Как устроено передачи мотоблока? - AUTOEXPERTUSA.RU

Как устроено передачи мотоблока?

Устройство мотоблока

Двигатель и системы его обеспечения

Большинству пользователей мотоблоков приходится иметь дело с четырехтактными бензиновыми двигателями с воздушным охлаждением. Эти двигатели имеют следующие системы обеспечения их работы:

  • Система подачи топлива, предназначенная для приготовления топливовоздушной смеси, состоящая из топливного бака с краном, топливного шланга, карбюратора, воздушного фильтра.
  • Система смазки, обеспечивающая смазку трущихся деталей.
  • Механизм запуска (стартер), предназначенный для раскрутки коленчатого вала. Многие двигатели оснащены механизмом облегченного запуска, снижающим усилие запуска за счет устройства на распределительном валу, открывающего выпускной клапан при такте сжатия и тем самым уменьшающего компрессию в цилиндре при раскручивании коленвала. Тяжелые мотоблоки иногда оснащаются электростартерами, работающими от аккумуляторов. Некоторые модели имеют электрический и ручной запуск. Последний используется в качестве резервного.
  • Система охлаждения, отводящая тепло от блока цилиндра двигателя потоком воздуха, нагнетаемого крыльчаткой маховика при вращении коленвала.
  • Система зажигания, обеспечивающая бесперебойное искрообразование на свече зажигания. Вращающийся маховик с магнитным башмаком индуцирует в магнето э.д.с., преобразующуюся с помощью электронной схемы в электрические сигналы, подаваемые на свечу. В результате между контактами последней проскакивает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.
  • Система газораспределения, отвечающая за своевременное поступление в цилиндр двигателя топливовоздушной смеси и выпуск отработанных газов. В состав системы газораспределения входит глушитель, предназначенный для направленного выпуска отработанных газов и снижения шума.

Отметим, что двигатели продаются со всеми его системами, и если есть задумка сделать мотоблок своими руками, то у купленного двигателя уже будут и бензобак, и воздушный фильтр, и стартер, и т.д.

На рисунке ниже представлен широко применяемый в мотоблоках отечественного производства двигатель Honda серии GX модели GX200 QX4. Мощность агрегата составляет 5,5 л.с. Он имеет горизонтальное расположение коленчатого вала и повышенную степень сжатия, обеспечивающую эффективное сгорание топлива и низкое образование нагара.

Трансмиссия

По своему типу узлы трансмиссии (редукторы и коробки передач) могут быть шестеренчатыми, ременными, цепными или представлять собой различные сочетания тех и других.

Классическая шестеренчатая трансмиссия, состоящая только из цилиндрических и конических шестерен, применяется в основном на тяжелых мотоблоках и некоторых моделях средних машин. Как правило, она имеет реверс и несколько понижающих ступеней.

На рисунке ниже представлена шестеренчатая трансмиссия мотоблока «Угра» НМБ-1, состоящая из цилиндрических и конических шестерен. Двигатель жестко крепится к коробке передач, которая в свою очередь жестко связана с угловым редуктором. Конструкция мотоблока НМБ-1 не имеет цепных и ременных передач, которые, по мнению ее разработчиков, являются ненадежным звеном трансмиссий из-за склонности к обрывам, повреждениям и проскальзыванию ремня.

Вращающий момент от коленчатого вала передается на ведущий вал 16 (Схема коробки передач) коробки передач и снимается с конической шестерни ведомого вала 15 вертикальным валом 6 углового редуктора (Схема углового редуктора), передающим вращение на шестигранный вал 8 ведущих колес. Во избежание нарушения правильной работы трансмиссии, не рекомендуется разборка трансмиссии мотоблока, которая может привести к нарушению регулировки шестерен.

Коробка передач по своей конструкции является механической двухходовой с 3-мя передачами вперед и 1-ой назад. Трансмиссия имеет два вала отбора мощности (А) и (Б).

Шестеренчато-червячные трансмиссии, состоящие из двух редукторов — верхнего шестеренчатого и нижнего червячного — используются обычно на легких мотоблоках. Коленчатый вал двигателя имеет вертикальное расположение. Иногда машины с шестеренчато-червячной трансмиссией оснащаются центробежной автоматической муфтой сцепления. Подобное устройство мотоблока обеспечивает повышенную компактность агрегата.

Ременно-шестеренчатые, ременно-цепные и ременно-шестеренчато-цепные трансмиссии являются довольно распространенными в легких и средних мотоблоках. Двигатель вращает вал шестеренчатого или цепного редуктора с помощью ременной передачи, являющейся одновременно и сцеплением. Шестеренчато-цепные передачи часто реализуются в одном картере.

У ременной передачи, для изменения скорости движения мотоблока и отбора мощности, шкивы могут иметь дополнительный ручей. К достоинствам такой трансмиссии относится более простая, чем в случае с шестеренчатой трансмиссией, разборка и сборка мотоблока.

На рисунке ниже представлена клиноременная передача мотоблока GreenField модели МБ-6.5 (с ременно-шестеренчатой трансмиссией), которая наряду с передачей момента и снижением числа оборотов выполняет также функции сцепления и коробки передач (переключения скоростей).

Функция сцепления реализуется с помощью натяжного ролика и механизма управления, состоящего из тяги и системы рычагов, позволяющих изменять положение ролика, натягивающего или ослабляющего ремень и, соответственно, включающего или отключающего передачу вращающего момента от двигателя к редуктору. Переключение скоростей осуществляется с помощью двухручьевых шкивов. Переставляя ремень с одного ручья на другой, получают разную скорость движения мотоблока.

Похожая схема реализована и в отечественном мотоблоке Салют 5, изображенном на рисунке ниже. Клиноременная передача передает вращение на шестеренчатый редуктор мотоблока.

Как правило, трансмиссии мотоблоков имеют валы отбора мощности, обеспечивающие передачу вращающего момента к рабочим органам машины. По своему типу и месту расположения в трансмиссии валы отбора мощности могут быть независимыми, располагающимися до сцепления и вращающимися независимо от его состояния (отключенного или включенного), или зависимыми, располагающимися после сцепления, и синхронными определенной передаче. В одном мотоблоке может быть несколько валов отбора мощности — различных по типу и скорости вращения.

Сцепление

Конструктивно сцепление может быть выполнено по-разному. В виде клиноременной передачи (см. выше), натяжение или ослабление ремня которой с помощью рычага сцепления приводит к передаче или прекращению передачи крутящего момента от двигателя к редуктору. Или в виде однодискового или многодискового фрикционного сухого или мокрого (масляного) сцепления, которое является более надежным и используется в большинстве моделей мотоблоков. В некоторых машинах применяется гораздо более редкая коническая муфта сцепления.

На уже рассмотренном мотоблоке «Угра» ООО «Кадви» установлено сцепление, являющееся по своей конструкции наиболее традиционным — фрикционное многодисковое с нажимной пружиной, работающее в масляной ванне. Устройство мотоблока с подобным сцеплением должно предусматривать наличие картера для сцепления, куда заливается трансмиссионное масло.

Сцепление состоит из ведущей полумуфты 2 (Схема сцепления мотоблока), ведомой полумуфты 3, тарельчатой пружины 4, ведущих 5 и ведомых 6 дисков, упорного кольца 7. Работает оно следующим образом. При отпущенном рычаге сцепления тарельчатая пружина сжимает ведомые и ведущие диски, собранные в пакете поочередно. За счёт трения между дисками, осуществляется передача вращающего момента от двигателя к коробке передач. При выжатом рычаге сцепления усилие посредством тросика передается на рычаг выключения сцепления 4 (Рычаг сцепления). При этом вилка сцепления 2 через ведомую полумуфту и выжимные подшипники сжимает пружину, разъединяя ведомые диски с ведущими и прекращая передачу вращающего момента.

Дифференциал


Ходовая часть

В большинстве мотоблоков расстояние между колесами может изменяться, это обеспечивает возможность установки колеи разной ширины. Используются два основных вида колес — обычные пневматические и утяжеленные металлические с широкими грунтозацепами. Утяжеляющие грузы могут привариваться к колесам или крепиться к ним с помощью болтов. Многие конструкции металлических колес предусматривают крепление различных по весу грузов. Это позволяет при необходимости увеличить вес мотоблока до значений, обеспечивающих необходимое сцепление колес с грунтом.

Металлические колеса могут быть со сплошным ободом или выполненным в виде двух-трех узких обручей, связанных между собой грунтозацепами. Первые имеют тот недостаток, что между грунтозацепами накапливается земля, препятствующая хорошему сцеплению колес с грунтом.

Органы управления

Некоторые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах.

Обычно на левой рулевой штанге располагают рычаг управления муфтой сцепления и рычаг экстренной остановки двигателя, на правой — ручку «газа», рычаг привода колес и тормоза (если он есть). Конструкция рулевой колонки мотоблоков предусматривает, как правило, регулировку положения ручек в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На рисунке представлены органы управления мотоблока SunGarden MF360.

Коробка передач на мотоблок

Коробка передач на мотоблок

Подробная пошаговая сборка самодельного минитрактора с переломной рамой: 150 фото с описанием для постройки трактора своими руками в домашних условиях.

Умелец Геннадий самостоятельно в домашних условиях построил весьма практичный минитрактор с навесным оборудованием, конструкция выполнена на раме переломного типа, привод 4 х 4, использован двигатель для мотоблока. Рекомендуем посмотреть все фото основных этапов работ по изготовлению самоделки.

Пошаговая инструкция по сборке самодельного минитрактора 4 х 4 с переломной рамой.

Укорачиваем карданные валы, взятые от ВАЗ классики.

Подгоняем КПП под шкив.

Полуоси срезаем под нужную длину.

Нарезаны новые шлицы.

Процесс изготовления рамы трактора.

Узел перелома сделан из передней ступицы жигулей.

Угол поворота рам.

Колёса от мотоблока.

Двигатель Хонда мощностью 13 л.с.

Установка рулевого управления.

Делам крепление для коробки переключения передач.

Установка двигателя на раму.

Выточил тормозной диск.

Сборка педального узла.

Выточил шкив на КПП.

Навесное оборудование для трактора.

Вот такой минитрактор сделал своими руками умелец Геннадий из г. Гродно.

Несколько видео о самодельном минитракторе: вспашка поля.

Видео: окучивание самодельным трактором.

Посадка картофеля трактором.

Геннадий. г. Гродно.

Как сделать редуктор для мотоблока своими руками

Между червячным и цепным редукторами для мотоблока есть отличия нескольких важных характеристик: передаточное отношение, КПД, количество валов и передач, угловые скорости и мощность.

Какие бывают редукторы для мотоблока

На дешевые мотоблоки обычно устанавливают не разборные редуктора. Конструкция такого агрегата не отличается особой надежностью. Также у него невелик срок службы. К тому же невозможно провести ремонт или разборку-сборку. В изготовлении таких агрегатов используют низкокачественный металл и негильзованные детали. Для того, чтобы понять, почему невозможно длительное время использовать редуктор, нужно ознакомиться с его схемой.

На дорогие мотоблоки принято устанавливать разборные редуктора. Благодаря чему можно разбирать редуктор мотоблока и проводить техническое обслуживание. Ремонтируют редуктор мотоблока для увеличения срока службы, если при этом применяются высококачественные запчасти при замене неисправных элементов.

Читайте также  Прицеп для мотоблока своими руками

В обязательном порядке необходимо регулярно проводить диагностику редуктора, чтобы вовремя отремонтировать необходимый узел. Также должна проводиться регулярная смазка редуктора, что позволит использовать агрегат намного дольше.
Чаще всего редуктор для мотоблока используют, чтобы высокая угловая скорость преобразовывалась в низкую. На входном вале отмечается высокая скорость, а на выходном вале отмечается низкая скорость.

Во избежание неожиданных поломок, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание, что позволит успешно работать на сельскохозяйственной машине. Если изменение угловой скорости происходит ступенчато, редуктор называют коробкой передач, если же изменение происходит бес ступенчато — вариатором.

Самодельный угловой редуктор для мотоблока

Редуктор мотоблока можно сделать самому. Для этого потребуется сделать расчет номинальной мощности ( Pn);Pn=Ре(л.с.)хFS, в результате чего определяется у конической шестерни правильный тип угла. Также рассчитывается крутящий момент и количество оборотов в минуту.

Также нужно определить условия эксплуатации самодельного редуктор для мотоблока, что включает в себя: радиальную и осевую нагрузку на концы валов, минимальную и максимальную температуру, определение окружающих условий, прерывистый или не прерывистый операционный цикл, тип смазочного материала.

После определения технических параметров, можно начать собирать угловой редуктор.
Для этого необходимо угловому редуктору выбрать корпус.

Например можно использовать заводской, с мотоцикла Урал или Днепр. Затем, исходя из диаметра корпуса редуктора делаем из стали корпус подшипников вала-шестерни. Здесь используем соответствующего размера сверло и штангенциркуль. Затем в соответствии с задуманными размерами выбираем подшипники вала-шестерни (2 шт).

На обратной стороне редуктора устанавливаем стальной фланец. У него внутри будет находится стальная шайба и фланцевый подшипник. Используя несколько винтов, крепим стальной фланец к корпусу генератора. Перед этим подбираем ведомый вал-шестерни, стальную шпонку и ведущую шестерню. Все узлы соединяются с передаточным механизмом и валом роторного генератора. Шкив клиноременной передачи располагается на передаточном механизме и крепится к ведомому валу-шестерни гайкой и пружинной шайбой.
Чтобы собрать самодельный угловой редуктор, потребуются такие инструменты: штангенциркуль и линейка, прямая и крестовая отвертка, сверла по металлу, напильники и надфили по металлу, кусачки и плоскогубцы, резиновые прокладки, тиски и молоток.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором и понижающий редуктор для мотоблока

Понижающий редуктор для мотоблока, в простонародье ходоуменьшитель, устанавливают на современный дизельные и бензиновые мотоблоки с воздушным охлаждением. Благодаря чему пользователь может использовать мотоблок на особо тяжелых грунтах для вспашки и выкапывания картофеля. Понижающий редуктор помогает при пробуксовке колес, когда не достаточно собственной мощности.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором

Чтобы разобраться, что из себя представляет шестереночный редуктор, рассмотрим строение трансмиссии. Она передает вращающий момент от двигателя к колесам, и изменяет скорость и направление движения мотоблока. Трансмиссия состоит из редуктора, дифференциала, коробки передач и сцепления. Узлы трансмиссии бывают шестеренчатыми, цепными, ременными или сочетать в себе те или другие.
Шестеренчатая трансмиссия состоит из конических и цилиндрических шестерен (шестеренчатый редуктор). Применяют ее на некоторых моделях машин и тяжелых мотоблоках. На рисунке видно шестеренчатую трансмиссию мотоблока «Угра» НМБ-1, где используется шестеренчатый редуктор.

Как собрать самодельный редуктор для мотоблока своими руками

Гордость многих дачников — самодельный мотоблок, собранный своими руками из деталей, отслуживших свой век механизмов. Поставить электродвигатель или малогабаритный бензиновый от старого мотороллера или мотоцикла на раму с колесами не составит труда даже для начинающего механика-любителя. А вот над чем придется подумать, так это над редуктором для мотоблока.

Конструкция мотоблока

Схемы сборки самодельных мотоблоков разнообразны настолько, насколько различны запчасти в гараже каждого хозяина. Размеры тоже выбираются из практических соображений.

При разном составе и габаритах есть обязательные элементы:

  1. Рама — прочная конструкция для крепления остальных деталей.
  2. Колеса — от самодельных металлических до резиновых фабричного производства. Положение оси колеса или колесной пары фиксируется относительно рамы железными стойками со впрессованными подшипниками.
  3. Двигатель — мощностью от 5 до 10 лошадиных сил. Можно применять даже электродвигатель с аккумулятором, но наиболее популярны двигатели от мотороллера или мотоцикла. Такой выбор хорош наличием готового управления оборотами и даже передаточным устройством.
  4. Редуктор — узел для передачи вращения от двигателя исполнительному механизму, преобразует скорость и направление.

А вот первый попавшийся редуктор может не подойти. Нужно выбрать тип конструкции, рассчитать размер каждой детали, чтобы скорость и мощность движения навесного культиватора позволяли обрабатывать землю в удобном режиме — не быстро и не медленно.

Типы редукторных узлов

Передача вращательного движения от вала двигателя к валу исполнительного механизма может производиться прямым соединением осей, если скорость и мощность вращения двигателя приемлема для работы, а оси ведущего и ведомого валов совпадают. Такие случаи крайне редки, а при нескольких навесных инструментах разного назначения прямая передача абсолютно не может быть применена. Для согласования скорости и мощности ведущего и ведомого вала используют 4 вида механизмов и их комбинации. Основные типы передач:

  • ременная;
  • цепная;
  • шестеренчатая;
  • червячная.

Червячная передача конструктивно ограничена понижающей скорость функцией, остальные могут применяться как в понижающих передачах, так и в повышающих. К тому же такой редуктор всегда имеет ведомую ось перпендикулярную валу ведущей. Такая схема называется угловым редуктором. Кроме червячной передачи, изменить направление оси можно пространственным планетарным механизмом. Ременная и цепная передачи оставляют ведомую ось параллельной оси двигателя. В простых устройствах реверс возможен только при изменении вращения двигателя.

В мотоблоках применяются двигатели с высоким количеством оборотов в минуту, о чем можно удостовериться в паспорте изделия. Значит, своими руками надо сделать редуктор для понижения скорости, а какого типа будет самодельный редуктор на мотоблок, лучше выбрать, зная характеристики каждого типа.

Ременная передача

Шкив или ремень, передающие вращение от вала к валу, знакомы каждому автомобилисту, заглядывавшему под капот моторного отсека. Коэффициент понижения скорости вращения определяется делением радиуса малого ведомого колеса на радиус большого ведущего.

Плюсы ременным редукторам — это простота изготовления и ремонта, большое разнообразие деталей. А минусы ремня:

  • растягивание ремня, снижение сцепления со шкивом от температуры и износа;
  • проскальзывание при резких увеличениях крутящего момента;
  • небольшой срок эксплуатации.

Компенсируют недостатки подпружиненным роликом, давящим на поверхность ремня между колесами, применением зубчатого ремня на шкивах с поперечными фасками. Ременные редукторы требуют нахождения ведущих и ведомых шкивов в одной плоскости, изгиб или скрутка ремня быстро приведет его к разрыву.

Цепной тип

Принцип действия цепной передачи аналогичен ременному, но вместо шкивов установлены звездочки, а ремень заменен цепью. Такой самодельный редуктор не допустит пробуксовки, а в аналогичных условиях проработает значительно дольше.

Так же, как ременной, цепной редуктор должен иметь ведущую и ведомую звездочки в одной плоскости, а его передаточное число считается по соотношению их зубьев. Вес такой конструкции больше, чем у ременной, но на мощные мотоблоки надежнее ставить ее.

В отличие от ременной передачи, цепная требует осторожности или дополнительных защитных мер. При столкновении вращающегося навесного инструмента с толстым корнем в почве сила его сопротивления будет передана на двигатель, что может его повредить. Пока двигатель не выйдет из строя или не отключится, он будет пытаться с максимальной мощностью провернуться вместе с рамой вокруг ведомой оси редуктора. Чем больше мощность двигателя, тем сильнее будет опрокидывающий момент.

Передаточное число цепного редуктора может быть выше, чем у ременного такого же размера, так как ведущая звездочка, даже имея маленький размер, не допустит проскальзывания цепи.

По стоимости, простоте сборки, распространенности деталей цепная передача не уступает ременной.

При помощи шестерней

Мотоблок с шестеренчатым редуктором надежнее, долговечнее чем с цепным или ременным. Конструкции шестернями ставят на заводские изделия, и не только на мотоблоки. Узлы получаются малогабаритными в результате совмещения на одной оси двух шестеренок с разными диаметрами. Для мотоблока, например, отлично подойдет редуктор от мотороллера Муравей. Но можно сделать свой, используя шестерни от коробок передач автомототранспорта.

Нужное передаточное число можно обеспечить планетарным механизмом, в котором между внешней и солнечной шестернями установлены шестерни-сателлиты, закрепленные на неподвижном кольце — водиле:

Для понижающего редуктора солнечная шестерня установлена на ведущий вал. Водило с планетарными шестернями закреплено на неподвижном корпусе, а наружная шестерня соединена с исполнительным устройством, вращаясь в направлении, противоположном солнечной шестерне.

Передаточное отношение такого редуктора можно рассчитать как отношение числа зубьев солнечной шестерни к количеству зубьев на внешней шестерне.

Для изменения направления оси вращения в редукторах применяют пространственный планетарный механизм, в котором шестерни для изменения направления на 90 градусов должны быть скошены на конус под 45 градусов каждая. Диаметр шестеренок может быть разным, что можно применить для изменения передаточного числа.

Для мотоблока такой угловой редуктор своими руками делают нечасто, так как планетарные шестерни нужного размера надо еще поискать. Изменение оси вращения чаще делают готовыми заводскими редукторами или червячной парой.

Червячная передача

Для перпендикулярного изменения направления оси вращения, создания большого передаточного отношения применяется контакт плоской шестерни с Архимедовым винтом.

Передача вращения от исполнительного устройства к двигателю невозможна. Это уникальная особенность червячного механизма, другие типы передач таким свойством не обладают. Скорость вращения на выходе можно уменьшить во столько раз, сколько зубьев будет у шестерни. Отличается такая передача простотой сборки большим трением, небольшим размером, большой популярностью.

Для того чтобы сделать червячный редуктор своими руками, нужно подобрать шестерню с количеством зубцов, равным снижению скорости вращения в разах, а также с шагом между зубцами, равным шагу гребня червяка.

Реверсивный механизм

Наличие реверсивного передаточного механизма упрощает работу в полях, но сделать реверс в домашних условиях любителю реально только для электродвигателя. Трудности состоят во включении в схему дополнительного передаточного элемента с возможностью его точного перемещения, надежной фиксации. Для этого потребуется разорвать существующую связь с двигателем, а в разрыв вставить новый элемент, будь то еще один шкив с ремнем, звездочка с цепью или шестерня. Такие преобразования с восстановлением требуют деталей, изготовленных с точностью профессиональных станков.

Читайте также  Как сделать обгонные муфты на мотоблок?

Практичней в этом случае установить заводской реверсивный редуктор. Например, от автомобиля с механической коробкой передач.

Сборка редукторов своими руками

Эксплуатация мотоблоков, а с ними редукторов — это пыль, бездорожье, жара при пахоте или холод при уборке снега, неравномерные нагрузки. Продлить срок эксплуатации передаточного механизма можно с помощью закрытого корпуса.

Для основания, на котором крепятся шкивы, шестерни, прочие детали, применяется сталь СТ-40. Крышку можно изготовить из менее прочной стали, если на ней не закреплены элементы передачи крутящего момента.

Применение подшипников для установки валов, шкивов, звездочек, шестеренок обязательно, иначе трение погасит силу вращения, а блок или быстро выйдет из строя, или сразу не заработает.

Любой вращающийся механизм требует смазки. Червячный редуктор особенно. Продлить срок использования устройства поможет частая замена смазки, для чего крышка редуктора должна быть открывающейся.

Бензиновые, дизельные двигатели имеют регулировку подачи топлива и скорости вращения двигателя. Оптимально переместить так называемую ручку газа на рукоять мотоблока.

Когда нашлись все необходимые детали, для сборки мотоблока потребуются слесарные инструменты. Не обойтись без сварочного аппарата, болгарки, дрели, сверл по металлу.

Потраченное на изготовление мотоблока время окупит себя полностью в первый же дачный сезон.

Originally posted 2018-04-18 12:24:33.

Сооружение мотоблока своими руками

На приусадебных и дачных участках, в огородах и садах с большим успехом используются мотоблоки, которые позволяют значительно облегчить и упростить посадку, уборку, прополку, подкормку и уход за растениями.

Мотоблок — это достаточно универсальное многофункциональное мобильное устройство на базе одноосного привода, как правило, с одним колесом или с двумя колёсами на одной оси, при этом оператор управляет этим агрегатом, шагая за ним по обработанной почве, поддерживая устройство за ручки, на которых расположено управление. Используя навесные устройства, мотоблок может выполнять функции культиватора, фрезы, плуга, транспортного средства, генератора тока или помпы.

Устройство мотоблока

Мотоблок состоит из бензинового двигателя или электродвигателя, системы управления, трансмиссии, системы агрегатирования и ходовой части.

Двигатель

В агрегатах используются как двухтактные, так и четырёхтактные моторы. Они оборудуются устройствами, автоматически регулирующими частоту вращения, что упрощает работу оператора. Мощность двигателей лёгких мотоблоков и мотокультиваторов составляет до 5 л. с., а у тяжёлых (собственно мотоблоков) — до 10 л. с. Двигатели большей мощности используются редко.

Трансмиссия

Это устройство ставится на мотоблоки в различных вариантах технических решений. Наиболее часто встречаются такие трансмиссии:

  • Зубчатая — стандартная тракторная трансмиссия. В ней имеются только передачи зубчатого типа с реверсом и несколькими ступенями. Муфта сцепления управляется отдельно. Коленчатый вал расположен перпендикулярно ведущей оси в горизонтальной плоскости. Для отбора мощности имеется вал.
  • Зубчато-червячная. Состоит из верхнего зубчатого редуктора и нижнего червячного. Имеет вертикальное расположение коленчатого вала. Снабжена автоматической центробежной муфтой сцепления. Для отбора мощности имеет шкив или вал. Эта передача очень компактна. Применяется на легких мотоблоках и мотокультиваторах.
  • Ременно-зубчато-цепная. Вал редуктора вращается с помощью ременной передачи, служащей также сцеплением. Агротехнический просвет увеличивается за счёт цепной передачи. Коленчатый вал размещён горизонтально, параллельно ведущей оси. Ведущий шкив оснащён дополнительным ручьём для отбора мощности. Ременная передача может служить вариатором и реверсом. Зубчатая часть редуктора бывает как одноступенчатой, так и двухступенчатой.
  • Гидрообъёмная — это новый и более дорогостоящий тип трансмиссии, который позволяет производить плавную регулировку тягового усилия и скорости мотоблока. Очень легка в управлении.

Система агрегатирования

Важный элемент, предназначенный для сопряжения мотоблока с сельскохозяйственными орудиями. Мотокультиваторы оборудованы для установки орудий на ведущую ось, а у мотоблоков они крепятся на специальный кронштейн. Кроме того, у многих изделий имеются устройства отбора мощности, с помощью которых приводятся в действие активные рабочие органы навесных орудий.

Система управления

Для удобства практически все органы управления выведены на ручки или рулевые штанги мотоблока. На самих узлах блоков расположены: включение отбора мощности, регулирование заслонки карбюратора и т. д. На левой ручке расположено управление муфтой сцепления, а «газ» расположен на правой. Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы тормозами не оснащаются. На тяжелых — управление тормозами выводится на правую ручку.

Принцип работы

С помощью двигателя создаётся усилие, которое приводит в движение мотоблок и передаётся на сельскохозяйственные орудия.

У мотокультиватора главный механизм — это почвофреза. Она используется для вспашки, уничтожения сорняков, внесения в грунт удобрения. Причём чем шире почвофреза, тем меньше тратится сил и времени на обработку участка.

Для более тяжёлых мотоблоков можно использовать много типов навесного оборудования, что значительно расширяет функции устройства. К дополнительному оборудованию или модификациям мотоблоков относятся:

  • культиватор;
  • плуг;
  • окучник;
  • прицеп;
  • снегоуборщик;
  • электрогенератор;
  • косилка;
  • транспортер;
  • помпа и другие.

Мотоблоки могут быть:

  • бытовыми;
  • профессиональными;
  • полупрофессиональными.

Это отличие обычно основывается на мощности двигателя и надежности конструкции. Профессиональное оборудование значительно дороже бытового, но может обработать территорию большой площади. Кроме того, такие мотоблоки могут быть специализированными для работы на очень узких участках или поверхностях с большими уклонами.

Общепринято деление мотоблоков по мощности (хотя формально деление имеет отношение к весу):

Сверхлегкие имеют вес менее 20 кг и мощность мотора — не более 2 л. с. Применяются для обработки небольших площадей и теплиц с глубиной рыхления до 15 см и шириной обрабатываемой полосы до 0,3 м. Их легко транспортировать в легковой машине.

Легкие весят до 50 кг и мощность доходит до 4 л. с. Землю обрабатывают на глубину порядка 20 см. Они могут применяться на огородах и приусадебных участках менее 16 соток.

Средние мотоблоки имеют массу до 100 кг, при этом мощность достигает 7 л. с. Это даёт возможность глубокого рыхления широкой полосой, но манёвренность такого устройства резко снижается. Средний агрегат можно использовать на участках до 50 соток.

Тяжелые устройства с весом до 130 кг имеют мощность свыше 9 л. с. Рассчитаны на работу на участках до 1 га и более. Скорость мотоблоков достигает 12 км/ч. Всегда могут быть укомплектованы множеством различных дополнительных устройств и орудий. Они относятся к профессиональной технике и могут эксплуатироваться в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях. Они малопригодны для работы на узких полосах в садах, огородах и междурядьях.

Используется и деление мотоблоков по методу агрегатирования:

Мотокультиваторы. У них сельскохозяйственное орудие (почвофреза, пропольник и т. д.) устанавливается вместо колёс на ведущую ось.

Колёсные мотоблоки. У этих устройств сельскохозяйственное орудие (к примеру, самодельный плуг) работает за счет применения тягового усилия, которое создаётся ходовой частью на колёсах.

Применение

Мотокультиваторы и колесные мотоблоки используются для вспашки и окучивания на участках малой и средней величины, в садах, теплицах и цветниках; для скашивания травы, внесения удобрений, прополки сорняков, уборки снега; как привод для других орудий, машин и генерирования энергии; для перевозки небольших грузов на малые расстояния (при использовании прицепа).

При этом сверхлёгкие и лёгкие мотоблоки комплектуются, как правило, только фрезой и пропольником, а окучником только в отдельных случаях.

Средние мотоблоки имеют съёмные колёса и комплектуются достаточно большим выбором орудий (фреза, плуг, борона, окучник, косилка), а также полуприцепом с грузоподъемностью до 500 кг.

Тяжёлые устройства оборудованы несменными колёсами. В комплект входят:

  • плуг и фреза;
  • устройства, подключаемые к приводу;
  • культиватор;
  • грабли;
  • борона;
  • косилка;
  • снегоочиститель;
  • бульдозерный отвал;
  • помпа;
  • мощный полуприцеп.

Мастерим сами

Существует несколько мотоблоков различной мощности, разного функционального назначения и степени сложности изготовления, предложенных изобретателями и фермерами. Некоторые из них не просто дешевле, но и лучше промышленных.

Одной из самых известных конструкций самодельного мотоблока является устройство Валентина Архипова. Это многофункциональный мотоблок, предназначенный не только для вспашки и боронования, но и для посадки, окучивания, сбора урожая и подбора ботвы.

Данный агрегат является самоходной двухколесной машиной, оборудованной двигателем от мотороллера Вятка Электрон. Этот выбор основан на том, что у мотора имеется принудительная система воздушного охлаждения цилиндра. Кроме того, такой двигатель может работать при больших нагрузках на очень малых скоростях. Цепи, рукоятки, дуга рамы, тросы управления и подвеска двигателя взяты с той же модели мотороллера. Почти все остальные детали, использованные для конструирования мотоблока, тоже промышленного производства.

Самостоятельно необходимо изготовить путём сварки из труб раму в форме буквы П и выточить колесную ось на токарном станке. Ещё необходимо изготовить три шарнира для двух регулирующих и основной тяги. Они служат соединяющими элементами между мотоблоком, рулевым управлением и плугом. К раме агрегата приварена стальная труба, завершаемая осью, которая требуется для натяжения тросов, соединённых с коробкой передач. Натяжение осуществляется с помощью коромысла, а ручкой переключения передач является отрезок приваренной стальной трубы. Шаг используемых цепей — 12,7, а также 15,9 мм. Используются звёздочки: на выходном вале 11, на вторичном вале одна 60 и одна 20 и 40 на ходовой оси.

Преимуществом данного мотоблока является шарнирное соединение, что позволяет изменять направление движения при производстве работ, не вынимая плуг из борозды. Кроме того, ось расположена под небольшим углом в направлении движения. Это предотвращает увод агрегата при вспашке в сторону. Кроме того, при работе этим мотоблоком глубина вспашки регулируется автоматически, путем изменения по отношению к борозде угла плуга.

Читайте также  Как сделать самодельный прицеп к мотоблоку?

Мотоблок оборудован полевой доской, выступающей как подъемная сила при зарывании плуга. Если лемех выходит на поверхность земли, то сразу у него увеличивается угол атаки, и он снова погружается в почву на требуемую глубину.

Сборка мотоблока начинают с ходового вала. К нему прикрепляется корпус с подшипниками, приваривается звездочка и монтируются обгонные муфты, заменяющие дифференциал. Затем конструкция оборудуется рамой и колесами. На установленную раму устанавливается телескопическая тяга, руль и плуг.

Мотоблок имеет специальные колеса, которые имеют лучшее сцепление с грунтом, чем резиновые. Металлические колеса не забиваются почвой и при давлении на грунт они не уплотняют, а разрыхляют его. Соединение рамы блока с подвеской двигателя и рамой мотороллера осуществляется двумя дугообразными трубами. Топливный бак размещается между ними.

Двигатель обустраивается с помощью кронштейна, завершенного 150 мм стальной осью. Кронштейн, как консоль, приваривают к П-образной раме. Затем на ось подвешивают мотор. Всю конструкцию присоединяют к дугообразным трубкам рамы. После этого монтируется вторичный вал, протягиваются тросы управления и натягиваются цепи. Мотоблок готов.

Другие орудия крепятся на мотоблок также как плуг — двумя болтами. Но кронштейны культиватора, граблей и бороны повернуты относительно вертикали, для компенсации угла наклона плуга. Мотоблок может использоваться для уборки снега, при этом он дополнительно оснащается небольшим бульдозерным ножом. А если поставить звездочку, а также валик с щеткой, то можно подметать улицу.

Конструирование и монтаж мотоблока самостоятельно — достаточно трудоемкое занятие, требующее достаточно хороших знаний в этой области. В интернете существуют детальные чертежи и ролики, позволяющие осуществить подбор деталей и сборку самому. И всё же существует большое количество промышленных мотоблоков в различных диапазонах цен и мощностей, позволяющие приобрести тот, который требуется, если собственных знаний и умений не хватает для самостоятельного изготовления хорошего устройства.

Мотоблок своими руками из того что было под рукой.Ходовые испытания в пашне.

Случайно попал мне в руки из металоприемки убитый редуктор с рамой от цилины. Кто то новый редуктор запорол работая без масла. Подшибники игольчатые заклинили, и съело все валы в редукторе. Помимо убитыйх валов разорвало блок звёздочек. Хозяин не захотел ремонтировать, и сдал новый редуктор в метал. Я увидев его загорелся идеей собрать для дома мотоблок. Привез домой груду металла и начал разбираться, что да как.

Для начала заказал новые валы на заводе. Магазиные валы доверия не внушали. Токарь изготовил по размеру валы, и покрыл цементацией.

Отмыл корпус редуктора, прокладку вырезал из картона толстого. Паранита не оказалось под рукой.

Купил новые подшибники, собрал редуктор. Цепи без износа, и не вытянутые. Звёзды без износа тоже, что порадовало. Все установилось без люфтов.

Скрутил весь редуктор, заправил дизсмаской в перемешку с нигролом. Мотор мб, и Лифан лежали в гараже в н/з. Решил поставить китайца, но под него нужно было переходную плиту под мотор. Купил черным цветом по мотор, и редуктор.

Но не все так просто, переходник не хотел приворачиваться к раме. Болт попал мимо отверстия в раме. Пришлось изготовить пластины, и с ними закрепить мотор.

Плиту закрепил, занялся рулём. Руль товарищ подогнал от мб1 луч. Так как на цилине крепится руль к трубе сзади, изготовил держатели руля самодельные на болтах.

Привернул руль, токарь изготовил удлинители колес, из толстостенной трубы. Флянцы для крепления колес взял с немецкой сеялки с ступиц срезал.

Изготовил ролик натяжения ходового ремня из ваз нятяжника.

Собрал мотоблок в кучку, установил колеса. Первые ходовые испытания прошел удачно, передвигаясь по двору.

Изготовил заднюю скорость немного по-другому не как на цилине.

Испытания показали, что этот конструктив имеет смысл быть. Ремень висит свободно не трётся об шкив. Сварил самодельное сцепное устройство из уголков. Сварщик из меня никакой, только учусь варить.

Просверлил отверстия предварительно замерив заводское сцепное.получилось как то так.

Прикрутил на место, встало как родное.

Провел ходовые испытания в пашне с плугом, всё отлично получилось. Даже на ваз колёсах идёт уверенно без пробуксовок легко без напряга.

Сначало начал без задней скорости пахать. Просто не возможно это делать. Мотоблок очень тяжёлый. Изготовил ручки самодельные из труб от глушителя. Всё работает как заводское.

Огород вспахан без особых усилий, получилось красиво.

Но не без травм, разрезал руку об железо кровельное на доме во время движения . Будьте аккуратные, никогда не спешите как я.

После рабочего дня бурного, работяга отдыхает. Справился с своей задачей на 100% .

На сборку ушло 2 вечера, по бюджету вышло 2000₽ токарка, з/ч недостающие. В планах изготовление переднего адаптора.

Комментарии 33

Алексу респект! Проделано много знаю не по наслышке на фото и в словах не передать.чтоб каждую деталь подогнать и мысленно представить что и как должно работать тут золотых рук мало ещё и голова должна работать. Судя от увиденного у автора голова и руки имеются что всё реже встречается в нынешнее время. Получилось супер, рад за тебя от души))
Вот мой мотоблок мб -90 с 92 гв — куплен и отреставрирован

Да верно говорите 2 ночи не спал, строил в голове прощитовал действия. Пока сделал на пробу, дальше будет востановление с покраской. Ваш просто бомбический, красоты немыслимой. У вас у самого золотые руки. Спасибо за правильные слова). С меня подписка в Ютубе.

Переходная плита под двигатель на сезон хватит, лопнет от вибрации . Я два редуктора таких переделывал, а именно фланцы под 306й два сальника + их защита и валы делал новые с нормального метала + износостойкое хромникелевое напыление в местах подшипника сальника, один третий сезон работает, второй первый . Сейчас хочу себе сделать цельный вал на МБ 2

У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

Да заморочились конкретно по мотоблокам) усовершенствовали хорошо вы их.

А можно про задний ход по подробнее?!

Привет, конечно можно.

Вот это мощно.
Молодец!

Отлично! Только я бы редуктор солидолом набил. У меня 2 мотоблока с таким редуктором, один с 87 года, второй в прошлом году купил, оба набиты солидолом с завода. Тот, который 87 года в прошлом году первый раз перебирал редуктор-заменил подшипники и сальники. Думал хана ему, когда редуктор провернуло и съездил купил новый, в итоге восстановил

Я зимой использовать буду мотоблок, с салидолом трудно ему будет в мороз однозначно.

Отлично! Только я бы редуктор солидолом набил. У меня 2 мотоблока с таким редуктором, один с 87 года, второй в прошлом году купил, оба набиты солидолом с завода. Тот, который 87 года в прошлом году первый раз перебирал редуктор-заменил подшипники и сальники. Думал хана ему, когда редуктор провернуло и съездил купил новый, в итоге восстановил

1. У вас точно такой редуктор ?
2. И на заводе его солидолом заполняют ?
3.Сколько солидола надо?
4 А можно литол ?
Просто задрала проблема текущих сальников .
Спасибо .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: