Договор на утилизацию автомобиля бюджетного учреждения - AUTOEXPERTUSA.RU

Договор на утилизацию автомобиля бюджетного учреждения

Договор на утилизацию автомобиля бюджетного учреждения

Дата публикации 06.03.2020

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства.

В компьютерах, мониторах, изделиях технического назначения, бытовых приборах, инструментах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы.

В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Ответственность за нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации установлена ст. 15.47 КоАП РФ.

В списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Закона № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I – IV классов опасности проводятся организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности.

Порядок отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Код классификационных признаков вида отходов в ФККО состоит из 11 разрядов (п. 8 порядка, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792). Одиннадцатый знак используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;

1 – I-й класс опасности;

2 – II-й класс опасности;

3 – III-й класс опасности;

4 — IV-й класс опасности;

5 — V-й класс опасности.

Таким образом, учреждение на основании ФККО может определить класс опасности отходов. Компьютеры (системный блок, монитор, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Бытовая техника, отходы деревянной офисной мебели также относятся к IV классу опасности, отходы мебели деревянной офисной (с содержанием недревесных материалов не более 10%) — к V классу опасности.

Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в учреждении нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списываемом имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, для утилизации подобного имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

Таким образом, сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I – IV классов опасности должна заниматься специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление этой деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Этим постановлением также определены правила обращения с ТКО (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель, бытовая техника относится к крупногабаритным ТКО, вывоз которых обеспечивается в соответствии с законодательством региональным оператором, в т.ч. по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Таким образом, если у учреждения заключен договор с региональным оператором на вывоз крупногабаритных ТКО, оно может доставить бытовую технику и мебель на площадку для их складирования. В ином случае необходимо заключить договор с уполномоченной организацией для вывоза таких отходов.

Ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Подводя итог, порядок действий при списании основных средств, утративших потребительские свойства, может быть следующим:

  1. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов оценивает, какие детали, комплектующие, материалы выбывающего основного средства могут быть использованы в деятельности учреждения или реализованы на сторону.
  2. Основные средства, которые содержат лом и отходы драгоценных металлов, сдаются организации-переработчику. Поскольку в офисной оргтехнике драгоценные металлы в небольших количествах присутствуют, ее необходимо сдать в переработку.
  3. ТКО доставляются на площадку для складирования, с которой вывозятся региональным оператором.
  4. Другие отходы I – IV классов опасности передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Пунктом 335 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Аналогичные положения предусмотрены п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта на списание должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден первичными документами.

В то же время законодательство не содержит прямых указаний об обязательном наличии первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Унифицированной формы первичного учетного документа, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. Учреждение вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бюджетного учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Другими словами, казенному учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, применяемых при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

Таким образом, если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

    • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований, содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;
    • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору утилизации или уничтожения со специализированной организацией.

Если профильной комиссией казенного учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, то в этом случае составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) не обязательно.

Смотрите также

  • Учет утилизации основного средства, содержащего драгметаллы, и расчетов с переработчиком
  • Может ли учреждение продать списанную технику, если такой вид деятельности не поименован в уставе?

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Договор об утилизации

. Санкт-Петербург _________ 201)г.

Общество с ограниченной ответственностью «__________»(ООО «___________»), лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности Серия 78 № __________ от «__»________ 2016 г.), в дальнейшем именуемое «Переработчик», в лице генерального директора _______________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и _______________________________________________________, в дальнейшем именуемое «Заказчик», в лице Директора _________________________, действует на основании Устава, с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор (далее — Договор) о нижеследующем:

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Заказчик поручает, а Переработчик принимает на себя обязательства по утилизации списанных транспортных средств (далее-ТС), принадлежащих Заказчику, согласно перечню автомобилей, подлежащих утилизации (Приложению №1 к настоящему договору).

  1. ПОРЯДОК, СРОКИ И МЕСТО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

2.1. Срок оказания услуг: передача ТС производится в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания настоящего Договора по Акту приема-передачи имущества, подлежащего утилизации (Приложение №3). Конкретное время и дата передачи дополнительно согласуется Сторонами.

Читайте также  Как аннулировать запись в ПТС?

2.2. Место оказания услуг:. Санкт-Петербург.

2.3. Заказчик передает списанные ТС Переработчику путем подписания акта приема-передачи ТС, подлежащего утилизацию. В акте приема-передачи технического средства, подлежащего отражается наименование (тип ТС), марка, модель ТС, идентификационный номер, номер паспорта транспортного средства, количество. Имущественные права на ТС переходят к Переработчику с момента подписания акта приема-передачи технического средства, подлежащего утилизации.

2.4. Погрузочно-разгрузочные работы и транспортировка ТС на площадку Переработчика осуществляется силами и средствами Переработчика и за его счет.

  1. ПРАВА ИОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Переработчик обязан:
3.1.1. Принять и эвакуировать ТС согласно условиям настоящего Договора;

3.1.2. Обеспечить оказание услуг в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения Договора, в соответствии с Приложением № 1 к Договору.

3.1.3. Оформить оказание услуг и передать Заказчику в порядке и сроки, установленные Договором, надлежащим образом оформленные документы:

— Акт-справка №1 имущества, подлежащего утилизации (Приложение №2).

— Акт приема передачи ТС, подлежащего утилизации (Приложение №3).

Акт-справка №2 об утилизации (Приложение №4).

— Свидетельство об утилизации автотранспортного средства (Приложение №5) в количестве 4-х экземпляров, для предоставления в соответствующие структуры.

3.1.4. Организовать работы по размещению образовавшихся опасных отходов (I-IVклассов опасности) путем их обезвреживания и уничтожения (захоронения) в соответствии с существующими технологиями и требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм и правил.

3.1.5. Обеспечить при оказании услуг выполнение требований по технологии, качеству и экологической безопасности, установленных действующим законодательством, нормативными и методическими рекомендациями, а также требованиям технических регламентов, санитарных норм и правил;

3.1.6. Предоставлять информацию о ходе утилизации переданного ТС.

3.2. Заказчик обязан:

3.2.1. Назначить ответственного представителя для осуществления связи с Переработчиком и оказания ему организационной поддержки в процессе оказания услуг, в течение 1 дня с момента подписания Договора.

3.2.2. Передать Переработчику ТС, согласно Приложению № 1 к настоящему договору. 3.2.3. Нести ответственность за происхождение лома и отходов черных металлов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 369 от 11.05.2001 г.

3.2.4. Гарантировать, что передаваемое ТС по настоящему Договору не находится в залоге, не обременено правами третьих лиц и не ограничено в обороте.

3.2.5. Своевременно произвести оплату за оказанные услуги.

3.2.6. Принять оказанные услуги по акту оказания услуг.

3.3. Переработчик имеет право:

3.3.1. Требовать от Заказчика подписания документов об исполнении им обязательств по Договору.

3.4. Заказчик имеет право:

3.4.1. Требовать от Переработчика надлежащего выполнения обязательств по настоящему Договору.

3.4.2. Осуществлять контроль, за ходом и качеством оказания услуг по Договору.

3.4.3. Требовать предоставления надлежащим образом оформленных отчетных документов, подтверждающих исполнение обязательств, в соответствии с Договором.

3.4.4. Запрашивать информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по Договору.

5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

5.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств, в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему договору, а также других чрезвычайных обстоятельств, которые возникли после заключения настоящего договора и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить (далее – «форс-мажорные обстоятельства»).

5.2. Сторона, для которой надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие возникновения форс-мажорных обстоятельств, в течение 5 (пяти) календарных дней с даты возникновения таких обстоятельств обязана уведомить в письменной форме другую сторону об их возникновении, виде и возможной продолжительности их действия.

5.3. Если форс-мажорные обстоятельства будут длиться более двух календарных месяцев с даты соответствующего уведомления, каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий договор без требования возмещения убытков, понесенных в связи с наступлением таких обстоятельств.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом Исполнитель вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени).

6.3.В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате пеней.

6.4.Размер неустойки (штрафа, пени) определяется в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. № 1063».

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписанияСторонами и действует до полного выполнения Сторонами условий Договора, но не позднее 31 декабря 2018 года.

7.2. В случае если Переработчик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания договора не выполняет своих обязательств по договору,Заказчик имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке, в соответствии с ГК РФ.

8. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

8.1. Стороны принимают все меры к тому, чтобы любые спорные вопросы, разногласия либо претензии, касающиеся исполнения настоящего договора, были урегулированы путем переговоров.

8.2. В случае недостижения взаимного согласия, споры по настоящему договору разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

8.3. До передачи спора на разрешение в судебный орган, Стороны принимают меры к урегулированию спора в претензионном порядке. Претензия должна быть рассмотрена и по ней должен быть подготовлен письменный ответ по существу Стороной, которой адресована претензия, в срок не позднее 15 (пятнадцати) дней с даты ее получения.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Документооборот в рамках договора осуществляется в письменной форме. Для оперативного уведомления допускается обмен документами посредством факсимильной/телефонной связи с обязательной досылкой (передачей) подлинного документа на бумажном носителе по адресу другой Стороны, указанному в разделе 11 настоящего договора.

В случае направления уведомлений с использованием почты уведомления считаются полученными Стороной в день фактического получения, подтвержденного отметкой почты. В случае отправления уведомлений посредством факсимильной связи и электронной почты уведомления считаются полученными Стороной в день их отправки.

Срок ответа на входящий документ в рамках договора не может превышать 3 (трех) рабочих дней с момента получения документа.

9.2. Стороны обязуются информировать друг друга об изменении наименования, адресов и реквизитов, указанных в настоящем Договоре, путем направления информационных писем в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня возникновения изменения.

9.3. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны лишь, при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями Сторон.

9.4. По вопросам, не урегулированным настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

9.5. Настоящий Договор составлен в 2 (двух) экземплярах на русском языке. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу. У каждой из Сторон находится один экземпляр настоящего Договора.

9.6. Все Приложения к настоящему Договору, подписанные Сторонами, составлены в двух экземплярах, являются его неотъемлемой частью данного договора и имеют одинаковую юридическую силу с договором.

10. ПРИЛОЖЕНИЯ К ДОГОВОРУ:

10.1.Приложение №1 — Перечень автомобилей, подлежащих утилизации;

10.2. Приложение №2 — Акт-справка №1 имущества, подлежащего утилизации;

10.3. Приложение №3 — Акт приема передачи ТС, подлежащего утилизации;

10.4. Приложение №4 — Акт-справка №2 об утилизации.

10.5. Приложение №5 — Свидетельство об утилизации автотранспортного средства (образец).

11. МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ, АДРЕСА, РЕКВИЗИТЫИ ПОДПИСИ СТОРОН

Заказчик:

Директор

____________________/____________/

м.п.

Переработчик:

ООО «__________________»

Генеральный директор

ООО «_______________»

_____________/_______________/

М.П.

Приложение №1
Перечень автомобилей, подлежащих утилизации

№ п/п

Наименование (тип ТС)

Марка, модель ТС

Идентификационный номер (VIN)

Актуальные вопросы по утилизации автомобиля

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В консультации С. Валовой «Списание и утилизация автомобиля в бюджетном учреждении» вашему вниманию был представлен пошаговый порядок действий учреждения при списании автомобиля с последующей его утилизацией. Однако вопросы по уже рассмотренной теме продолжают поступать, поэтому мы вернулись к ней. Чтобы не повторяться, мы не стали приводить информацию, проанализированную в вышеназванном материале. В случае необходимости вы сами можете это сделать. Здесь же отметим, что появление большого количества вопросов по рассматриваемой теме – неуникальная ситуация: в последнее время с просьбой прокомментировать подобные случаи обращаются учреждения из разных регионов. В связи с этим мы посчитали, что вам будет интересно ознакомиться с данным материалом.

Вопрос:

У бюджетного учреждения (Республика Крым) в безвозмездном пользовании находится автомобиль, который непригоден к дальнейшему использованию. Вправе ли учреждение с согласия собственника имущества – Министерства имущества и земельных отношений – списать автомобиль и его утилизировать? Как в этом случае средства, полученные от сдачи металлолома после утилизации, перечислить в доход областного бюджета (бюджета Республики Крым)?

Читайте также  Проверить регистрацию транспортного средства в ГИБДД

С татьей 686 ГК РФ установлено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, из норм действующего законодательства следует, что имущество, полученное в безвозмездное пользование, подлежит возврату. Списать названное имущество – даже при наличии на то согласия собственника – в силу норм вышеназванной статьи нельзя.

Однако в вопросе не указан период передачи имущества. Если имущество было передано учреждению до 2014 года (до момента, когда Крым был включен в состав России) и передача имущества производилась в соответствии с нормами законодательства Украины, то, полагаем, имеется особый порядок согласования списания обозначенного имущества. С целью установления правового характера совершаемой сделки следует обратиться к положению договора безвозмездного пользования имущества (в нем должно быть указано, обязано ли учреждение вернуть такое имущество или может не возвращать), а также к нормативным актам, устанавливающим переходные положения по применению российского законодательства.

Что касается общих правил списания имущества, в отношении имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, такие правила определены в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834. Аналогичные нормативные акты приняты в субъектах РФ в отношении государственного и муниципального имущества. Поскольку в вопросе речь идет об имуществе Крыма, обратимся к нормативному акту республики, регламентирующему порядок списания поименованного имущества. Таким нормативным актом является Закон Республики Крым от 26.12.2014 № 51‑ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым» (далее – Закон № 51‑ЗРК/2014).

Статьей 5 данного закона установлено, что Совет министров Республики Крым в сфере списания имущества Республики Крым принимает решение по согласованию с соответствующим профильным комитетом Государственного Совета Республики Крым о списании или об отказе в списании в отношении:

1) недвижимого имущества Республики Крым (включая объекты незавершенного строительства);

2) особо ценного движимого имущества Республики Крым;

3) движимого имущества Республики Крым, балансовая стоимость которого составляет более 200 000 руб. за инвентарную единицу;

4) движимого и недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти и их территориальным подразделениям независимо от их балансовой стоимости, до момента его передачи в соответствии с разграничением собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью или передачи в сферу управления федеральным органам государственной власти.

Поскольку из вопроса понятно, что имущество (автомобиль) получен в безвозмездное пользование и не находится в оперативном управлении бюджетного учреждения, применить положения ст. 10 Закона № 51‑ЗРК/2014 данному учреждению при списании имущества нельзя. Списание имущества производится тем органом, учреждением, за которым это имущество закреплено на праве оперативного управления. Сказанное следует из положений ст. 7 – 11 Закона № 51‑ЗРК/2014 .

Относительно средств, получаемых учреждением от утилизации имущества, и сдачи его в металлолом отметим следующее. Согласно нормам ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от обозначенной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено перечисление полученных учреждением от сдачи в металлолом имущества средств в бюджет республики.

Из положений Инструкции № 174н вытекает, что бухгалтерские записи при списании имущества, передаче объекта для утилизации и реализации металлолома будут следующими:

Выбыли с балансового учета объекты основных средств, пришедшие в негодность (п. 10 Инструкции № 174н):

Списание и утилизация автомобиля в госучреждении

Каждое транспортное средство проходит тот период, когда его списание с баланса учреждения неизбежно. Ведь пока автомобиль не снят с учета, он считается объектом транспортного средства. Кроме того, подержанный автомобиль с большим сроком службы влечет за собой существенные финансовые потери для бюджета своего владельца. Если такой автомобиль не представляет особой ценности, то лучшим решением будет его списание и утилизация.

Списание автомобиля с последующей утилизацией может быть произведено по разным причинам:

  1. физический износ транспортного средства;
  2. повреждение (порча) в результате аварии (ДТП);
  3. стихийное бедствие (пожар, наводнение);
  4. прочие обстоятельства, при наступлении которых транспортное средство становится непригодным для дальнейшей эксплуатации, а восстанавливать (ремонтировать) его нецелесообразно.

Порядок списания автомобиля можно разделить на следующие этапы:

  1. принятие комиссией учреждения решения о списании и оформление соответствующих документов;
  2. согласование принятого решения с вышестоящим государственным органом;
  3. отражение списания автомобиля в бюджетном учете;
  4. демонтаж и утилизация автомобиля;
  5. оприходование запчастей и металлолома, оставшихся в распоряжении учреждения после демонтажа автомобиля, и учет средств, полученных от реализации металлолома;
  6. снятие автомобиля с учета;
  7. передача данных о списанном автомобиле в Росимущество.

Остановимся на этих этапах подробнее.

Принятие решения о списании автомобиля

Для принятия решения о списании транспортного средства в учреждении создается постоянно действующая комиссия.

Эта комиссия обладает следующими полномочиями:

  1. комиссия производит внешний осмотр транспортного средства, подлежащего списанию, учитывая данные, которые содержатся в учетно-технической и иной документации;
  2. определяет целесообразность (пригодность) дальнейшего использования транспортного средства, а также возможность использования его отдельных деталей, конструкций и материалов, полученных от утилизации объекта, а также возможность и эффективность его восстановления;
  3. устанавливает основные причины списания транспортного средства, среди которых может быть физический и (или) моральный износ, возможные нарушения условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительный простой транспортного средства, а также другие причины, которые могли привести к необходимости списания имущества;
  4. определяет виновных лиц, деятельность которых могла повлиять на преждевременное списание транспортного средства, а также выносит решение о привлечении к ответственности данных лиц, согласно законодательству РФ;
  5. устанавливает возможность эксплуатации отдельных деталей, конструкций и материалов ликвидируемого транспортного средства и определяет их рыночную стоимость;
  6. осуществляет контроль над снятием деталей, изготовленных из цветных и драгоценных материалов, путем их взвешивания и передачи в пункты хранения;
  7. формирует пакет документов, необходимый для получения разрешения от вышестоящего органа и подготавливает акт о списании транспортного средства.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения. Возглавляет комиссию председатель, он непосредственно и осуществляет руководство деятельностью комиссии, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии, при возникновении спорных вопросов обеспечивает коллегиальность в их обсуждении. При необходимости, если в учреждении отсутствуют работники, обладающие специальными знаниями, по решению председателя комиссии для участия в заседаниях могут приглашаться эксперты.

Решение о списании транспортного средства принимается только в том случае, если за это проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании, после того, как решение о списании принято, подписывается акт о списании транспортного средства.

Согласно Приказу № 52н от 30.03.2015, списание автомобиля оформляется актом о списании транспортного средства (ф. 0504105), который утверждается руководителем казенного учреждения только после получения соответствующего разрешения.

Обратите внимание: до утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бюджетном учете не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).

Порядок действий необходимый для получения разрешения на списание автомобиля

Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

В соответствии с пп. «д» п. 4 Положения № 834 решение о списании федерального движимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения.

Порядок согласования определяется каждым учреждением самостоятельно. Например, учреждения подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Основываясь на этот документ при рассмотрении вопроса согласования решения списания имущества подведомственным учреждением, необходимо представить в Минобрнауки следующие документы на бумажном и электронном носителях:

  1. сопроводительное письмо о согласовании решения о списании транспортного средства;
  2. заключение учреждения о возможности списания транспортного средства;
  3. перечень объектов транспортных средств учреждения, по которым необходимо принять решение о списании;
  4. инвентарные карточки учета транспортных средств, по которым необходимо принять решение о списании;
  5. выписка из реестра федерального имущества по транспортным средствам подлежащим списанию;
  6. копия приказа об утверждении комиссии по подготовке и принятию решений о списании транспортных средств с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения;
  7. копия протокола заседания комиссии учреждения;
  8. акт о списании транспортного средства;
  9. фотография транспортного средства, по которому необходимо принять решение о списании, подписанная и с указанием даты съемки.
Читайте также  Срок действия договора купли продажи транспортного средства

При списании автотранспортного средства необходимо представить копии:

  • технического паспорта;
  • свидетельства о регистрации;
  • документа о прохождении последнего технического осмотра;
  • заключения о его техническом состоянии, подтверждающего непригодность дальнейшего использования (в случае отсутствия соответствующего специалиста в штате учреждения — копию заключения, выданную лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).

Документы предоставляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. При рассмотрении Министерство принимает решение о согласовании списания или дает отказ в списании транспортного средства. При принятии положительного решения руководитель подведомственного учреждения в течение 10 дней с момента принятия решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о списании транспортного средства и документы, подтверждающие его утилизацию.

Операции по списанию и утилизации автомобиля в бюджетном учете

Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).

После того, как утвержденный руководителем оформленный акт принят, бухгалтер делает бухгалтерские записи в разделе «Отметка бухгалтерии о списании» акта. На его основании в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.

Списанный с баланса автомобиль подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества, либо его демонтажа и (или) утилизации. В соответствии с п. 335 Инструкции № 157н в данном случае учет автомобиля принятого на забалансовый счет подлежит условной оценке «один объект — 1 руб.».

Также необходимо учитывать разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития РФ от 05.10.2016 № Д 28и-2716, при заключении контракта на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей металлолома в собственность утилизирующей организации по предложенной цене.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов — это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены ст. 93 данного закона.

На основании вышеизложенного заказчик не имеет право заключать контракт на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей лома и отходов черных металлов в собственность утилизирующей организации по предложенной цене без проведения торгов.

Снятие автомобиля с государственного учета

Юрлица обязаны снять с учета зарегистрированные за ними в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора транспортные средства, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Снятие транспортного средства с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, производится только после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства, регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.

Передача сведений об автомобиле в Росимущество

По окончании всех мероприятий, которые предусмотрены актом о списании транспортного средства, акт о списании утвержденный руководителем учреждения, а также перечень документов, который необходимо представить на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», необходимо направить в Росимущество в месячный срок, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).

Акт о списании автомобиля оформленный комиссией учреждения утверждается только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До момента утверждения акта мероприятия по утилизации и демонтажу автомобиля не допускаются.

Списанный с баланса учреждения автомобиль необходимо одновременно отражать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Металлолом и запчасти, оставшиеся в распоряжении учреждения от демонтажа списанного автомобиля, необходимо принять к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000), а доходы, полученные от реализации металлолома, перечисляются в доход бюджета.

После того, как автомобиль утилизирован, он снимается с государственного учета и по нему направляются сведения в Росимущество.

Приказ о списании автотранспортных средств

В составе имущества большинства организаций присутствуют автотранспортные средства. Это легковые и грузовые авто, автобусы. Со временем они приходят в негодность. В этом случае производится списание. Процедура подразумевает составление документов. Один из таких документов – приказ о списании автотранспортных средств.

Когда производится списание автотранспортных средств

Необходимость во списании возникает в следующих случаях:

  • Физический или моральный износ ТС.
  • Угон авто.
  • Появление дефектов, которые невозможно исправить.
  • Попадание ТС в ДТП.

Списание выполняется тогда, когда организация больше не может пользоваться автотранспортным средством по причине его технического состояния.

Процедура списания

Перед списанием ТС нужно обязательно сформировать комиссию. Она проводит осмотр ТС, устанавливает наличие дефектов и их степень, определяет необходимость во списании. Комиссия создается на основании приказа руководителя. В ее состав должен входить специалист, который может установить дефект авто. К примеру, это механик. На основании осмотра комиссия формирует заключение. На его основании создается акт о списании по форме №ОС-4а. Акт является обязательным к составлению документом. На его основании вносится запись в инвентарную карточку о выбытии. Хранить ее нужно на протяжении 5 лет.

Оформлением акта обычно занимается представитель бухгалтерского отдела. Объясняется это тем, что списание предполагает обязательный бухучет и налоговый учет.

Особенности формирования комиссии

В состав комиссии должен входить специалист, который может установить состояние автотранспортного средства. Кроме того, обычно ее участниками являются главбух, материально ответственные лица. Возможно привлечение экспертов. Функции комиссии:

  • Осмотр автотранспортного средства.
  • Предоставление рекомендаций по дальнейшему использованию.
  • Установление необходимости списания.
  • Определение виновных в повреждении.

Выводы комиссии фиксируются в заключении, а потом в акте о списании. В последнем отражается причина списания, описание автотранспортного средства (срок эксплуатации, изначальная стоимость, начисленная амортизация).

Составление приказа о списании

В приказе фиксируется решение руководителя о списании. При этом указывается причина проведения процедуры. Кроме того, в распоряжении нужно дать ссылку на заключение комиссии, указание на амортизацию по ТС. Приказ нужен для фиксации износа имущества. На его основании объект может быть снят с бухучета. Распоряжение нужно хранить на протяжении 5 лет. Документ требуется для подтверждения законности списания. Распоряжение также наделяется этими функциями:

  • Определение срока списания.
  • Назначение ответственных лиц.

Форма приказа не установлена. Компания может самостоятельно утверждать ее.

Образец приказа

от 23 августа 2018 года

Приказ №44

О списании автотранспортного средства

На основании заключения комиссии №667 и акта о ДТП №76688

1. Руководителю автотранспортного отдела Мишину Р.Л. до 1 сентября списать ТС Mazda SX5, номер Л887ОЛ, инвентарный номер №55777788. Необходимость во списании связана с неустранимыми дефектами, возникшими после ДТП.
2. Мишину Р.Л. передать детали авто, пригодные для дальнейшего использования, на склад.
3. Начальнику склада Сидорову Р.Д. принять на хранение детали авто.
4. Бухгалтеру Ивановой Д.Л. зафиксировать факт списания в инвентарной карточке и на бухгалтерских счетах.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Генеральный директор Зайцев Л.Л (подпись)

С приказом ознакомлены:

Руководитель автотранспортного отдела Мишин Р.Л. (подпись)
Начальник склада Сидоров Р.Д. (подпись)
Бухгалтер Иванова Д.Л. (подпись)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: