Что такое договор фрахтования автобуса? - AUTOEXPERTUSA.RU

Что такое договор фрахтования автобуса?

Договор фрахтования для перевозки пассажиров

С недавних пор все организации, частные предприниматели и физ.лица, осуществляющие различные перевозки общественного характера, несут повышенную ответственность за свою деятельность. Теперь граждане-пассажиры могут не переживать за сохранность собственной жизни и багажа и уверенно пользоваться предоставленной услугой. Но знать базовые положения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров важно всем участникам сделки.

  1. Фрахтование транспортного средства – что это?
  2. Основания для заключения и условия сделки
  3. Виды договоренностей
  4. Принадлежность сделок и их отличия
  5. Перевозка детей
  6. Перевозка пассажиров
  7. Как отличить фрахтование от обычной арены

Фрахтование транспортного средства – что это?

Договор фрахтования является арендой различных видов транспорта и защитой прав сторон сделки. Говоря о самих транспортных средствах, можно описать их разнообразие. Оно включает:

  • Морские корабли и другие судна.
  • Воздушный транспорт.
  • Автотранспорт.
  • Железнодорожные средства передвижения.

Первые три варианта с успехом пользуются, да и должны, данного рода защитой. Однако касаемо железнодорожных средств передвижения такое нововведение не слишком затронуло этот вид ТС по ряду причин.

По договору фрахтования фрахтовщик (арендодатель) обязуется предоставлять фрахтователю ( арендатору) различного рода транспорт или долю его емкости. Категории или какой-либо иной список транспортных средств не установлен законодательной базой.

Соглашение о фрахтовании подразумевает наем ТС за определенную плату (фрахт). Составляется оно между двумя сторонами, которые проставляют подписи и печати. Стороны соглашения состоят из:

  1. Фрахтовщика – собственника транспорта. Он обязуется предоставлять вместимость или ее некоторую часть в согласии с техническими требованиями и нормами безопасности. Количество маршрутов, сроков, сумм оплаты, наименование груза, отправную и конечную точки доставки физлиц, багажа или груза, а также другие моменты прописываются индивидуально в бланке договоренности.
  2. Фрахтователя – физического либо юридического лицо, которое нанимает автомобильный транспорт (воздушный, морской) с целью осуществления своей деятельности как перевозчика.

Одно из законодательных требований состоит в том, чтобы бланк соглашения заполнялся исключительно письменно, без ошибок и исправлений.

Пассажирский договор и любой другой начинает действовать с момента его подписания обеими сторонами. Заканчивается его действие по исполнению всех прописанных условностей и истечению срока действия.

Основания для заключения и условия сделки

Нормативные документы, на основании которых происходит сделка сторон, состоят из нескольких правоустанавливающих форм. Однако наиболее исчерпывающая информация содержится в двух нормативно-правовых источниках:

  • Ст. 787 ГК РФ.
  • ФЗ № 259 от 2007 г. «Устав автомобильного транспорта».

Первостепенную важность при заключении договора фрахтования имеют:

  • Присутствие лицензионного права деятельности перевозчика и других необходимых документов в целях легальной работы.
  • Реквизиты и наименование организаций, участвующих в сделке, Ф. И. О. представителей юр.лиц или Ф. И. О. физических лиц.
  • Описание предоставляемой услуги и объект защиты (грузы, физ.лица и др.).
  • Указание типа транспорта (авто, морской, речной или воздушный).
  • Период использования ТС.
  • Оформление заказов конкретного характера, если составлен договор на долгосрочный период.
  • Описание маршрута.

Отсутствие вышеприведенных необходимых пунктов договора или одного из них, а также добавление к ним иных условий запрещено. Это приведет к отступлению от Российского законодательства. Сделка может уже не иметь той юридической силы, на которую рассчитывают стороны.

Виды договоренностей

Особенности составления разных видов соглашений не слишком разнообразны. На данный момент насчитывается только два главных отличия:

  • Без состава экипажа.
  • С включением экипажа.

К первому пункту следует относить фрахтовщика как ответственное лицо, предоставившее судно, авиалайнер или грузовик для перевозок. Он не предоставляет соответствующий экипаж, поскольку данный вариант, именуемый бербоут-чартер, подразумевает только транспортировку. Оснащенность, готовность к эксплуатации, а также основной ремонт проводится арендодателем. Заправка топливом, техническое обслуживание и мелкий ремонт проводятся фрахтователем.

Второй вариант подразумевает предоставление ТС вместе с составом экипажа. Такая договоренность оформляется на определенное время и называется тайм-чартер. По-другому этот вариант называется «аренда транспорта с экипажем». Здесь арендодатель проводит ремонт транспорта как капитальный, так и текущий. Техобслуживание, заправка горючим, оснащение экипажем и обеспечение обслуживающим персоналом входит также в его обязанности.

Члены экипажа являются работниками фрахтовщика. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям фрахтователя, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Небольшое различие в договоренностях по перевозке багажа или грузов заключается во внесении изменений. В случае оформления тайм — чартерного типа, в котором определены начальная и конечная точки, вносить поправки в одностороннем порядке запрещено. Необходимо согласие другой стороны. В противовес этому типу фрахтования линейный тип сделки регулирует назначение графика и маршрута непосредственно нанимателем.

Принадлежность сделок и их отличия

Составление разных видов соглашений несет индивидуальную смысловую нагрузку. Это зависит в первую очередь от характеристики самого груза, перевозок пассажиров по возрастным группам, типа транспортного средства и других отличий. Поскольку автомобильное фрахтование наземного автотранспорта преобладает в России, то немного упомянем о его особенностях.

Перевозка детей

Сначала рассмотрим, чем отличается транспортировка детей посредством автобусного рейса. Договор фрахтования автобуса для перевозки детей оформляется как на постоянной основе, так и временно. Имеются в виду маршрутные рейсы до детских учреждений и обратно либо отдельные туристические поездки.

Условия сотрудничества базируются на Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. за № 112 раздел о «Подготовке перечня документов» для организации групповых поездок детей на автобусах. Соглашение может иметь долгосрочные обязательства. Однако на каждую поездку может оформляться заказ-наряд, образец которого предлагается для скачивания.

Каждый договор сохраняется у обеих сторон сроком на три года вместе с отдельными заявками. Копия соглашения или отдельный заказ передается водителю, осуществляющему извоз, за два дня до поездки.

Перевозка пассажиров

Договор фрахтования автобуса или другого типа автотранспорта для извоза физических лиц и определенного багажа немного отличается от детского. Он регулируется статьей 27 ФЗ Устава автомобильного и наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 года.

Одним из пунктов соглашения является указание круга лиц либо он не определен. Согласно этому пункту выясняется приблизительный возраст пассажиров (до 14 лет или после). Заказ-наряд оформляется в случае единичной перевозки. Постоянная езда регулируется одним соглашением на продолжительный срок.

Важно! Правилами безопасности запрещается передвижение пассажиров по салону. Посадка проводится строго по списку с предоставлением удостоверения личности гражданина, если он приложен. Все пассажиры должны пристегиваться ремнями безопасности. При несоблюдении пассажирами правил безопасной езды, с перевозчика снимается ответственность за жизнь и здоровье перевозимых граждан.

Как отличить фрахтование от обычной арены

Во-первых, фрахтование включает в себя как само транспортное средство, так и долю его вместимости. Это создает удобство при перемещении как больших грузов или объема группы лиц, так и небольших транспортируемых объектов. При аренде предоставляется транспорт целиком как с составом экипажа, так и без него.

Во-вторых, при чартерных рейсах учитывается начальная и конечная точки маршрута, описывается характеристика груза или пассажирский (обслуживающий) состав и другие аспекты. Сдача ТС в аренду не привязывает перевозку к месту доставки и иным составляющим. Оговаривается только время пользования ТС. Техническое обслуживание и управление возлагается на плечи арендодателя.

Поскольку фрахтование транспортных средств является обязательным в нашей стране, отсутствие такого соглашения или нарушений его условий штрафуется.

Штраф за отсутствие договора или за отказ водителя предоставить его госслужащим равен 5 тыс. рублям.

Иные нарушения, связанные с его оформлением и соблюдением всех пунктов, регулируются статьей 11.14.2 КоАП РФ, введена 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года. Образец договора фрахта и заявки на транспортное средство прилагаются. Успешных вам поездок!

Читайте также  Как заключается договор купли продажи автомобиля?

Договор фрахтования или договор аренды транспортного средства

Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно:

  1. договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств)
  2. договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров)
  3. договор фрахтования — самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды

Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В скобках указывается иное наименование договора аренды транспортного средства с экипажем, а именно: «фрахтование на время». Тем самым законодатель как бы ставит знак равенства между этими договорами

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).

Понятие договора фрахтования, которое содержится в нескольких источниках и вызывает большое количество дискуссий в связи с неоднозначным его содержанием, в общем виде дано в ст. 787 ГК РФ: по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом сам договор фрахтования рассматривается законодателем как разновидность договора перевозки и расположен в гл. 40 ГК РФ «Перевозка». В ГК РФ нет иных положений, посвященных договору фрахтования, а есть лишь отсылка к транспортным уставам и кодексам, где раскрывается порядок заключения договора фрахтования, а также определяется его форма.

Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.

  1. Нельзя однозначно утверждать, что договор фрахтования есть разновидность договора перевозки и на основании такой родовой принадлежности отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.
  2. Из содержания понятий договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа и договора фрахтования представляется, что договор фрахтования в большей степени имеет схожие черты с договором аренды транспортного средства без экипажа
  3. Однако в ряде случаев законодатель приравнивает договор фрахтования к договору аренды транспортного средства с экипажем. Речь идет о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), регулируемом ст. 198 — 210 КТМ РФ, в котором прямо предусмотрено, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). Предмет названного договора полностью совпадает с предметом договора аренды транспортного средства с экипажем. Он состоит из двух элементов: имущества — транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатацией. Кроме того, эти понятия идентичны с содержательной точки зрения. Законодатель использует одинаковые термины: в ст. 632 ГК РФ аренда транспортного средства с экипажем именуется как «фрахтование на время».

При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г. по делу N А06-3037/2015, указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст. 8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.

  1. В некоторых случаях законодатель явно указывает на то, что договор фрахтования и договор аренды транспортных средств есть разные договорные типы. Так, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ содержится гл. X «Аренда судов» (ст. 60 — 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и также есть п. 3 ст. 97, посвященный понятию договора фрахтования судна.

Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров

Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям. На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг. В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.

Так, например, в одном из судебных решений Арбитражного суда Саратовской области от 21 июля 2017 г. по делу N А57-9445/2017, указывалось, что ООО «Стройтранссервис» (далее — Исполнитель) и ФГУП «Консервный завод» ФСИН России (далее — Заказчик) заключили договор на оказание услуг по перевозке работников Заказчика автомобильным транспортом. В соответствии с текстом договора Исполнитель обязался «производить перевозку пассажиров — работников Заказчика по маршрутам и графикам, согласованным с Заказчиком» в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью. Стороны договорились, что документом, в котором фиксируется объем фактически оказанных услуг, является акт оказанных услуг. Исходя из содержания представленного в материалы дела договора суд пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор фрахтования. Следовательно, к отношениям должны применяться нормы гл. 40 ГК РФ, а именно ст. 787 ГК РФ.

В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17, рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя). Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа. Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.

Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования — одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике. Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства — основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.

Для того чтобы минимизировать такого рода споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, следует «с терминологической точки зрения привести в порядок» нормы, посвященные договору аренды транспортных средств и договору фрахтования. Во-вторых, выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.

Читайте также  Как правильно составить договор аренды гаража?

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Договор перевозки или фрахт автомобиля, что выбрать?

Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц — перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти). В этих случаях составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда.

Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договор фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи, т.е. в случаях когда и грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно.

Для начала процитируем пункт 13 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» — «перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».

Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо.

Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно сколько перевезено тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обоим сторонам договора, заказчику и исполнителю еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.

Надо заметить, что Инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.

Однако, не смотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, Инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И соответственно не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что конечно же неправомерно.

В нашем случае, данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И если следовать логике Инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в 4-х экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?

Договор фрахтования транспортного средства

Фрахтование (договор чартера) — это соглашение, по которому одна сторона предоставляет другой стороне транспортное средство (целиком или частично) на один или несколько рейсов для перевозки пасажиров, груза или иных целей.

Договор фрахтования транспортного средства (ТС) представляет собой арендный контракт, который в силу некоторых особенностей эксплуатации ТС и обстоятельств его передачи во фрахт приобретает характерную специфику. Она заключается в:

  • возможности фрахтования использовать как само транспортное средство, так и часть его полезной вместимости, тогда как аренда ориентирована на использование всего ТС с экипажем либо без него;
  • при чартерных рейсах посредством фрахтования обозначаются начальная и конечная точки маршрута с описанием грузовых параметров, состава пассажиров либо обслуживающего персонала и другие особенности рейса, тогда как сдача транспортного средства в аренду не сопрягается с точкой доставки, а базируется только на периоде использования арендованного ТС.

В РФ фрахтование и все связанные с ним аспекты в сфере пассажирских перевозок регламентируются на законодательном уровне. Например, автотранспортное фрахтование регулируется нормами ФЗ № 259 от 08.11.2007.

В договоре фрахтования обязательно присутствуют его субъекты, обозначаемые:

  • фрахтовщик — индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, обязующийся предоставить своим контрагентам транспортное средство сообразно их запросам и неся при этом ответственность за безопасность перевозки пассажиров;
  • фрахтователь — физическое или юридическое лицо, который берёт на себя обязательство оплачивать зафрахтованное транспортное средство в оговорённые сроки, соблюдать в нём чистоту и порядок и использовать его только по назначению, указанному в договоре.

Содержание договора

Поскольку законодательно утверждённой типовой формы договора фрахтования транспортного средства не существует, на практике договор оформляется на основании положений, изложенных в ч. 2. ст. 787 ГК РФ, которые отсылают субъектов договора к соответствующим транспортным уставам.

Так, п. 2 ст. 27 ФЗ № 259 от 08.11.2007 предписывает оформлять договор фрахтования автомобильного транспорта в письменной форме. При этом документ должен включать в себя:

  • данные о нём, состоящие из даты подписания и места оформления, информации о субъектах подписанного документа в лице фрахтовщика и фрахтователя;
  • главные аспекты фрахтования, включающие марку и тип транспортного средства, объём общей вместимости ТС и его зафрахтованной доли, маршрут, место подачи ТС под посадку или погрузку и порядок посадки пассажиров;
  • правила вступления в силу и сроки дееспособности договора;
  • цену фрахта и способ его оплаты;
  • меру ответственности и обязанности участников соглашения;
  • последовательность действий сторон при форс-мажорных обстоятельствах;
  • правила и сроки разрешения разногласий и материальных претензий;
  • дополнительные условия.

Нормы и особенности соглашения

Документ, фиксирующий факт соглашения о фрахте, содержит в себе норму, включающую в себя ответственность фрахтовщика за нанесение вреда здоровью и жизни транспортируемых пассажиров, а также их багажа. Касательно фрахтователя договор содержит норму, по которой он обязуется содержать зафрахтованное ТС в чистоте и порядке.

К особенностям соглашения о фрахтовании относятся также:

  • Ситуации, в которых договор фрахтования предусматривает одновременное предоставление сразу нескольких ТС. В таком случае оформление договоров на каждое из них не требуется. Вместо этого оформляется полный перечень транспортных средств, составленный в форме приложения к договору фрахтования.
  • Если перевозка пассажиров или грузов посредством фрахта предполагается несистематической, то в таком случае документ оформляется в виде заказа-наряда.
  • Кроме того, законом предусматривается предоставление зафрахтованных транспортных средств для транспортировки незафиксированного числа лиц без взимания с них платы за проезд.
Читайте также  Как поставить на учет подержанный автомобиль?

Отдельно выделяются условия, при которых осуществляется транспортировка детей и людей с инвалидностью.

Требования при перевозке инвалидов и детей

При заключении соглашения о фрахтовании необходимо принять во внимание требования законодательства в отношении перевозки пассажиров отдельных категорий. К ним принадлежат дети и инвалиды. В ПП РФ № 1177 от 17.12.2013 предписывается при осуществлении перевозки группы детей автобусами внесение в контракт со стороны фрахтовщиков обязательства:

  • требовать оборудовать автобус опозновательно-предупредительным знаком «Внимание! Дети!»;
  • требовать укомплектовать автобус техническими средствами в виде системы ГЛОНАС, тахографа, маячка жёлтого цвета на крыше автобуса;
  • настаивать на предоставлении автобуса возрастом не выше 10 лет, который полностью соответствует техническим требованиям, предъявляемым при перевозке пассажиров.

Имеются в правительственном постановлении и требования к фрахтователям, которые выражаются в:

  • обязательстве обеспечения сопровождения детей в процессе пассажирских перевозок;
  • установлении контроля за возрастом транспортируемых детей при перевозках длительностью свыше 4 часов, к которым допускаются дети возрастом от 7 лет и старше;
  • обеспечении наличия медицинского работника во время поездок длительностью свыше 12 часов.

При пассажирских перевозках, в ходе которых принимают участие инвалиды-колясочники, информацию о чём заблаговременно имеет фрахтователь, данное обстоятельство на момент подписания документа должно быть обязательно зафиксировано в договоре фрахтования.

Также в договоре должно фигурировать требование того, чтобы пассажиры-инвалиды перевозились на дальние расстояния в автобусах, располагающих специально оборудованными местами, пандусом-подъёмником, специальными креплениями. В случае необходимости в таких автобусах должны присутствовать лица, сопровождающие инвалидов.

Договор фрахтования транспортного средства

fraht.jpg

Похожие публикации

Фрахтование предполагает заключение договора для перевозок любым видом транспорта (наземным, водным, воздушным), но значительная часть субъектов предпринимательства, чья деятельность предусматривает транспортные перевозки, осуществляет их на автомобилях. Именно фрахтование автотранспорта мы и рассмотрим в этой статье.

Договор фрахтования транспортного средства – это особый вид аренды автомобиля, который по определяющим условиям разнится с типовым договором аренды ТС, и содержит в себе ряд специальных положений, связанных со спецификой использования и условий предоставления средства транспорта.

Договор фрахтования: правовое регулирование

В Российском законодательном поле все аспекты, связанные с автофрахтованием, грузо- и пассажироперевозками автотранспортом регламентируют нормы Федерального Закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (в ред. от 03.07.2016).

Типовая форма на договор фрахтования транспортного средства (ТС) не утверждена, поэтому составление договора осуществляется по общему правилу, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 787 ГК РФ, нормы которой прямо относят субъектов соглашения к транспортным уставам. В нашем случае – к положениям ст.27 закона № 259-ФЗ «Устав автотранспорта». В ней детально прописаны порядок, процедура и условия, в соответствии с которыми субъекты гражданско-правовых отношений должны заключать Договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.

Заключаем Договор фрахтования: образец и содержание

Согласно п. 2 ст. 27 закона № 259–ФЗ, договор фрахта ТС заключается в письменной форме и должен содержать:

Сведения о договоре: дата подписания и место его составления, информация о субъектах соглашения – фрахтовщике (лице, предоставляющем ТС) и фрахтователе (лице, арендующем ТС);

Основные условия фрахта:

тип и марку транспортного средства, и объем вместимости (полная или частичная, если частичная – то в какой доле) предоставляемой в фрахт, объем предполагаемой загрузки, периодичность и цикличность рейсов (либо разовый рейс), маршрут, место подачи ТС под посадку, условия допуска пассажиров к посадке и проезду;

порядок вступления в силу и сроки действия договора;

стоимость фрахта, и условия расчетов по договору фрахта;

ответственность и обязанности субъектов соглашения, заключающих Договор фрахтования транспортного средства для перевозки багажа и пассажиров;

действия сторон договора при форс-мажоре;

порядок и сроки разрешения разногласий, споров и материальных претензий;

дополнительные условия (каждая из сторон, согласовав с контрагентом, может указать при подписании, кроме базовых, собственные дополнительные условия);

Адреса, банковские и регистрационные реквизиты, подписи сторон Договора.

Обращаем внимание на нюансы оформления: если договоренности по фрахтованию предусматривают предоставление одновременного нескольких ТС, на каждый из них отдельный договор не составляется, а формируется полный список ТС, который оформляется как приложение к Договору фрахта, а в соответствующем его пункте, вместо данных о ТС, указывается:

«Предоставляются (количество единиц) транспортных средств, тип, марка, класс и технические характеристики которых указаны в приложении № 1. Данное Приложение признается неотъемлемой частью настоящего Договора фрахтования».

Особенности соглашения о фрахте ТС

В отличие от обычного договора на аренду автомобиля, Договор фрахтования на пассажироперевозки не предусматривает передачу прав и полномочий на владение и управление фрахтуемым ТС. Его обслуживание и техническая эксплуатация (равно как и его коммерческая эксплуатация), осуществляются непосредственно владельцем–перевозчиком, на имя которого зарегистрирован фрахтуемый автомобиль.

К примеру: заключая договор фрахтования автобуса с целью доставки пассажиров в пункт следования, один субъект соглашения – фрахтовщик, предоставляет водителя и автобус, проводит его предвыездное техническое обслуживание, а также медицинское освидетельствование водителя, а другая сторона – фрахтователь, в полном объеме уплачивает перевозчику установленную условиями договора сумму фрахта.

Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью перевозимых пассажиров и их имущества либо багажа, несет фрахтовщик. Пределы ответственности субъектов перевозок установлены положениями ст. 34 закона № 259-ФЗ.

В зависимости от потребностей фрахтователя, договор может быть заключен:

на определенное время – долгосрочный фрахт, предусматривающий совершение определенного количества рейсов в течение установленного времени;

на одну поездку (рейс) – разовый фрахт, совершаемый в конкретно обозначенные договором день и время.

Договор фрахтования: перевозки детей и пассажиров с ограниченными возможностями, нюансы оформления

Заключая Договор фрахтования для перевозки пассажиров, необходимо руководствоваться особыми требованиями, предъявляемыми законодательством к организации пассажироперевозок некоторых категорий граждан.

Так, если пассажиры, для перевозки которых субъекты заключают Договор фрахтования, дети, то согласно «Правилам организованной перевозки группы детей автобусами», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1177 от 17.12.2013, в соглашение необходимо внести следующие обязательства сторон:

требование оборудовать автобус опознавательно-предупредительным знаком «Внимание! Дети!»;

требования к комплектации автобуса – наличие тахографа, системы ГЛОНАСС, маячка желтого цвета на крыше ТС;

автобус не должен быть «старше» 10 лет и должен соответствовать техническим требованиям, установленным для пассажироперевозок;

обязательство обеспечить сопровождение детей во время перевозки (соотношение сопровождающих к количеству детей устанавливает фрахтователь);

обеспечение контроля возраста перевозимых детей (в случае если предполагаемая длительность поездки составляет более четырех часов, к перевозке могут быть допущены только дети от 7 лет);

обеспечение присутствия медработника для поездок, продолжительность которых превышает 12 часов.

Еще одна особенность, которую необходимо учитывать, заключая Договор фрахтования: пассажиров-инвалидов на дальние расстояния можно перевозить только в автобусах, имеющих специально оборудованные места. Наличие такой площадки, пандуса-подъемника, специальных креплений, а в случае необходимости присутствия сопровождающего лица, следует отдельно указывать в договоре, если на момент его подписания фрахтователь имеет сведения о том, что в поездке примет участие инвалид-колясочник.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: