 3 ст. 401 ГК РФ.

Что делать, если багаж был утрачен или поврежден?

В таком случае необходимо составить коммерческий акт. Это делает перевозчик по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку 1 .

1 Пункты 77, 130–135 Правил перевозок пассажиров.

Как будет возмещаться ущерб?

При утрате или недостаче багажа ущерб возмещается перевозчиком в размере его стоимости; в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а если восстановить его невозможно – в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости 1 .

Под действительной (документальной) стоимостью понимается цена товара, указанная в договоре или счете продавца товара, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан, на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения.

Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что достоверный размер убытков не может быть 2 . В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела.

1 Пункт 2 ст. 796 ГК РФ.

2 Пункт 5 ст. 393ГК РФ.

Кто будет нести ответственность за повреждение багажа, если он был плохо упакован?

Пассажир обязан подготовить багаж таким образом, чтобы обеспечить его сохранность. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду его ненадлежащей упаковки пассажиром 1 .

Перевозчик несет ответственность, если принял на себя обязанность упаковать багаж либо недостатки упаковки были явными или известны ему исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах 2 .

1 Пункты 63 и 74 Правил перевозок пассажиров, п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава.

2 Пункт 3 ст. 307 ГК РФ.

Кто несет ответственность за утрату или повреждение ручной клади?

Риск утраты, недостачи или повреждения ручной клади лежит на пассажире 1 . Ответственность может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по его вине.

1 Часть 10 ст. 34 Устава.

Обязан ли гражданин до обращения в суд предъявить претензии перевозчику?

Гражданин предъявлять претензию не обязан, но может это сделать. Закон обязывает перевозчика такую претензию принять, рассмотреть и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в письменном виде в течение 30 дней 1 .

1 Часть 1 ст. 40 Устава.

Есть ли временные ограничения для обращения в суд с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира?

Таких ограничений нет. Однако если с момента возникновения права на возмещение вреда прошло три года, требования удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска 1 .

Если суд признал нарушение прав пассажира, будет ли взыскан штраф с перевозчика?

При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование 1 .

Размер штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, составляет 50% от суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.

1 Пункт 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

В течение какого времени перевозчик может обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба?

Срок, в течение которого перевозчик вправе обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба, составляет один год 1 . В случае если истец пропустил этот срок без уважительных причин, но все же обратился в суд, может быть подано ходатайство о пропуске срока исковой давности. В этом случае суд вправе отказать в удовлетворении исковых требований.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

ВС РФ разъяснит, какие нормы применяются к возникающим на основании договоров перевозки и транспортной экспедиции отношениям

Обобщение судебной практики по спорам, вытекающим из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции, позволило Верховному Суду Российской Федерации сформировать ряд правовых позиций, касающихся, в частности, ответственности сторон: перевозчиков – за утрату, недостачу или повреждение порчу груза, грузоотправителей – за искажение сведений о грузе, экспедитора – за неисполнение договора и др. (обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 декабря 2017 г.). Расширить эти позиции и в принципе разъяснить особенности регулирования соответствующих отношений призван рассмотренный на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ проект Постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

ВС РФ обращает внимание на то, что, помимо норм Гражданского кодекса, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав) и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила перевозок), на отношения, которые возникают из договоров перевозки и транспортной экспедиции, заключенных для не связанных с предпринимательской деятельностью целей, распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей). Кроме того, перевозчики – организации и ИП, которые осуществляют как коммерческие перевозки, так и транспортировку людей и материальных объектов для собственных нужд без заключения договоров перевозки, должны выполнять обязанности, установленные для эксплуатирующих транспортные средства лиц (в частности – ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Читайте также  Как аннулировать договор купли продажи автомобиля?

Также в Проекте отмечается, что если транспортировка пассажира и его багажа выполняется лицом, для которого перевозка является основным видом деятельности, к соответствующему договору применяются положения о публичном договоре и договоре присоединения (ст. 426 и ст. 428 ГК РФ).

Важное разъяснение касается порядка подтверждения факта заключения договора перевозки пассажира и багажа – прямо указано, что в случае отсутствия, в том числе в связи с потерей, или неправильного оформления билета или багажной квитанции наличие договорных отношений между сторонами можно подтвердить другими доказательствами, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет наложение на перевозчика предусмотренной законодательством ответственности (п. 1 ст. 793 ГК РФ). Причем отвечает перевозчик не только за себя, но и за действия иных лиц, услугами которых он пользуется при перевозке, подчеркивает ВС РФ. Так, например, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира во время перевозки с использованием арендованного транспортного средства ответственность должен нести именно перевозчик, а не владелец ТС, поясняет суд.

Особое внимание предлагается обратить на тот факт, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение багажа вне зависимости от наличия его вины в этом. Таким образом, по мнению Суда, причиненный действиями третьих лиц вред (в ДТП по их вине или при хищении багажа) возмещается перевозчиком. От обязанности по возмещению ущерба он освобождается только когда повреждение или утрата багажа произошли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Поскольку возмещение ущерба при недостаче или утрате багажа невозможно без определения его стоимости, ВС РФ счел нужным уточнить, что при отсутствии сведений о документальной стоимости багажа – указанной в договоре или счете продавца товара – следует использовать среднюю рыночную цену соответствующих товаров в месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или день принятия судебного решения. Причем даже если невозможно доказать действительную стоимость багажа, суд не вправе отказывать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности, подчеркивается в Проекте. В этом случае суд определяет сумму возмещения исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 5 ст. 393 ГК РФ).

При этом важно помнить, что перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа по причине ненадлежащей его упаковки – за исключением случаев, когда обязался самостоятельно упаковать багаж или знал о недостатках упаковки в момент принятия товара, но не указал это в провозных документах, – так как обязанность по надлежащей подготовке багажа к перевозке с целью обеспечить его сохранность лежит на пассажире (п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава, п. 63 и п. 74 Правил перевозок). Тем не менее перевозчик должен доказать, что багаж был утрачен или поврежден именно вследствие ненадлежащей упаковки, отмечает ВС РФ.

Также предполагается указать судам, что при удовлетворения требований пассажира, основанных на законодательстве о защите прав потребителей, они обязаны поставить вопрос о взыскании с перевозчика штрафа, предусмотренного за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей), вне зависимости от того, ходатайствовал об этом сам пассажир или нет.

Крайне важным является разъяснение о возможности привлечения к ответственности за вред, причиненный в процессе перевозки, агрегаторов такси и иных лиц, осуществляющих поиск клиентов для заключения договоров перевозки пассажиров и багажа. Агрегатор, по мнению Суда, должен отвечать перед пассажиром в случае, когда заключил договор от своего имени, а также если у пассажира на основании содержания рекламы, информации на сайте агрегатора или переписки с ним сложилось мнение, что он заключает договор именно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником или привлеченным для исполнения обязательств по перевозке третьим лицом.

Отдельный раздел Проекта посвящен пояснениям ВС РФ о надлежащем применении норм, регулирующих перевозку грузов. Определено, в частности, как разграничить договор перевозки груза и иные договоры, предполагающие транспортировку каких-либо материальных объектов. Если основная обязанность одной из сторон договора заключается не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза, в частности – о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику, считает Суд. В качестве примера приведен договор об утилизации твердых бытовых отходов, предполагающих их вывоз с использованием транспортного средства.

ВС РФ напоминает, что за повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. При этом бремя доказывания того факта, что груз поврежден или утрачен именно вследствие ненадлежащей упаковки лежит на перевозчике.

В остальных случаях за сохранность груза с момента его принятия для перевозки до момента выдачи грузополучателю отвечает перевозчик, даже если утрата или повреждения груза произошли вследствие, например, случайного возгорания транспортного средства, аварии не по вине перевозчика или противоправных действий третьих лиц, в частности кражи груза, отмечает ВС РФ. Однако не стоит забывать о законодательно установленных основаниях для освобождения перевозчика от ответственности (ст. 36 Устава).

Особым образом оговаривается в Проекте право грузоотправителя, являющегося продавцом товара, требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку доставки груза, в размер которых может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.

Когда перевозка груза осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, за его утрату, недостачу или повреждение по причине ненадлежащей упаковки отвечает экспедитор, поскольку на нем лежит обязанность проверять представленную клиентом информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»; далее – закон о транспортно-экспедиционной деятельности), подчеркивается в Проекте. А при распределении между экспедитором и перевозчиком ответственности за утрату или повреждение груза вследствие иных причин определяющее значение имеет содержание обязательств экспедитора. Если в соответствии с договором он обязан лишь выполнять определенные функции грузоотправителя, например подготавливать необходимые для перевозки документы или осуществлять расчеты с перевозчиком, такая ответственность на него не может быть возложена, отмечает Суд. Если же экспедитор обязуется фактически осуществить перевозку или гарантировать сохранную доставку груза, он отвечает за утрату или повреждение груза (ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Предъявление грузоотправителем иска о возмещении реального ущерба к перевозчику не исключает возможности заявления аналогичных требований к экспедитору, если в соответствии с договором он также должен был обеспечить сохранность груза, считает ВС РФ. В этом случае должны применяться нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ), что исключит возможность неосновательного обогащения грузоотправителя.

Если экспедитор заключает договор от своего имени, именно он вправе предъявлять перевозчику требования о возмещении причиненного частичной или полной утратой либо порчей груза ущерба. Причем не имеет значения, кто является собственником груза и возместил ли экспедитор клиенту соответствующий ущерб, – перевозчик обязан исполнить его требования, указано в Проекте. При этом оговаривается обязанность экспедитора уступить клиенту по его требованию права по договору перевозки с целью возмещения убытков перевозчиком, а также переход к клиенту прав и обязанностей экспедитора в случае его банкротства – по аналогии с уступкой требования и переходом прав по договору комиссии (п. 2 ст. 993, абз. 6 ст. 1002 ГК РФ).

Оплачивается перевозка заключившим договор лицом, поэтому в случае его заключения экспедитором фактический перевозчик не вправе требовать оплаты от грузоотправителя, даже того, который по указанию экспедитора подписал транспортную накладную, подчеркивает Суд.

В заключительном блоке разъяснений рассматриваются вопросы о применении к спорам, связанным с перевозкой и транспортно-экспедиционным обслуживанием, сроков исковой давности и порядке рассмотрения претензий. В частности, поясняется, что срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения убытков клиенту и начинает течь со дня выдачи груза (в случае его недостачи или повреждения) либо со дня признания груза утраченным.

Также отмечается, что перевозчик, не ответивший на предъявленную претензию в течение 30 дней с момента ее получения (ч. 1 ст. 40 Устава), не сможет ссылаться на несоблюдение обязательного претензионного порядка истцом в связи с ненадлежащим оформлением претензии.

Кроме того, Суд напоминает, что на период соблюдения претензионного порядка исковая давность по соответствующему требованию приостанавливается.

Стоит отметить, что и судейское, и научное сообщество в целом поддержали Проект, предложив внести в него ряд поправок. Так, например, включение в один пункт разъяснений о недопустимости взимания платы за оформление билетов и праве агента получать вознаграждение за свои услуги, если договор перевозки пассажира и багажа заключается через него, может быть истолковано как возможность включения в это вознаграждение платы за оформление билетов, полагает заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов. Кроме того, Минюст России предлагает скорректировать по существу положения проекта об ответственности перевозчика за утрату багажа – ограничив ее только случаями причинения вреда вследствие грубой неосторожности (например, когда водитель не закрыл багажное отделение, в том числе во время остановки в пути, что привело к хищению багажа).

Таким образом, не исключается внесение в Проект точечных правок в ходе его доработки редакционной комиссией.

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРА

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРА

Защита прав потребителей при перевозке пассажира

Договор перевозки пассажира транспортной компанией является разновидностью договора оказания услуг, поэтому правоотношения в этой области регулируются Законом «О защите прав потребителей». Исполнитель договора обязан оказать услугу в надлежащие сроки и надлежащего качества. Если в договоре перевозки нет пункта о качестве оказываемых услуг, перевозчик обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода

Читайте также  Договор аренды на что обратить внимание арендатору?

Обычно, при заключении договора перевозки пассажира, условиями о качестве являются:

1. Класс обслуживания;

2. Наличие/отсутствие посадочного места;

3. Наличие/отсутствие питания в поездке;

4. Наличие/отсутствие дополнительных услуг;

5. Для Ж/Д транспорта указываются условия проезда пассажира в купе, плацкарте или общем вагоне.

В зависимости от вида транспорта, пассажиру могут быть предоставлены другие условия качества поездки. Если какое-либо условие было нарушено в ходе перевозки пассажира (например, отсутствовало посадочное место или был предоставлен низкий класс обслуживания, нежели предусмотрено договором перевозки), это будет являться нарушением права потребителя. Требованиями, обычно предъявляемыми к услугам такого рода, является средний уровень обслуживания на определенном виде транспорта.

Пассажир, которого не устроило качество перевозки,

вправе предъявить требования в соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей»

и по своему выбору потребовать:

· Устранения недостатков услуги в процессе поездки;

· Уменьшения цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения;

· Возмещения расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами.

Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества. Требования потребителя излагаются в виде письменной претензии. Особенности, сроки подачи и рассмотрения претензий напрямую зависят от вида транспорта и регулируются следующими правовыми актами:

1. На Ж/Д транспорте — главой 8 Устава железнодорожного транспорта РФ;

2. На водном транспорте — главой 18 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ;

3. На воздушном транспорте — ст.ст. 124-127 Воздушного кодекса РФ;

4. На автомобильном транспорте — глава 7 Устава автомобильного транспорта РФ.

Также пассажиру не стоит забывать, что под действие Закона «О защите прав потребителей» попадают перевозки транспортом такси. Если в процессе оказания такой услуги произошло нарушение права потребителя, пассажир такси вправе в полной мере возместить понесенные убытки.

Помимо права на оказание услуг по перевозке надлежащего качества

пассажир имеет следующие права:

· Право на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»). В случае, если при перевозке пассажира был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, исполнитель будет нести имущественную ответственность (ст. 14 Закона «О защите прав потребителей»);

· Право на информацию об оказываемой услуге (ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей»). Транспортные кодексы и уставы обязывают транспортные компании незамедлительно сообщать потребителю информацию о стоимости билетов, расписании движения транспорта, стоимости перевозки багажа и пр. Непредставление такой информации может привести к тому, что пассажир опоздает на поезд или самолет, либо оплатит неполную стоимость билета и не сможет улететь. В таких ситуациях потребитель несет убытки, и исполнитель обязан не только нести ответственность за непредставление информации, но и возместить пассажиру понесенные убытки.

· Право на оказание услуги в указанные сроки (ст. 27, 28 Закона «О защите прав потребителей»);

· Право на безопасную перевозку груза и багажа.

Если перевозчик допустил нарушение прав потребителя, пассажир может и должен восстановить нарушенное право. Для этого лучше заручиться поддержкой опытного специалиста, ведь отношения при перевозке пассажиров отдельными видами транспорта регулируются специализированными актами, досконально знать которые может далеко не каждый человек. Зато такими знаниями обладают профессиональные адвокаты с обширной судебной практикой. Мы поможем потребителю разобраться в ситуации, провести грамотную претензионную работу и взыскать с перевозчика все положенные по закону компенсации.

Примеры, чего удавалось добиться

по защите прав потребителей при перевозке пассажиров:

1. Возврат суммы, уплаченной билет на самолет при предоставлении неверной информации о времени вылета;

2. Возврат суммы, уплаченной за билет на поезд, при отсутствии в купе заявленных перевозчиком удобств;

3. Подача жалобы в Роспотребнадзор с целью проверки деятельности транспортной компании;

4. Решение суда о возврате уплаченной суммы за билет на самолет и компенсации убытков в связи с опозданием пассажира;

5. Решение суда о компенсации стоимости утерянного багажа и взыскание убытков в пользу пассажира;

6. Решение суда о возврате части суммы, уплаченной за билет на самолет в связи с низким классом обслуживания (эконом-класс вместо бизнес-класса);

7. Решение суда о возврате денежных средств, уплаченных за билет в связи с непредставлением пассажиру информации о стоимости провоза багажа;

8. Решение суда о выплате пассажиру убытков в связи с опозданием самолета;

9. Решение суда о возмещении пассажиру вреда, причиненного здоровью вследствие травмы, полученной в процессе поездки.

Авиаперевозки: памятка потребителю

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителе й, грузополучателей »» (далее Правила),

Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

​ проезда на льготных условиях в соответствии с законодательство м РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

​ бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);

​ бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

​ бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карант инным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающи й условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающ его условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка — 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются: отмена или задержка рейса, указанного в билете; изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию; несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительност и проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом; а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологически х условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время; размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Читайте также  Регистрация авто с заменой ПТС

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностраннойавиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель

в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

​ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);

​ Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах);

​ Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);

​ Органы полиции (противодействие мошенническим действиям в сфере предоставления услуг связи: смс-сообщения о выигрыше и т.д.).

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Адрес: 129626, г.Москва, Графский пер., д.4/9

тел.: 8(495) 687-39-61

Часы работы: понедельник-пятн ица с 9-00 до 17-30

Статья 786 ГК РФ. Договор перевозки пассажира (действующая редакция)

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом, кодексом или иным законом:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

4. В случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 786 ГК РФ

1. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним, возмездным. Перевозки транспортом общего пользования осуществляются на основании договора перевозки пассажира, обладающего признаками публичности (ст. ст. 426, 789 ГК РФ). Кроме того, данный вид договора относится к договорам присоединения. Приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

Основной обязанностью перевозчика является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В необходимых случаях перевозчик обязан доставить в надлежащем состоянии багаж пассажира. Перевозчик должен в соответствии с расписанием подать транспортное средство для посадки пассажиров. Пассажир при посадке обязан предъявить проездной документ (ст. 82 УЖТ РФ), в соответствии с которым перевозчик должен предоставить указанное в билете или путевке место (ст. 99 КВВТ РФ). При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим рейсом. Жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию. В пути следования перевозчик обязан обеспечить пассажиру соответствующий его проездному билету уровень сервиса.

Одной из основных обязанностей пассажира является оплата своего проезда, а при сдаче багажа — его провоза. Плата за проезд пассажира и за провоз его багажа определяются соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. ст. 97 КВВТ РФ, 82 УЖТ РФ, 179 КТМ РФ, 20 УАТиНГЭТ). Билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора. Условия договора перевозки могут публиковаться в средствах массовой информации и могут рассматриваться как оферта. В этих случаях пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки может быть выдан жетон, месячный абонементный билет, пластиковая карта. Акцептом же являются конклюдентные действия пассажира, которые могут проявляться в различных формах: при покупке билета, прохождении через турникеты с использованием жетонов и пластиковых карт, посадке в такси и т.п. В связи с тем что договоры перевозки могут осуществляться на основании абонементного билета, позволяющего пассажиру воспользоваться услугами перевозчика неоднократно, в литературе предлагается договоры перевозки пассажиров классифицировать на разовые и длительные.

3. Транспортными уставами и кодексами конкретизируется право пассажира перевозить с собой бесплатно или на иных льготных условиях детей. Так, на морском и воздушном транспорте пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 2-х лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (ст. ст. 181 КТМ РФ, 106 ВзК РФ). На автомобильном транспорте можно провозить бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения, а в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5-ти лет без предоставления отдельного места для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12-ти лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы (ст. 21 УАТиНГЭТ). На железнодорожном и внутреннем водном транспорте пассажиру разрешено провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом (ст. ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ).

Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы (п. 2 ст. 181 КТМ РФ), а также ручную кладь (ст. ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ). Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;

Пассажир имеет право сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Транспортными уставами и кодексами также предусмотрены права пассажира продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за непройденную часть пути.

4. Применимое законодательство:

5. Судебная практика:

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2014 N Ф05-8115/14 по делу N А41-61188/2013;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2014 N Ф05-8161/14 по делу N А41-53214/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 14.03.2005 N КГ-А40/1243-05;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 10АП-11735/14;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2014 N Ф05-9442/14 по делу N А41-61185/2013;

— Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2011 N Ф09-5154/2010 по делу N А76-11353/2009;

— Постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2011 N Ф09-5154/10-С1 по делу N А76-11353/2009-51-191/45-343;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 N 03АП-2008/12;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 N 15АП-745/2008.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: