Что страхует полис ОСАГО? - AUTOEXPERTUSA.RU

Что страхует полис ОСАГО?

Что такое ОСАГО – как работает, от чего страхует, что входит и для чего нужно

Название полиса ОСАГО – аббревиатура, от полного названия документа: Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности. В соответствии с этим, оформление полиса ОСАГО обязательно для каждого владельца автомобиля с регистрацией на территории РФ. Документ является гарантом оплаты виновником аварии нанесенного ущерба – страховая компания, выдавшая документ, покроет все расходы пострадавшего лица на ремонт его автомобиля.

Как работает полис ОСАГО?

Полис ОСАГО является документом, который страхует гражданскую ответственность владельцев транспортных средств. Последнее следует понимать дословно: страховая компания покроет убытки пострадавшей стороны, а не виновника ДТП.

Страховой случай наступает, когда автовладелец становится пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Представители компании виновника аварии оценивают нанесенный ущерб и отправляют автомобиль пострадавшего в ремонтную мастерскую.

До апреля 2017 года при покупке полиса можно было выбирать способ возмещения убытков: ремонт или денежная компенсация. В соответствии со вступившими 28.04.2017 в закон об ОСАГО поправками, приоритет назначается ремонту в мастерской. Денежное возмещение выплачивается только в особых случаях.

ДТП может быть оформлено с участием сотрудников ГИБДД или без их присутствия. Во втором случае оформляется Европротокол, который должен быть направлен виновником происшествия в свою страховую компанию до истечения 5 дней.

От чего страхует полис ОСАГО

Как уже отмечалось выше, обязательный полис страхует ответственность своего владельца в случае ДТП.

Существует два основных случая страхования:

  1. повреждение автотранспортом чужого имущества;
  2. нанесение ущерба жизни или здоровью другим участникам дорожного движения.

Максимальная выплата в первом случае составляет 400 000 рублей и предусмотрена для покрытия убытков при повреждении дорожных знаков, любого другого недвижимого имущества и даже животных.

До 500 000 рублей может быть выплачено потерпевшей стороне, если ей оказался пешеход или другой автовладелец.

Отказ от выплаты по ОСАГО

У страховой компании есть ряд причин, которые дают ей право отказать в выплате компенсации:

  1. если за рулем виновного в ДТП транспорта было лицо, не указанно в полисе;
  2. если виновник происшествия был за рулем автомобиля, не указанного в полисе;
  3. при повреждении объектов, имеющих культурное значение. Например, памятников архитектуры или религиозных построек;
  4. при перевозке груза, который стал причиной аварии;
  5. если виновник аварии находился под действием алкогольных или наркотических веществ;
  6. если виновник аварии совершил наезд умышленно;
  7. когда ДТП произошло на специально отведенном полигоне или трассе во время соревнований или учебного процесса;
  8. если виновник самостоятельно причинил вред своему автомобилю с целью получения компенсационной выплаты;
  9. в случае, если автомобиль числится в угоне;
  10. если причинены повреждения лицу, который застрахован от такого случая по своей профессиональной деятельности.

Срок действия полиса ОСАГО

У автовладельцев есть выбор срока действия договора со страховой компанией, и этот выбор достаточно широк. Стандартно, минимальный срок составляет 3 месяца, максимальный – 12 месяцев.

Полис на несколько месяцев выгодно приобретать автовладельцам, которые пользуются своим автомобилем не полный год, а только в тёплые сезоны. Это особенно актуально для «молодых» водителей, не имеющих достаточно опыта для вождения на обледенелых и заснеженных дорогах.

Также короткий период обязательной страховки могут купить автовладельцы, продлевающие договор со своей компанией, но планирующие в скором времени продать свой автомобиль. Так как полис ОСАГО нельзя изменить, а можно только приобрести заново, при покупке нового автомобиля действующий полис придется заменить новым. Если в ваши планы входит обновление автомобиля, то мы рекомендуем рассмотреть возможность заключения короткого договора с выбранной страховой компанией.

Оформление ОСАГО на короткий срок выбирают и лица, планирующие длительное путешествие, в течение которого автомобиль не будет участвовать в дорожном движении.

Следует отметить, что месяц «короткого» полиса стоит дороже, чем месяц при заключении годового договора. Определить свою экономию при приобретении полиса с коротким сроком действия помогает калькулятор ОСАГО, которым удобно пользоваться онлайн. Любой автовладелец за 3-5 минут может легко рассчитать стоимость своей страховки, указав данные своего автомобиля и предпочитаемый срок страхования.

Более короткий срок (менее 3 месяцев) предусмотрен для водителей, зарегистрированных за пределами Российской Федерации. Полис сроком от 5 до 15 дней называется «зеленой картой» и работает так же, как обычный ОСАГО.

Страховка до 20 дней предусматривается для автомобилей, которые перегоняют к месту постоянной регистрации или для техосмотра.

Как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО

Независимо от выбора страховой компании, с которой заключается договор, полис ОСАГО будет стоить одинаково, так как тарифы устанавливает и регулирует государство: базовый тариф для легковых автомобилей составляет от 3 432 рублей до 4 118 рублей. Дальнейшие надбавки зависят от нескольких параметров.

  1. Мощность двигателя автомобиля. Для ТС с двигателями до 50 лошадиных сил коэффициент надбавки составляет 0,6. Для автомобилей с мощностью от 51 до 149 лошадиных сил коэффициент составляет 0,9. Коэффициент 1,6 предусмотрен для автомобилей с двигателями от 150 лошадиных сил.
  2. Регион регистрации автовладельца. В крупных городах происходит больше ДТП, чем в маленьких, поэтому жителям городов-милионников придется доплатить. Так, в Москве коэффициент надбавки составляет 2,0, в Подмосковье – 1,7, а, например, в Волгограде – 1,3.
  3. Возраст и водительский стаж автовладельца. Минимальный и максимальный возраст не предусмотрены, однако, чем старше водитель и чем больше его стаж, тем дешевле ОСАГО. Например, для водителя 20 лет со стажем 2 года и меньше предусмотрен коэффициент 1,8, а для водителя старше 22 лет и опытом вождения более 3 лет коэффициент будет ниже – 1,0.
  4. Количество аварий. Осторожные и внимательные автовладельцы приобретают полис выгоднее, чем те, кто попадает в аварии (по своей вине или по вине другого участника дорожного движения). Скидка в размере 5% предусматривается для водителей, ни разу не попавших в ДТП за весь период действия полиса и прибавляется каждый год.
  5. Количество водителей, указанных в полисе. Если страхуемым автомобилем пользуется несколько человек, то каждый из них должен быть вписан в ОСАГО. За неограниченное количество пользователей автомобилем прибавляется коэффициент 1,8. При указании конкретных пользователей в полисе прибавляемый коэффициент составит 1,0.

Очевидно, что отказ от приобретения полиса обязательного автогражданского страхования является не только нарушением действующего закона, но и влечет за собой множество финансовых проблем в случае попадания в аварию. Понимание и исполнение всех деталей договора, заключаемого между страховой компанией и автовладельцем в рамках ОСАГО позволяет рассчитывать на мирное и цивилизованное решение вопросов, возникающих в случае ДТП.

ОСАГО: стоимость и нюансы расчета

ОСАГО, или обязательное страхование автогражданской ответственности, — это, проще говоря, страховка, которая компенсирует ущерб, причиненный водителем другим участникам движения. Согласно Федеральному закону № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года, все автомобилисты обязаны заключать договор ОСАГО [1] . Рассказываем, как работает ОСАГО, где и за сколько можно оформить полис.

Полис ОСАГО: обязательное страхование

Обязательная страховка появилась еще в 1920-х годах в Америке, а со временем стала обычной практикой почти во всех европейских странах [2] .

В России ОСАГО работает точно так же, как и во всем мире. Автовладелец заключает со страховой компанией договор на определенных государством условиях. Если водитель попадает в ДТП и признается его виновником, страховая компания обязана возместить ущерб пострадавшим в этой аварии.

Максимальный размер выплат зависит от того, какой ущерб был причинен в результате ДТП:

  • если пострадали люди, сумма выплат составляет до полумиллиона рублей;
  • если было повреждено чужое имущество, его владелец получит от страховой до 400 000 рублей.

Бывает, что в ДТП виноваты оба водителя. Тогда компенсация выплачивается обеим сторонам: согласно статье 1083 ГК РФ, выплаты производятся пропорционально степени вины — то есть в случае равнозначной вины водителей компенсационные выплаты будут одинаковы [3] . Если ситуация спорная, то степень ответственности каждого из участников и, соответственно, размер выплат определяются на суде.

На заметку

Если пострадавшая сторона затратила за ремонт автомобиля более 400 000 рублей, виновник должен из своего кармана доплатить оставшуюся сумму [4] . Также есть случаи, при которых виновник аварии обязан возместить страховой компании средства, которые она затратила на компенсацию причиненного ущерба. Например, если нарушитель находился в состоянии алкогольного опьянения или скрылся с места ДТП. В таких случаях страховщик может подать регрессивный иск [5] .

Что будет, если нет страховки на авто?

К сожалению, не все автовладельцы понимают, что полис ОСАГО — обязательный документ. Если водителя уличат в нарушении закона об ОСАГО, то, согласно КоАП РФ, он понесет административную ответственность:

  • если водитель оформил ОСАГО, но во время проверки документов сотрудником ГИБДД не имеет полис при себе — штраф 500 рублей [6] ;
  • если человек, управляющий транспортным средство, в полис не вписан — штраф также 500 рублей;
  • если полис ОСАГО не оформлен или просрочен — штраф 800 рублей [7] .
Читайте также  Утеряны ПТС и свидетельство о регистрации

Также сотрудник ГИБДД может выдать предписание с требованием приобрети полис в течение определенного срока. Если по истечении установленного периода полис не будет оформлен и это выявится при следующей проверке, водителя могут привлечь за неповиновение требованию сотрудника полиции, что, согласно части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, влечет за собой уже до 15 суток ареста [8] .

Еще более крупные неприятности ожидают владельца ТС, не имеющего обязательного полиса, в случае ДТП, особенно если этот водитель признан виновным. Тогда потребуется не только уплатить все штрафы, но и возместить за свой счет ущерб потерпевшему. Всего этого можно избежать, если оформить полис.

Сколько стоит ОСАГО

Определить стоимость полиса ОСАГО довольно непросто. Базовый тариф умножается на корректирующие коэффициенты, полученное произведение и есть стоимость страховки. Размер базовой ставки ОСАГО определяет Центробанк России [9] . Однако итоговую цену полиса ОСАГО формирует страховая компания с учетом поправочных коэффициентов. Для физлиц, владеющих легковыми автомобилями, базовый тариф варьируется от 2471 до 5436 рублей, для юридических лиц он несколько ниже — 1646–3493 рубля [10] .

Согласно указанию Центробанка РФ, размер базовых ставок страховых тарифов не зависит от должности, национальности, политических взглядов и вероисповедания владельца ТС [11] .

Какие есть поправочные коэффициенты?

По сути, каждый коэффициент — это множитель, который влияет на базовый тариф: чем выше вероятность, что ТС попадет в аварию, тем больше коэффициенты и, следовательно, тем дороже полис. Так, территориальный тариф учитывает среднюю аварийность того или иного региона. Например, в Москве этот коэффициент существенно выше, чем в маленьком провинциальном городе [12] , следовательно, цена полиса ОСАГО в столице больше по сравнению с регионами.

Стоимость ОСАГО на автомобиль зависит и от стажа и возраста водителя: для самых молодых и неопытных коэффициент будет больше. Еще один фактор — мощность двигателя: у более «резвых» машин, по мнению страховщиков, вероятность попадания в аварию выше.

Но наиболее ощутимое влияние на стоимость ОСАГО в 2021 году оказывает так называемый бонус-малус, или КБМ. Его размер зависит от количества страховых случаев за год. Если за прошедший страховой период водитель ни разу не попадал в аварию, коэффициент снижается (если только он и так не стоит на минимальной отметке 0,5) [13] , а для тех, кто регулярно попадает в ДТП, наоборот, возрастает. Рассчитать бонус-малус можно в базе РСА [14] .

Все тарифы для ОСАГО регулируются государством, потому страховые компании никогда не предлагают скидок или бонусов при оформлении обязательного полиса. Однако возможность сэкономить при покупке страховки все же есть. Прежде всего, нужно хорошо понимать значение коэффициентов. Например, не стоит вписывать в полис водителей, которые, скорее всего, никогда не сядут за руль. К тому же, КБМ будут рассчитывать исходя из стажа самого неопытного водителя, указанного в страховке, — это также нужно учитывать при подсчете стоимости страхового полиса ОСАГО. Еще одна возможность немного сэкономить на страховке — оформить ее только на полгода, такой вариант актуален, если, например, автомобиль эксплуатируется только в летние месяцы.

Стоит также внимательно отнестись к выбору страховой компании. На сайтах этих организаций представлены полные списки факторов, влияющих на базовый тариф, также имеются калькуляторы для расчета итоговой цены ОСАГО.

Кстати, с 2015 года в России полис ОСАГО можно оформлять в электронном виде [15] . В помощь страхователю созданы специальные сайты-агрегаторы: в их распоряжении обычно находится обширная база данных по крупным страховым компаниям.

Где можно найти выгодные условия для оформления ОСАГО

О том, где можно оформить полис ОСАГО, нам рассказал Андрей Валерьевич Перов, директор по продукту компании «Бенфин финанс»:

«Список страховщиков довольно обширен, и все они выдвигают различные условия для оформления ОСАГО. Разумеется, любой автовладелец хочет найти наиболее выгодный вариант. Для этого можно воспользоваться услугами агрегатора «Бенфин финанс». Мы сотрудничаем с крупными страховыми компаниями, такими как «Ингосстрах», «Ренессанс Страхование», «Согласие». На нашем сайте клиент может быстро выбрать наиболее подходящее ему предложение: для этого достаточно ввести данные автомобиля в личном кабинете, а программа отобразит возможные варианты страховщиков.

Оплачивается полис прямо на сайте «Бенфин финанс» с помощью банковской карты, при этом деньги поступают сразу на счет страховой компании. После оплаты клиент по электронной почте получает страховку. Ее можно распечатать, но это необязательно: законодательство не запрещает предъявлять сотрудникам ГИБДД полис в электронном виде.

Кстати, мы возвращаем 5 % от стоимости страховки, так что оформлять ОСАГО онлайн на сайте «Бенфин финанс» не просто удобно, но и выгодно».

Сколько стоит ОСАГО для новичка

Содержание

  • Для чего нужна страховка ОСАГО
  • От чего зависит стоимость ОСАГО для новичков
  • Сколько стоит ОСАГО для начинающего водителя
  • Как самому рассчитать полис ОСАГО

При покупке автомобиля нужно обязательно приобрести полис ОСАГО . Без него ГИБДД не поставит машину на учет. Новичкам из-за отсутствия стажа страховка обходится дороже, чем опытным водителям.

Как высчитать стоимость ОСАГО для начинающих автомобилистов, от чего зависит цена и что вообще дает полис, расскажем в материале.

Для чего нужна страховка ОСАГО

Страховка ОСАГО покрывает расходы виновника в случае аварии. Ему не придется возмещать ущерб за повреждения чужого авто из собственного кармана – за него это сделает страховая компания. Также по полису страховая возмещает ущерб жизни и здоровью пострадавших. Самому виновнику ДТП затраты на ремонт автомобиля не компенсируют.

Для новичков ОСАГО имеет наибольшее значение. Из-за недостатка опыта не всегда получается предвидеть дорожные ситуации и правильно реагировать на них – риск ДТП высокий.

Полис ОСАГО входит в пакет обязательных документов для постановки на учет. Поэтому купить его нужно до обращения в ГИБДД. Десяти дней вполне достаточно, чтобы узнать стоимость ОСАГО для начинающего водителя в нескольких страховых компаниях. Несмотря на общие правила расчета, у разных страховщиков она может немного отличаться.

От чего зависит стоимость ОСАГО для новичков

При оформлении страховки начинающие водители получают те же права, что и опытные. Но к ним применяется повышающий коэффициент по критерию «возраст / стаж вождения», поэтому страховка обходится дороже.

  • Автомобилисты до 22 лет, имеющие стаж вождения менее трех лет.
  • Автолюбители старше 23 лет, водительский стаж которых не превышает три года.

Стоимость страховки для начинающих водителей зависит от многих факторов:

  • Возраста и стажа автомобилиста. Если водителю меньше 22 лет и права он получил недавно, класс водителя будет самым низким. Он не превысит значение 3.
  • Коэффициента бонус-малус (1,8). Это скидка за безаварийную езду. Если в первый год молодой водитель не попадет в аварию, то его КБМ уменьшится. При оформлении нового полиса он сможет рассчитывать на скидку 5%. Если автомобилист станет участником хотя бы одного ДТП, то его класс снизится до 2, а КБМ будет равен 1,4. Новая страховка подорожает сразу на 40%.
  • Типа транспортного средства. Для каждого ТС предусмотрены минимальные и максимальные базовые тарифы.

Ориентируясь по таблице, можно определить максимальный тариф для новичка, управляющего легковым авто, – 5 492 рубля.

  • Региона проживания водителя. Для областей с большой аварийностью этот показатель высокий. Это Москва и Казань (2), а также Санкт-Петербург (1,8). Самый низкий коэффициент для жителей Симферополя – 0,6.
  • От мощности двигателя. Для автомобилей мощностью до 50 л. с. поправочный коэффициент составляет всего 0,6. А для машин с мощностью мотора более 150 л. с. он равен 1,6. Поэтому начинающим автомобилистам не стоит рассматривать мощный транспорт. Во-первых, это удорожает полис, а во-вторых, – небезопасно при отсутствии опыта.

ОСАГО можно пробрести как на год, так и на меньший срок, допустим, на три месяца. В последнем случае полис будет стоить дешевле. Коэффициент в зависимости от срока использования будет равен 0,5, тогда как при страховании на год он заметно выше. Так как многие начинающие водители не пользуются автомобилем зимой, им нет смысла покупать годовой полис.

Сколько стоит ОСАГО для начинающего водителя

Для молодого водителя страховка обойдется не дешевле 8 000 рублей. Это при условии, что автомобилист возрастом до 22 лет и со стажем меньше трех лет не проживает в самых аварийных регионах и не приобрел автомобиль с очень мощным двигателем.

Страховка новичкам ОСАГО может обойтись и немного дешевле, если водителю исполнилось 23 года. Ведь основной фактор, который влияет на ее цену, это КБМ. Коэффициент бонус-малус самый высокий – 1,8 для автомобилистов, имеющих возраст до 23 лет и стаж вождения менее 3 лет. Для более взрослых автолюбителей он составляет – 1,7.

Читайте также  Как поставить на учет автопогрузчик?

Как самому рассчитать полис ОСАГО

Рассчитать ОСАГО можно через специальные онлайн-калькуляторы. Например, для новичка, пользующегося авто в течение трех месяцев, страховка в среднем составит 7 813 рублей.

Как самому оформить полис ОСАГО по интернету, пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция по оформлению полиса ОСАГО самому через интернет: на портале Выберу.ру, на сайте страховой компании или через сайт Госуслуги.

Все больше знакомых, привычных нам вещей становятся электронными. Через интернет мы оплачиваем коммуналку, заказываем документы и даже в магазинах можем не доставать карту из кошелька, а приложить телефон к считывающему терминалу. «Оцифровался» и ОСАГО. Закон, согласно которому автомобилисты могут оформить полис ОСАГО через интернет, был принят еще в 2015 году, и с тех пор пошли разговоры о том, чтобы в течение 2019 года полностью перейти на систему электронных страховок.

Как сделать электронный полис через интернет и как пользоваться им в дальнейшем? Возможно ли застраховать автомобиль онлайн, при этом не нарвавшись на мошенников? Расскажем в этой статье.

Что такое электронный полис ОСАГО?

Электронный полис ОСАГО — это аналог стандартного бумажного документа, обладающий той же юридической силой. С той лишь разницей, что сделать полис можно через интернет, не выходя из дома – достаточно подключения к интернету, компьютера или даже смартфона. Так как страховка электронная и ее оформление проходит удаленно, бумажного воплощения у нее нет: ни печатного договора, ни самого свидетельства с ГОЗНаком. Но ее можно распечатать. При этом для того, чтобы застраховать автомобиль (ОСАГО), вам потребуются те же исходные данные: КБМ, тип, мощность автомобиля, стаж и возраст родителя, регион, в котором вы проживаете и т. д.

Те, кто оформил ОСАГО онлайн, получают PDF-файл на электронную почту, которая была указана в заявлении. Документ практически не отличается от стандартного бланка, полученного в страховой компании: все те же поля и введенные вами данные, цветной или черно-белый фон, несколько упрощенный из-за отпавшей необходимости в защитном микроузоре.

Важным дополнением стала уникальная серия каждого документа – ХХХ. Кроме того, информация в страховке расширилась – теперь в ней можно найти ваше ФИО, модель и марку авто, а также список допущенных к управлению водителей и стоимость вашего ТС.

Преимущества и недостатки электронного полиса

Несмотря на то, что электронный документ – все еще непривычная для многих россиян вещь, он обладает рядом плюсов. Так, электронный полис ОСАГО невозможно потерять, забыть, порвать или испачкать. Вернее, его бумажную копию, распечатанную вами – можно. А оригинал всегда будет на вашей почте в формате PDF и распечатывать его можно сколько угодно.

Кроме того, при проверке подлинность документа быстро подтверждается записью в реестре РСА, поэтому страховку можно показать и просто на телефоне или планшете. Да и на оформление ОСАГО через интернет уходит не больше 10 минут, и вам не нужно искать отделение страховой компании поблизости. В связи с этим его можно оформить в любое время дня и из любой точки мира при наличии выхода в интернет. А электронные сервисы позволяют сразу рассчитать стоимость документа.

Пока у этой услуги можно отметить два значительных минуса. Так, к сожалению, не все россияне на сегодняшний день имеют достаточный опыт работы с электронными документами. Поэтому для кого-то электронный полис ОСАГО может быть попросту недоступен. Кроме того, всегда есть вероятность попасть на сайт мошенников – часто они полностью копируют оригиналы за исключением одной или нескольких букв или цифр в адресе.

Полис ОСАГО через сайты страховых компаний

Как сделать электронный полис через Интернет? Проще простого. Для того, чтобы застраховать автомобиль через интернет по ОСАГО, достаточно перейти на сайт вашей страховой компании и заполнить заявку. Как правило, там же вы можете рассчитать стоимость своей страховки.

Так как застраховать автомобиль, не выходя из дома? Для начала ознакомьтесь со списком страховых компаний, осуществляющих оформление электронных страховок. Все эти фирмы являются членами Российского Союза Автостраховщиков, а значит, действуют по закону и находятся под надзором государства.

Прежде, чем оформить ОСАГО через интернет, рассчитайте стоимость вашей страховки. Для этого на портале каждой страховой компании есть онлайн-калькулятор. Введите всю необходимую информацию о своей машине – марку, модель, год выпуска, объем двигателя и прочее. Также потребуется ваша персональная информация, в том числе – пол, возраст и стаж вождения. В случае, если вы планируете вписать в страховку других водителей, потребуются и их данные.

После этого система приведет вам примерную стоимость страховки, рассчитанную на ваш автомобиль. Если она вас устраивает, можно перейти к оформлению заявки.

Инструкция

Для того, чтобы оформить электронный полис ОСАГО онлайн, вам нужно зарегистрироваться на сайте страховой компании, следуя подсказкам системы;

Перейдите в раздел Е-ОСАГО и перейдите к оформлению заявки. Вам снова потребуется указать данные своего авто – марку, модель, год выпуска и модификацию;

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

Читайте также  Порядок внесения изменений в полис ОСАГО

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: