Договор фрахтования транспортного средства для перевозки груза - AUTOEXPERTUSA.RU

Договор фрахтования транспортного средства для перевозки груза

Договор перевозки или фрахт автомобиля, что выбрать?

Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц — перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти). В этих случаях составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда.

Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договор фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи, т.е. в случаях когда и грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно.

Для начала процитируем пункт 13 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» — «перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».

Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо.

Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно сколько перевезено тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обоим сторонам договора, заказчику и исполнителю еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.

Надо заметить, что Инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.

Однако, не смотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, Инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И соответственно не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что конечно же неправомерно.

В нашем случае, данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И если следовать логике Инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в 4-х экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?

Договор фрахтования или договор аренды транспортного средства

Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно:

  1. договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств)
  2. договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров)
  3. договор фрахтования — самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды

Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В скобках указывается иное наименование договора аренды транспортного средства с экипажем, а именно: «фрахтование на время». Тем самым законодатель как бы ставит знак равенства между этими договорами

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).

Понятие договора фрахтования, которое содержится в нескольких источниках и вызывает большое количество дискуссий в связи с неоднозначным его содержанием, в общем виде дано в ст. 787 ГК РФ: по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом сам договор фрахтования рассматривается законодателем как разновидность договора перевозки и расположен в гл. 40 ГК РФ «Перевозка». В ГК РФ нет иных положений, посвященных договору фрахтования, а есть лишь отсылка к транспортным уставам и кодексам, где раскрывается порядок заключения договора фрахтования, а также определяется его форма.

Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.

  1. Нельзя однозначно утверждать, что договор фрахтования есть разновидность договора перевозки и на основании такой родовой принадлежности отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.
  2. Из содержания понятий договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа и договора фрахтования представляется, что договор фрахтования в большей степени имеет схожие черты с договором аренды транспортного средства без экипажа
  3. Однако в ряде случаев законодатель приравнивает договор фрахтования к договору аренды транспортного средства с экипажем. Речь идет о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), регулируемом ст. 198 — 210 КТМ РФ, в котором прямо предусмотрено, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). Предмет названного договора полностью совпадает с предметом договора аренды транспортного средства с экипажем. Он состоит из двух элементов: имущества — транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатацией. Кроме того, эти понятия идентичны с содержательной точки зрения. Законодатель использует одинаковые термины: в ст. 632 ГК РФ аренда транспортного средства с экипажем именуется как «фрахтование на время».

При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г. по делу N А06-3037/2015, указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст. 8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.

  1. В некоторых случаях законодатель явно указывает на то, что договор фрахтования и договор аренды транспортных средств есть разные договорные типы. Так, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ содержится гл. X «Аренда судов» (ст. 60 — 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и также есть п. 3 ст. 97, посвященный понятию договора фрахтования судна.

Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров

Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям. На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг. В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.

Читайте также  Потерял электронный полис ОСАГО как восстановить?

Так, например, в одном из судебных решений Арбитражного суда Саратовской области от 21 июля 2017 г. по делу N А57-9445/2017, указывалось, что ООО «Стройтранссервис» (далее — Исполнитель) и ФГУП «Консервный завод» ФСИН России (далее — Заказчик) заключили договор на оказание услуг по перевозке работников Заказчика автомобильным транспортом. В соответствии с текстом договора Исполнитель обязался «производить перевозку пассажиров — работников Заказчика по маршрутам и графикам, согласованным с Заказчиком» в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью. Стороны договорились, что документом, в котором фиксируется объем фактически оказанных услуг, является акт оказанных услуг. Исходя из содержания представленного в материалы дела договора суд пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор фрахтования. Следовательно, к отношениям должны применяться нормы гл. 40 ГК РФ, а именно ст. 787 ГК РФ.

В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17, рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя). Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа. Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.

Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования — одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике. Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства — основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.

Для того чтобы минимизировать такого рода споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, следует «с терминологической точки зрения привести в порядок» нормы, посвященные договору аренды транспортных средств и договору фрахтования. Во-вторых, выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Договор фрахтования

На сегодняшний день в Российской Федерации существует два вида перевозки пассажиров и багажа, а именно :

  1. регулярная перевозка;
  2. перевозка по заказу.

В этом разделе мы расскажем о перевозке пассажиров и багажа по заказу , об оформлении документации и об ответственности.

Заказная перевозка в свою очередь делится на 2 вида:

  1. перевозка определенного круга лиц;
  2. перевозка неопределенного круга лиц.

Сами названия перевозок говорят за себя , в чем их различие, если обычным языком, Вы знаете кого Вы будете перевозить и Вы не знаете кого Вы будете перевозить, самое главное запомнить что в случае перевозки неопределенного круга лиц взимание платы за проезд запрещается и наказывается штрафом от 5 тыс. руб. на физическое лицо ( водитель) до 200 тыс. руб. на юридическое лицо.(перевозчик) индивидуальный предприниматель в данном случае рассматривается как должностное лицо и сумма штрафа составляет 50 тыс. руб.

А теперь подробнее : вся заказная перевозка регламентируется 259 ФЗ « Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08 ноября 2007 года; Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Что говорит нам 112 постановление правительства РФ? Заказная перевозка расписана в главе 3 и содержит следующий текст :

Выдержка из нормативного акта

89. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
90. Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
91. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.
92. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
93. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.
94. Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
95. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

96. Высота таблички, размещаемой на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота таблички, размещаемой на лобовом стекле транспортных средств категории «M3», — минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
97. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
98. В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).
99. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые при перевозках неопределенного круга лиц, оборудуются указателями, на которых размещается следующая информация:

а) условное изображение транспортного средства (автобуса, троллейбуса и трамвая), используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу;
б) наименования конечного и промежуточных пунктов посадки (высадки) пассажиров;
в) время начала и окончания движения транспортных средств по маршруту;
г) расписание (для перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых по расписанию);
д) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

100. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.
101. На указателях пунктов посадки (высадки) пассажиров, используемых при осуществлении перевозок неопределенного круга лиц, может быть размещена помимо информации, указанной в пункте 99 настоящих Правил, другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по заказам.

В п.89 говорится о том что требования к договору фрахтования (заказ-наряду ) указываются в статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», возьмем выдержку из данной статьи:

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:
1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
3) маршрут и место подачи транспортного средства;
4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством;
7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
3. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.
4. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
5. В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Читайте также  Постановка на учет автомобиля с контрактным двигателем

Это основное что Вам необходимо учитывать!

Обратите внимание что что в п.3 говорится о месте подачи транспортного средства , так вот если у Вас место может изменитсяили оно примерное , то стоит в договоре фрахтования (заказ- наряде)в данной графе написать известный Вам адрес куда подать ТС а так же прописать примерно следующее : в зависимости от дорожной ситуации место подачи ТС может изменится в радиусе 1 км.от указанного адреса.

Подводим итог по документации!

Из выше перечисленного Вы уже поняли, что в автобусе должны находится:

1. Путевой лист.
2. Договор фрахтования (заказ-наряд)
3. Список пассажиров или у пассажиров служебные удостоверения, пропуска и т д в зависимости от договора фрахтования при перевозкиопределенного круга лиц.

Это надо знать!

Контроль за заказной перевозкой пассажиров и багажа возложен на управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) и только инспектор УГАДН имеет право попросить предоставить данную документацию, проверить правильность ее заполнения а так же в случает выявления нарушений составлять протоколы и выносить постановления.

Договор перевозки грузов: полезные советы перевозчику

На услуги доставки грузов и переезды заключают договор перевозки.

Грузы перевозят по правилам из законов, большинство из которых в договоре нельзя менять в свою пользу. Правила сделали строгими, чтобы перевозчики не уходили от ответственности за потерю груза и небрежную работу водителей.

Мы собрали условия перевозки, которые можно менять в договоре с клиентом. В статье найдёте шаблон договора и сможете переписать пункты под свои интересы — мы поможем.

А вот те самые законы, по которым возят грузы:

Глава 40 «Перевозка» ГК РФ,

Какой договор правильный: перевозки или транспортной экспедиции?

Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги.

Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б. Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика.

Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге.

Перевозчик всегда отвечает за груз. Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг.

Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку. В этой статье мы даём советы по договору перевозки.

Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией. Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит. Суд будет смотреть условия договора, а не название.

Что полезного записать в договор перевозки

Предмет договора

Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ.

Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.

Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

Транспортная накладная

При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.

Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Принять груз по расписке или накладной свободной формы — нормально. Главное, чтобы читались условия перевозки.

Кто грузит и разгружает

Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.

Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

Транспортное средство

Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором.

Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.

Упаковка груза

Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

Срок доставки

Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

  • 10 дней для перевозки по городу и в область,
  • 30 дней для доставки в другую страну.

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цена и срок оплаты

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.

Объявленная ценность груза

По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.

Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Ответственность перевозчика

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.

За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

Ответственность заказчика

Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Подсудность споров

Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.

По общему правилу судятся по месту жительства ответчика.

Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона.

С клиентами-физлицами подсудность поменять не получится. На услугу перевозки действует защита потребителей. Это значит, клиент пойдёт в районный суд по месту жительства. Пункты договора об изменении подсудности не работают.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Составляем договор на оказание услуг по грузоперевозке автомобильным транспортом

Договор грузоперевозки — это соглашение об оказании транспортных услуг. Его составляют при доставке товаров автомобилями и другими способами транспортировки.

Скачать образец договора транспортных услуг
Скачать образец договора перевозки груза автомобильным транспортом в 2021 году (перевозка имущества)
Скачать образец договора доставки груза автомобильным транспортом (перевозка продуктов)

Что это за договор

Стороны заключают договор на грузоперевозки между юридическими лицами (между юрлицом и ИП или физлицом) в письменной форме, если заказчику требуется доставка груза автотранспортом (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Продавец услуг (перевозчик, грузополучатель) обязан доставить товары (вверенный груз) по адресу, указанному в контракте. Обязанность покупателя (заказчика, грузоотправителя) — передать перевозчику этот груз, принять и оплатить оказанную услугу (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Составить соглашение поможет Конструктор договоров от КонсультантПлюс. Попробуйте бесплатно 2 дня.

Кроме Гражданского кодекса (гл. 40 ГК РФ), порядок формирования соглашения о грузоперевозках регламентируют Устав автотранспорта (259-ФЗ от 08.11.2007) и Правила перевозок грузов (ПП РФ № 2200 от 21.12.2020).

Унифицированного или типового договора на перевозку груза не предусмотрено. Отдельный контракт на грузоперевозки заключают как для разовой транспортировки определенного товара, так и для осуществления периодических перевозок. Такой договор необходим, если сторонам требуется детализировать условия транспортировки, взаиморасчетов или отойти от общепринятых нормативных положений (если это допустимо).

Так выглядит договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов в 2021 году:

Предмет договора

Существенным условием договора на грузоперевозки является его предмет — перевозка грузов (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Кроме того, в соглашении обязательно описывают условия доставки, обязанности сторон и порядок взаиморасчетов, определяют объемы поставки и сроки оказания услуг (п. 1 ст. 785, ст. 798 ГК РФ).

Читайте также  Регистрация автомобиля на юридическое лицо после лизинга

Чем отличается от других транспортных соглашений

По сути, договор оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом похож на соглашение транспортной экспедиции. Различие — только в обязательствах транспортировщика. Экспедиторы организуют услуги по перевозке — оформляют сопроводительные документы, производят погрузку и разгрузку (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Перевозчики транспортируют товары по месту назначения.

Чартер или фрахтование — это не доставка, а вместимость транспорта на определенное количество рейсов (ст. 787 ГК РФ). При заключении такого соглашения у исполнителя отсутствует ответственность за сохранение товара и сроки его доставки (ст. 34 Устава).

Есть еще один вид транспортного договора — аренда транспорта. Предмет такого соглашения — транспортное средство, его технические свойства и характеристики. Арендодатель сдает автомобиль на установленный срок, а арендатор получает автотранспорт во временное пользование (ст. 632, 642 ГК РФ). Он вправе перевозить любые грузы без дополнительных договоренностей.

Как подготовить грузоперевозку

При необходимости стороны подробно расписывают подготовку к транспортировке. Вот что оговаривают заказчик и исполнитель:

  1. Приспособления для погрузки. Его предоставляет отправитель, но это вправе сделать и исполнитель (ч. 6 ст. 11 Устава, п. 50 Правил).
  2. Упаковка товаров. Стороны определяют, кто упаковывает грузы — заказчик или поставщик. Кто упаковывает, тот отвечает за порчу, утрату и недостачу по причине плохой упаковки (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ № 26 от 26.06.2018).
  3. Маркировка. Заказчику или перевозчику (по договоренности сторон) требуется прописать на таре или упаковке отправителя и конечного получателя массу партии и способы обращения с продукцией (ч. 3 ст. 10 Устава, п. 33, 34, 38 Правил).

Как передать груз перевозчику

В соглашении на грузоперевозку обязательно указывают:

  • время и место предъявления товаров заказчиком и подачи транспорта под погрузку перевозчиком;
  • предельное время задержки и для заказчика, и для исполнителя (по умолчанию два часа) — после его истечения стороны вправе отказаться от контракта и потребовать неустойку (ч. 2 с. 9, ч. 5 с. 10, ч. 1 с. 34, ч. 1 с. 35 Устава);
  • порядок проведения погрузки, то есть кто ее проводит — отправитель или перевозчик, дополнительно прописывают условия перемещения товаров к месту погрузки для исполнителя (ч. 8 с. 11 Устава);
  • пломбирование — если груз направляется одному получателю и его перевозят в контейнере или кузове закрытого автомобиля, то пломбирует заказчик, но стороны вправе установить другой порядок в соглашении (ч. 1, 2 с. 13 Устава, п. 56 Правил).

Как урегулировать доставку

Порядок доставки тоже закрепляют в контракте. Необходимо конкретно прописать, когда исполнителю следует доставить товары — определить дату, часовой интервал (ст. 190 ГК РФ). Следует свериться с режимом работы получателя: если у него специфический график, то укажите это в соглашении.

При необходимости стороны прописывают в соглашении особые требования к доставке — маршрут следования, требования к транспорту, количество машин. Если для перевозки требуется специальное оснащения или крепления из-за особенностей товаров, то это следует указать в контракте.

Как передать товары получателю

Определите в договоре грузоперевозок:

  1. Адрес, по которому доставят груз, их получателя. Информацию продублируйте в товарной накладной.
  2. Кто выгружает товары. Обычно это обязанность получателя (ч. 8 с. 11 Устава, п. 52 Правил).
  3. Срок выгрузки. По правилам получатели платят штраф за простой транспорта (ч. 4 с. 35 Устава). Предусмотрите возможность его изменения в сторону увеличения, если нормативный срок слишком маленький для выгрузки (п. 40 Правил).
  4. Обязанность исполнителя переместить товары после их выгрузки (к примеру, на склад). Оговорите особые условия — возможные размеры груза, наличие вспомогательного оборудования для перемещения.
  5. Обязанность исполнителя передать все сопроводительные документы получателю. Пропишите список таких документов.

Как определить цену и порядок взаиморасчетов

Цена договора включает величину провозной платы и сумму всех дополнительных услуг, которые оказывает исполнитель (п. 1, 3 ст. 790 ГК РФ). В условиях оплаты обязательно укажите, кто отвечает за непосредственные расходы во время перевозки — платные дороги, госпошлину на разрешение перевоза крупных грузов и проч. Если все это оплачивает заказчик, то необходимо закрепить такие затраты в отдельном списке.

Все остальные расходы включите в стоимость провозной платы и допуслуг: это поможет избежать спорных ситуаций. Определите для исполнителя обязанность по предъявлению документов, которые подтвердят все его расходы. Порядок оплаты (предоплата, оплата по факту, рассрочка) стороны определяют самостоятельно.

Как установить ответственность сторон

Для определения ответственности для обеих сторон следуйте положениям действующего законодательства — ст. 794, 796 ГК РФ, гл. 6 Устава. Многие из этих нормативов разрешают изменить или дополнить:

  1. Пропишите штраф за ненадлежащее оказание допуслуг, за просрочку доставки товаров.
  2. Отмените некоторые меры ответственности или скорректируйте их размер (если это возможно). К примеру, измените установленную величину штрафа (20 %) за невывоз товаров по вине исполнителя, их непредъявление — по вине заказчика (ч. 1 с. 34, ч. 1 с. 35 Устава).
  3. Закрепите все условия, из-за нарушения которых наступает ответственность. Как пример — возмещение убытков отправителю при грузоперевозках в другой город, если исполнитель не выдал товар в течение 30 дней (ч. 3 с. 14 Устава). Стороны вправе изменить этот период — увеличить или уменьшить.

Ограничивать или полностью убрать ответственность грузоперевозчика нельзя (п. 2 ст. 793 ГК РФ, ст. 37 Устава). А вот ответственность отправителя ограничивать разрешено. Стороны вправе установить дополнительные меры ответственности для заказчика, включая те, которые не предусмотрены законом.

Образец раздела об ответственности сторон в договоре на грузоперевозки:

6. Ответственность Сторон

6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.

6.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

6.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

6.4. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Исполнитель вправе требовать уплаты штрафа. Размер штрафа устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

6.5. В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

6.6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

6.7. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф, определенный в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042, что составляет 10 % (десять) процентов от цены контракта.

6.8. Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену контракта.

6.9. Сторона освобождается от уплаты штрафа, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

6.10. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе произвести оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера штрафа из суммы, подлежащей оплате Исполнителю.

6.11. В случае отсутствия бюджетного финансирования и невозможности выполнения обязательств по настоящему Контракту в установленные сроки, Заказчик освобождается от ответственности за неисполнение своих обязательств, при этом исполнение обязательств производится Заказчиком после поступления средств из бюджета на лицевой счет Заказчика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: