Почему нельзя глушить двигатель когда работает вентилятор - AUTOEXPERTUSA.RU

Почему нельзя глушить двигатель когда работает вентилятор

Глушить или нет двигатель при работающем вентиляторе?!

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Глушить или нет двигатель при работающем вентиляторе?!

    При покупке своего первого автомобиля ВАЗ 21099, продавец сказал: «НИКОГДА не глуши двигатель, пока работает вентилятор, а то заклинит!»
    Это засело (заклинило) в голове.
    Вот до сих пор, уж почитай 7или 8 лет не отступаю от наказа продавца «девятки»: не глушу двигатель, пока вентилятор охлаждения не отключится.
    В умных книжках по эксплуатации автомобилей японского производства, я такой рекомендации не встречал.
    Так что? Глушить или не глушить?

    Собственно никогда не обращаю внимания работает вентилятор или нет, глушу двигатель и всё.

    Да ну. на отечественной я допускаю, что может заклинить и что-то незаклиниевоемое, и сама 99-я сразу же развалится на составные части в течении 3-х минут, но иномарка — другое дело: ничего ей не будет.

    Кто заклинит-то? Двигатель или вентилятор? ))))

    АААААА. Как переголосовать. Нечаянно поставил галочку на «Не глушить» -а хотел на «Глушить!»

    Задай вопрос тут http://www.lada-auto.ru/quest.xml и узнаешь истину от первой инстанции)
    p.s. японцы таким не заморачиваются стопудово

    Какая разница? Венилятор включается чтобы охладить ож в радиаторе- заглушишь- ему же легче, он сам остывать начнет.

    Ну если в тазах вентилятор слышно аж в соседних кварталах понятно. А тут его не слышно и не видно. Глушу.

    Обороты не подскакивают немного во время включения вентилятора у тебя?

    Ну началось, давайте не глушить когда вентилятор жужжит, при остановке на красный — переключаться на N, трогаться на L и затем по мере разгона переключать на другие скорости.

    Есть хорошая поговорка «Не лезь в отлаженный механизм»
    Проще надо быть, и машина прослужит долго.

    А у меня когда на улице жара была — машина и не переставала вращать вентиляторы!
    Стоишь перед домом пять минут — а она все крутит и крутит.
    И что мне делать? Ждать пока бензин кончится или зима настанет? )))

    PS: термостат менять не буду, он хороший, зимой тепло )

    На 99-ой выключал двиг всяко разно, а на нынешней стоит вязко-муфта и выключаю так же не задумываясь..

    На холостых движку ваще не слыхать. Пару раз чуть не заводился на заведенном по началу. Ну а на тахометр тоже чего смотреть когда стоишь.
    PS да а вот снаруже слышно хорошо, особеноно когда кондей там релюха щелкает вклюбчит выключит

    Не надо глушить когда вентилятор не сработал и температура ОЖ максимальная, тогда лучше включить печку и остудить ДВС, потом глушить.

    вот так и делаю, подгоняясь (((((((((

    у тебя ОЖ постоянно в красной зоне?:) он говорит про перегрев, а не про рабочую температуру.

    Во во, когда температура максимальная ;)

    да неее, на 21 час температура

    Мне тоже кто-то говорил что лучше подождать секунд 15-20 пока не остановится)
    Так я на короне и делал, хз, как бэ торопиться некуда было в таких ситуациях =)))

    Как правильно глушить двигатель? (Дожидаться ли выключения вентилятора..)

    Hollywood

    Завсегдатай
    • 05.05.2005
  • #1
  • Шурик

    Профессиональный советчик
    • 05.05.2005
  • #2
  • BOSS2004

    тринадцать
    • 05.05.2005
  • #3
  • Проктолог-иллюзионист
    • 05.05.2005
  • #4
  • SARTEC

    дедушка русской авиации
    • 05.05.2005
  • #5
  • son_in_law

    Люблю ругаться за рулём!
    • 05.05.2005
  • #6
  • Ну поведёт голову наверное только если бросить машину сразу после того как проехал дольшую дистанцю на повышенных оборотах. Да и за 2 минуты остудить двигатель и ож наверное не удастся.

    А скажите кто знает что щёлкает в двигателе при прогдеве и при остывании!? Коллектор или что!?

    •Великий ковырятель •Оптимизатор-ускоритель
    • 06.05.2005
  • #7
  • я глушу не дожидаясь пока перестанет работать вентилятор. иначе немцы бы поставили какую нить красную лампочку указывающую на его работу. остановившись, в шумном, центре города, достаточно, проблематично услышать что он работает.

    почему на ауди 80 (бочка), при выключении зажигания перестает крутиться вентилятор? ведь движки у них почти одинаковые.

    2 son_in_law: щелкает кресталлическая решетка выпускного коллектора, из-за деформации при остывании.

    Old_Den

    Мастер советчик
    • 06.05.2005
  • #8
  • Я здесь живу
    • 06.05.2005
  • #9
  • igor-as

    Завсегдатай
    • 06.05.2005
  • #10
  • Siroga

    Профессиональный советчик
    • 06.05.2005
  • #11
  • Немцы давно решили эту проблему: если все исправно, то при повышении температуры при выключенном двигателе включается вентилятор, а движение ОЖ в двигателе идет естественным способом (конвекция). Так что не надо выдумывать фигню по поводу выжидания остановки вентилятора, а надо устранить неисправности. Ни в одной инструкции ни к одному авто нет такого: «дождитесь остановки вентилятора, и только потом глушите.» Просто узнать, работает ли вентилятор, довольно сложно, особенно в шумном месте, а индикатора его работы нет.

    Сей миф, по-моему, из разряда накачки шин азотом для увеличения мягкости хода и скорости — эффективность та же.

    SergeyAC

    Просто заглянул
    • 06.05.2005
  • #12
  • Фокусник

    Джентельмен удачи.
    • 06.05.2005
  • #13
  • «Я человек, ничто человеческое мне не чуждо» Теренций

    SARTEC

    дедушка русской авиации
    • 06.05.2005
  • #14
  • Yurkesch

    Просто любитель VW
    • 06.05.2005
  • #15
  • Ла-ла-ла-ла-ла-лалала
    • 07.05.2005
  • #16
  • Вот у меня вопрос к тем, кто советует дождаться выключения вентилятора: У меня нередко во время езды вентилятор не включается, а вот после 30 секунд на холостых — включается. Или-же если карлссон включился в движении, то на ХХ он выключается, потом снова включается, снова выключается. То есть температура ОЖ колеблется в пределах 5 градусов. Вы хотите сказать, что 5 градусов так критичны? К тому-же как уже говорили иногда вентилятор включается после того, как заглушил машину.

    При моём стиле езды я всегда стараюсь постоять хотя-бы минутку на ХХ перед тем как глушить мотор. но вовсе не для того. чтобы вентилятор выключился — он выключится когда ему нужно, а чтобы мотор «успокоился». Типа как не останавливайтесь сразу после того, как бежали.

    А про турбину — так там нужно дать турбине остыть. Дл ятого турботаймеры и ставят и не рекомендуют сразу глушить мотор.

    Завсегдатай
    • 07.05.2005
  • #17
  • Я здесь живу
    • 07.05.2005
  • #18
  • Фокусник

    Джентельмен удачи.
    • 07.05.2005
  • #19
  • «Я человек, ничто человеческое мне не чуждо» Теренций

    Перегрев двигателя на ходу: останавливаться или нет?

    Разбираемся, что делать, если во время движения начался перегрев мотора

    Похоже, во многие регионы средней полосы России вновь приходит жара. На столбиках термометров и приложений, показывающих погоду, отметки градусников местами уже вновь поднялись до 28 °C. А это значит, что осторожными в такую погоду должны быть не только люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы, пожилые граждане и дети, но и автомобилисты.

    Читайте также  Почему бензин попадает в масло двигателя инжектор

    И последняя категория скорей может беспокоиться не столько за свое здоровье (если она не страдает недугами, на которые влияет повышенная температура окружающей среды), сколько за техническое состояние своего автомобиля. Ведь именно в жаркую погоду чаще всего случаются перегревы мотора со всеми вытекающими из этого последствиями.

    Останавливаться или нет при перегреве двигателя? Важный вопрос!

    Если говорить кратко, то движение на автомобиле с начавшим перегреваться двигателем можно продолжить, но только при условии соблюдения определенных правил. Что это за правила, расскажем вам далее, но прежде отметим, что опытный автолюбитель, заботящийся о своем автомобиле, прежде всего сделает все возможное для того, чтобы не допустить перегрева вовсе, для чего необходимо:

    • контролировать уровень охлаждающей жидкости;
    • отслеживать разгерметизацию системы охлаждения (подтеки охлаждающей жидкости, потрескавшиеся шланги, треснутые трубки);
    • следить за тем, исправлен ли термостат ;
    • контролировать работу вентилятора охлаждения радиатора (в случае если он не включается, требуется ремонт);
    • проверять на наличие грязи и при необходимости прочищать и промывать радиатор;
    • заливать в систему охлаждения только качественную ОЖ (охлаждающую жидкость);
    • и правильно прокачивать систему при смене охлаждающей жидкости.

    Такими простыми превентивными мерами можно минимизировать проблемы с охлаждением и свести процент внезапного перегрева двигателя до минимума.

    Впрочем, хоть риски и можно снизить, но избежать при некоторых обстоятельствах их может и не получиться. Например:

    • при температуре окружающей среды свыше 30 градусов в тени;
    • в глухой дорожной пробке, с частыми троганиями и остановками;
    • при интенсивном «спортивном» стиле вождения в городе.

    В этом случае пригодятся правила, которыми не пренебрегают опытные водители.

    Следите за показателем датчика температуры

    Указатель температуры, особенно аналоговый, стрелочный, — незаменимый прибор в автомобиле и в жару, и в холод. Посматривайте на показатели датчика, если считаете, что двигатель автомобиля может закипеть. Следите за тем, чтобы датчик отображал актуальные показатели температурного режима, был исправен и «не врал».

    Также обратитесь к форумным записям и уточните, как работает прибор именно на вашей модели автомобиля. Дело в том, что на некоторых моделях авто он может несколько искажать показания и перегрев начнется до того, как датчик скакнет в красную зону.

    Цифровые датчики температуры двигателя не так хороши, как аналоговые, но лучше, чем ничего.

    Как правило, рабочая температура двигателя составляет около 90-100 градусов Цельсия. На некоторых приборах, например на электронном датчике, цифровой шкалы может и не быть. Тогда ориентируйтесь по тому, что указатель находится в средней части индикатора. Обычно производителями в этом промежутке закладывается оптимальная рабочая температура двигателя.

    Любое отклонение от привычных показателей должно настораживать и заставить водителя быть начеку.

    Для быстрой диагностики и предотвращения возможного перегрева необходимо:

    Во-первых, остановиться и проверить уровень охлаждающей жидкости, как только заметите повышение температуры. Это стоит делать визуально через прозрачный пластик расширительного бачка.

    Внимание! Не открывайте крышку расширительного бачка, особенно при серьезном повышении температуры (закипании антифриза), для проверки уровня, если жидкость находится в расширительном бачке.

    Кипящий антифриз под давлением обязательно выбросит через открытую крышку, и в таком случае повезет, если серьезные ожоги окажутся только на руке!

    По правилам безопасности, крышку бачка или радиатора можно открывать только тогда, когда двигатель остыл и давление в системе упало.

    Если антифриза в бачке не видно, открывать бачок для долива можно исключительно используя тряпку из плотной материи и очень аккуратно, постепенно стравливая оставшееся давление через крышку, приоткрывая ее на небольшой оборот раз за разом. Берегите при этом лицо и глаза, будучи готовым отскочить в сторону в любой момент.

    Во-вторых, проверьте течи под машиной и на трубках системы охлаждения. Система может быть повреждена, что станет причиной низкого уровня охлаждающей жидкости. Например, жидкость может выплеснуться наружу через прохудившуюся прокладку помпы.

    В последнем примере вариантов, кроме как заглушить мотор и вызвать эвакуатор или тащить машину на «галстуке», нет.

    В-третьих, доливать нужно только теплый антифриз (обратите внимание, чтобы он был одного класса с тем, который залит в систему). В противном случае, если произойдет сильный перепад температур, может повести трубки или потрескаются шланги.

    Впрочем, в жару охлаждайка в багажнике точно будет достаточно теплой.

    Если причина оказалась не в этом или это не помогло, придется выбрать из двух вариантов: обратиться за помощью или продолжить движение и бороться с повышающейся температурой.

    С перегревом можно бороться включением печки

    Самый эффективный способ охлаждения двигателя — это включить обогрев салона на максимум. При этом нужно не просто выставить максимальную температуру, но и включить обдув на max.

    Чтобы самому не задохнуться от жары, открываем все окна настежь. Обычно этот трюк помогает, и если это так, то вы увидите, как на глазах стрелка температуры пойдет в сторону снижения.

    НО! Если это не помогло, значит, повреждение системы охлаждения или двигателя серьезное и в этом случае рекомендуется прекратить движение, заглушить мотор и вызвать помощь.

    Как двигаться с перегревающимся мотором?

    Главная задача здесь — выбирать путь в автосервис или до дома без пробок и желательно вне города, где меньше светофоров. Да, он может быть длиннее, но главная задача сейчас — создать максимально активный поток набегающего воздуха. А если стоять в пробке, его точно будет недостаточно.

    Принцип довольно прост: чем быстрее мы едем (70-80, 90 км/ч, не более), тем эффективнее будет остывать двигатель.

    Если температура двигателя упадет до нормального уровня, включите кондиционер и закройте окна. Вентилятор кондиционера также может немного охладить двигатель, но в первую очередь он охладит пассажиров. Таким образом можно двигаться по скоростной автомагистрали с постоянной скоростью примерно 90-100 км/ч, избегая резких ускорений и обгонов.

    Если проблема была в уровне жидкости, стоит время от времени останавливаться и проверять ее уровень. При необходимости доливать, выключив двигатель и дав ему остыть. Да, это долго, но зато безопасно для вас!

    Если проблема оказалась в вентиляторе (он не работает), тогда останавливаться смысла нет, нужно продолжать движение.

    Если температура все же держится

    Вариантов немного. Лучший — остановиться, заглушить мотор и поставить машину на эвакуатор.

    Еще один способ для отчаявшихся — остановиться, открыть капот, охладить машину и подождать до вечера/ночи. Вождение ночью выгодно тем, что температура значительно ниже, а движение по дорогам намного меньше.

    Но и здесь нужно следить за режимом. Если все равно «температурит», выполняем пункт первый — вызываем эвакуатор.

    Как правильно заглушить двигатель автомобиля и почему нельзя сразу глушить турбированный двигатель

    Начнем с того, что резкая остановка разогретого двигателя после активной езды на высоких оборотах или эксплуатации мотора в нагруженном режиме может стать причиной серьезных поломок силового агрегата. Глушить двигатель сразу в подобной ситуации не рекомендуется как в случае с атмосферными ДВС, так и в случае необходимости быстрой остановки бензинового или дизельного двигателя с турбонаддувом.

    Читайте также  Почему воздух в системе охлаждения двигателя

    Дело в том, что если резко заглушить горячий двигатель, значительно возрастает риск локального перегрева силовой установки. Давайте рассмотрим, как правильно заглушить двигатель с турбиной и атмосферный вариант, а также ответим на вопрос, можно ли глушить двигатель при работающем вентиляторе.

    Почему нельзя сразу глушить мотор

    Давайте представим стандартную ситуацию, когда поездка завершилась и водитель принял решение заглушить двигатель автомобиля. Общий алгоритм действий прост и понятен: после снижения скорости выжать сцепление на МКПП, перевести рычаг выбора передачи в нейтраль, нажать на педаль тормоза, дернуть «ручник». Все, теперь можно глушить двигатель. В случае с коробкой «автомат» достаточно нажать на тормоз и остановить машину, после чего перевести рычаг КПП в положение «P» и поставить авто на стояночный тормоз. Мотор теперь может быть остановлен. Данные действия у многих водителей доведены до автоматизма, на их выполнение требуется всего несколько секунд.

    Достаточно вспомнить принцип работы системы охлаждения: ОЖ в каналах циркулирует тогда, когда мотор работает. Охлаждающая жидкость перемещается по каналам рубашки охлаждения благодаря работе водяного насоса (помпы), который, в свою очередь, приводится в действие от двигателя. По этой причине следует глушить атмосферный двигатель не ранее, чем через 10-30 секунд после работы на холостых.

    Как правильно глушить дизельный двигатель с турбиной и бензиновый турбомотор

    Если силовой агрегат оснащен системой турбонаддува, тогда глушить такой двигатель сразу крайне нежелательно. Данное требование справедливо как для дизелей, так и для бензиновых авто. Более того, режим нагрузок на ДВС не имеет большого значения.

    Игнорирование данного правила приводит не только к локальным перегревам мотора, но и добавляются возможные поломки турбокомпрессора, значительное сокращение его ресурса и т.д. Проблема заключается в том, что турбина работает за счет потока выхлопных газов и сильно разогревается от контакта с ними. Если резко заглушить двигатель, произойдет остановка горячего турбокомпрессора. В результате подача моторного масла, которое смазывает и охлаждает подшипники турбины, полностью прекращается. Инерционного вращения турбокомпрессора после остановки мотора достаточно для работы практически «на сухую». Получается, температура турбины сильно повышается, смазка подшипников турбины происходит только за счет остаточного масла в самом турбокомпрессоре. Под воздействием высоких температур и нагрузок остаточное масло коксуется, страдают от износа механические элементы турбонагнетателя.

    С учетом вышесказанного турбомоторы нужно глушить только после того, как двигатель поработает в режиме холостого хода от 60 секунд до 2-3 минут. За это время температура турбины снижается, так как интенсивность и температура потока выхлопных газов на холостом ходу минимальна. Любой автомобиль рекомендуют глушить не ранее десяти секунд после полной остановки транспортного средства, это относится к любым типам двигателей и автомобилям.

    Защита двигателя и турбины от перегрева после остановки

    На профильных автофорумах многие интересуются, почему на заглушенном двигателе работает вентилятор. Также новоиспеченные обладатели турбомоторов часто поднимают тему: «не могу заглушить двигатель ключом». Чтобы было понятно, большинство современных авто имеют штатную защиту. Например, если сразу остановить горячий двигатель, тогда:

    • после остановки ДВС возрастает риск локального перегрева ЦПГ и других элементов двигателя;
    • если на улице температура воздуха отрицательная, тогда на горячий двигатель будет воздействовать резкий температурный перепад;

    Как перегрев, так и быстрое неравномерное охлаждение может привести к повреждениям различных деталей агрегата (поршни, кольца, ГБЦ и т.д.). По этой причине вентилятор системы охлаждения двигателя может работать некоторое время после остановки мотора, питаясь от АКБ. Данное решение позволяет охладить двигатель, минимизируя возможные последствия.

    Если иначе, мотор будет остановлен не сразу после того, как ключ был вынут из замка зажигания. Такое решение является «страховкой» на тот случай, если водитель после езды забыл дать поработать дизельному мотору или бензиновому агрегату на холостых. Также установка турботаймера позволяет водителю сразу выйти из автомобиля и поставить его в режим охраны, не дожидаясь определенного времени, чтобы охладить турбину. Главным недостатком можно считать необходимость ставить автомобиль на «ручник» на авто с МКПП, что может привести к подмерзанию задних тормозных колодок в зимний период после длительной стоянки.

    Полезные советы и рекомендации

    Хотелось бы отметить, что различные производители могут усложнять описанные выше системы защиты, комбинируя тот или иной способ, дорабатывая охлаждение двигателя и турбокомпрессора. При этом нужно всегда помнить, что опасность после резкой остановки мотора присутствует всегда. По этой причине целесообразно не глушить агрегат сразу после остановки при такой возможности. Особенно это актуально для всех ДВС применительно к зимнему периоду эксплуатации, а также для агрегатов с турбиной без турботаймера. Также не рекомендуется глушить двигатель при работающем вентиляторе, так как это указывает на значительный нагрев и стремление системы охлаждения снизить температуру.Еще одним нюансом является аварийная остановка мотора в случае перегрева. Нельзя сразу глушить такой агрегат, так как это может привести к заклиниванию, деформации ГБЦ и т.д.

    Если этого не сделать, тогда возможными последствиями может стать ситуация, когда водитель остановил машину, заглушил двигатель, завелся и мотор заклинило. Еще одним вариантом является такой, когда после немедленной остановки перегретого двигателя мотор стартером больше не проворачивается.

    Обороты и мотресурс двигателя. Недостатки езды на низких и высоких оборотах. На каком количестве оборотов мотора ездить лучше всего. Советы и рекомендации.

    Для чего охлаждать турбину перед остановкой двигателя. Особенности работы турбокомпрессора, температура выхлопных газов, охлаждение моторным маслом.

    Что представляет собой двигатель с наддувом и чем отличается от атмосферного. Основные преимущества и недостатки турбированных ДВС. Какой мотор выбрать.

    От чего зависит срок службы турбонагнетателя дизельного ДВС. Особенности и рекомендации касательно эксплуатации и ремонта турбин с изменяемой геометрией.

    Особенности установки ГБО на мотор с турбонаддувом. Какое газобалонное оборудование лучше ставить на двигатели с турбиной. Советы и рекомендации.

    Возможность установки турбокомпрессора на двигатель с карбюратором. Основные преимущества и недостатки турбонаддува на карбюраторном авто.

    Почему даже атмосферный мотор нельзя сразу глушить после поездки

    О том, что после поездки в бодром темпе имеет смысл дать турбированному мотору поработать на холостых оборотах пару-тройку минут, знает львиная доля водителей таких машин. Однако на самом деле многое зависит от марки, модели и возраста автомобиля.

    Практически во всех случаях крыльчатка турбины может раскручиваться до 10 000 и больше оборотов в минуту. Когда же вы выключаете турбодвигатель, ротор сразу не останавливается, продолжая какое-то время вращаться под действием инерции. В этот момент раскаленный узел перестает смазываться маслом, и это провоцирует целый ряд поломок из-за неравномерного температурного расширения. Наиболее часто вращение ротора без подачи масла под давлением провоцирует появление задиров. Плюс к тому, поскольку масло перестает подаваться, тепло уходит в подшипниковый узел, где остатки смазки начинают закоксовываться.

    На основательно подержанных иномарках с турбомоторами дать силовому агрегату поработать после остановки автомобиля на холостых оборотах примерно минуту — было и остается обязательным правилом. Дело в том, что на такие автораритеты в момент их выпуска еще не устанавливали хитрые системы страховки от перегрева. Речь идет в частности о турботаймерах (обеспечивают работу двигателя в течение двух-трех минут на минимальных оборотах уже после выключения зажигания), программном включении вентилятора после выключения мотора и электрических циркуляционных насосах, подающих к турбокомпрессору охлаждающую жидкость.

    Читайте также  Почему прыгают обороты двигателя

    Не секрет также, что даже сегодня большинство массовых автопроизводителей (а они тоже выпускают сегодня модели с турбомоторами) не заморачивается установкой таких охлаждающих систем. Более того, если ваш автомобиль ультрасовременен и относится к премиальному или люксовому классу и соответственно практически наверняка оснащен такими ноу-хау, дать мотору поработать после интенсивной езды по бездорожью или трассе все равно нужно. Как ни крути, движение под нагрузкой требует более обстоятельного охлаждения силовой линии.

    А что же с атмосферниками, в которых турбина отсутствует? Вопреки расхожему мнению, таким силовым агрегатам также требуется дать поработать на холостых пару минут прежде, чем вы заглушите мотор. В противном случае вы как минимум спровоцируете ускоренную деградацию моторного масла.

    Ведь что происходит, когда вы выключаете атмосферный двигатель, который до этого от души крутили на высоких оборотах? Остановившаяся помпа перестает качать охлаждающую жидкость, соответственно антифриз перестает циркулировать по системе. Масло же, осевшее на трущихся деталях, испытает в этом случае локальный перегрев или, попросту говоря, начнет пригорать. В итоге на раскаленной поверхности рабочих деталей образуются нагары масла. Таким образом активизируется процесс закоксовывания системы, когда нагар буквально облепляет все и вся в цилиндре, начиная от поршня и заканчивая головкой блока.

    Частично риск локального перегрева призван снизить электровентилятор системы охлаждения, реализованный на большинстве современных автомобилей. Опытные водители прекрасно осведомлены об алгоритме работы такого узла — мотор выключен, но вентилятор продолжает крутиться. Однако здесь тоже есть определенные нюансы. Например, во многих автомобильных мануалах оговаривается, что глушить двигатель с включенным вентилятором нельзя не только при движении, но и при остановке.

    И хотя практика показывает, что если вы выключите мотор при работающем вентиляторе охлаждения, то двигатель практически гарантированно не закипит, все же имеет смысл следовать инструкции и опять-таки дать мотору поработать на холостых оборотах пару-тройку минут. Примерно за это время вентилятор как раз завершит программный цикл своей работы.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: