Почему на пусковом двигателе отсутствует система смазки - AUTOEXPERTUSA.RU

Почему на пусковом двигателе отсутствует система смазки

Устройство и принцип работы системы смазки двигателя

Система смазки в двигателе необходима для уменьшения силы трения между его подвижными деталями. Дополнительно она выполняет функции охлаждения основных узлов, повышает срок их службы, защищает от коррозии, а также очищает от загрязнений (продуктов износа и нагара). Рабочей жидкостью (смазочным материалом) при этом выступает моторное масло, которое может подаваться под давлением, разбрызгиванием или самотеком. Это определяет вид, конструкцию и принцип работы системы.

  1. Устройство системы смазки автомобильного двигателя
  2. Принцип работы и виды систем смазки
  3. Как работает комбинированная система смазки с мокрым картером
  4. Уровень масла и его значение
  5. Отличия систем смазки бензинового и дизельного двигателя

Устройство системы смазки автомобильного двигателя

Главной задачей системы смазки является обеспечение масляной пленки на соприкасающихся подвижных деталях автомобильного двигателя. Это позволяет снизить потери мощности и износ силового агрегата. Помимо этого, масло, подаваемое системой, используется в гидрокомпенсаторах, гидронатяжителях и в механизмах регулирования фаз газораспределения. В общем устройстве автомобиля смазочная система интегрирована в конструкцию двигателя и состоит из следующих элементов:

  • Заливная горловина – через нее выполняется заливка или доливка масла.
  • Поддон картера – представляет собой нижнюю часть корпуса двигателя, наполненную маслом. Для правильной работы двигателя количество рабочей жидкости в поддоне должно быть на определенном уровне, что измеряется при помощи различных датчиков и приспособлений (щупа). В поддоне скапливаются не только излишки масла, стекающие из механизмов двигателя, но и загрязнения, образующиеся в процессе работы. Также на поддоне расположено сливное отверстие и пробка в виде болта с шайбой. При замене масла пробку необходимо заменить вместе с шайбой.
  • Маслозаборник – представляет собой конструкцию из патрубка, идущего от поддона к насосу, и фильтра грубой очистки.
  • Масляный насос – всасывает смазку при помощи маслозаборника из поддона и подает ее в систему. Он запускается и отключается одновременно с двигателем. В качестве привода может выступать коленвал, распредвал или вспомогательный приводной вал. Как правило, в автомобилях для перекачки масла применяются два типа насосов: шестеренчатые (более популярные) и роторные.
  • Масляный фильтр. Устанавливается на входе в насос и предназначен для очистки рабочей жидкости от стружки и нагара. Бывают двух типов – разборные (при загрязнении фильтра меняется лишь фильтрующий элемент) и неразборные (меняется весь фильтр).
  • Масляный радиатор. Поскольку рабочая жидкость в системе смазки также осуществляет охлаждение, для снижения ее собственной температуры она проходит через радиатор. Последний, в свою очередь, охлаждается жидкостью системы охлаждения.
  • Магистрали и каналы – по ним движется масло от одного узла к другому.
  • Масляные форсунки. Используются для подачи масла на стенки цилиндров и поршни.
  • Датчики давления, температуры и уровня масла – подают сигналы на электронный блок управления двигателем, передавая данные о состоянии системы смазки и режиме работы двигателя.
  • Клапаны (перепускные и редукционные). Позволяют автоматизировать контроль давления масла и управлять его подачей в систему. Такие клапаны монтируются вблизи ведущих элементов системы (насоса, основных узлов двигателя, фильтра).

В некоторых моделях двигателей датчики и радиатор могут отсутствовать. При этом охлаждение масла происходит непосредственно в поддоне картера.

Принцип работы и виды систем смазки

Все смазочные системы разделяют на две основные группы: с «сухим» и с «мокрым» картером. Последняя более популярна, благодаря простоте реализации. С другой стороны конструкции с «мокрым» картером склонны к таким проблемам, как вспенивание и расплескивание моторного масла , приводящее к перепадам уровня. В этом случае его подача в систему может быть нестабильной.

Системы смазки с «сухим» и «мокрым» картером

Отличительной чертой «сухих» систем является наличие отдельного бака, в котором хранится моторное масло. Моторное масло после поступления в двигатель стекает в поддон, но не накапливается в нем, а перекачивается назад в бак дополнительным насосом. Картер в таком случае всегда остается сухим.

Эта конструкция сложнее и дороже в изготовлении, однако, позволяет уменьшить высоту двигателя и обеспечивает надежную смазку при движении автомобиля по наклонным поверхностям. Это определило сферу применения систем с «сухим» картером – преимущественно в автомобилях высокой проходимости и спецтехнике.

Принципиально масло может подаваться к основным узлам двигателя тремя способами:

  • Под давлением. Масло подается принудительно ко всем узлам двигателя при помощи насоса.
  • Разбрызгиванием или самотеком. Подача выполняется под действием центробежной силы вращающихся деталей двигателя. При этом масло разделяется на мелкие частички, внешне похожие на масляный туман. Благодаря этому смазка заполняет все пространство между деталями мотора и оседает на их поверхности.
  • Частично под давлением и частично самотеком (комбинированный метод). В этом случае масло к наиболее важным узлам осуществляется под давлением, а для всей остальной конструкции разбрызгиванием.

В современном автомобилестроении практически всегда применяют комбинированный способ, поскольку он позволяет более экономно расходовать смазочные материалы и при этом гарантирует своевременную смазку основных деталей.

Как работает комбинированная система смазки с мокрым картером

Процесс смазки двигателя представляет собой повторяющийся цикл. Он состоит из следующих этапов:

  • В момент запуска двигателя приводится в действие масляный насос.
  • Маслозаборник начинает всасывать масло из поддона картера, выполняя грубую очистку.
  • На входе в насос масло проходит через масляный фильтр, где выполняется тонкая очистка.
  • Из насоса по магистралям масло подается на такие узлы двигателя как подшипники (вкладыши) коленвала, опоры распредвала, поршневые кольца, а также на рабочую поверхность цилиндров. Для этого в системе могут быть установлены специальные форсунки или просто выполнены отверстия в блоке.
  • Излишки масла, подаваемой на основные узлы, стекают через специальные зазоры на кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Их движущиеся элементы выполняют разбрызгивание рабочей жидкости, что обеспечивает ее попадание на остальные детали двигателя.
  • Масло стекает обратно в поддон картера, смывая с деталей мотора металлическую стружку, нагар и другие загрязнения.
  • После этого цикл повторяется.

Давление масла в системе может находиться в пределах от 0,2 МПа до 1,6 МПа.

Уровень масла и его значение

Для разных типов двигателей требуется различный объем масла в системе. В конструкциях с «мокрым» картером минимальное и максимальное значение уровня рабочей жидкости определяется при помощи специального щупа, который расположен на блоке цилиндров. Он имеет две метки «min» и «max».

Проверку уровня масла в системе выполняют на заглушенном двигателе после того, как он проработал некоторое время. В этом случае оно достаточно прогревается и стекает в поддон. Щуп вытаскивают, протирают тряпкой (ветошью) и погружают обратно в поддон. Далее достают повторно и проверяют уровень. Если масло, попавшее при этом на щуп, выходит за пределы максимального или минимального значения необходима доливка или слив масла. Также этот способ позволяет определить состояние и степень загрязнения.

В зависимости от вида и мощности мотора объем масла в системе смазки может быть от 3,5 до 7,5 литров.

Отличия систем смазки бензинового и дизельного двигателя

Особых конструктивных различий в смазочных системах бензинового и дизельного моторов нет. Однако, поскольку работа дизельного двигателя связана с более высокими температурами, основным отличием является используемое моторное масло. Базовая основа дизельного масла аналогична используемой в бензиновых моторных маслах, но имеет другой пакет присадок, которые позволяют обеспечить ей следующие функции:

  • Высокую моющую способность – дизельные двигатели склонны к обильному образованию сажи, а потому требуют интенсивной очистки.
  • Устойчивость к окислению – из-за высокой степени сжатия, в картер дизеля могут проникать отработавшие газы, что приводит к окислению моторного масла и более быстрой выработке его ресурса.

Масло, используемое в смазочной системе, может быть синтетическим, минеральным или полусинтетическим. В зависимости от того, какой тип используется, определяют сроки его замены.

Максимально долго служат синтетическое и полусинтетическое масло, которые при нормальных условиях эксплуатации не требуют обновления до 10-15 тысяч километров пробега.

Минеральные масла служат около 5 тысяч километров пробега.

Система смазки является неотъемлемой частью любого двигателя, обеспечивающей его работоспособность. Очень важно проводить своевременный техосмотр, контролировать уровень и состояние масла.

Читайте также  Почему низкая температура двигателя

Почему на пусковом двигателе отсутствует система смазки

Итого: 0
( 0 позиций )

  • Главная
  • Новости
  • Неисправности системы смазки двигателя: почему возникают и как избежать.

В процессе эксплуатации автомобиля на двигатель и систему смазки приходится повышенная нагрузка, что приводит к различного рода поломкам. Устранение таких неисправностей неизменно потребует вскрытия двигателя и проведения дорогостоящего ремонта. В этой статье мы расскажем вам о том, какие бывают неисправности системы смазки двигателя внутреннего сгорания.

Основное назначение системы смазки в двигателе

Масло не только обеспечивает правильную работу подвижных механических частей силового агрегата, но и отвечает за охлаждение двигателя. Сегодня в современных моторах, которые работают с максимальной нагрузкой, именно система смазки позволяет обеспечить беспроблемную эксплуатацию силового агрегата. К качеству масла предъявляются повышенные требования, поэтому большинство современных моторов используют синтетические составы, которые отличаются долговечностью, способны работать при существенных нагрузках и длительное время сохраняют свои эксплуатационные характеристики. Сама система смазки работает с повышенным давлением, что позволяет быстро прокачивать по двигателю рабочую жидкость, обеспечивая его смазку и быстрое охлаждение.

Качественное синтетическое масло создает на подвижных элементах двигателя тонкую плёнку, снижающую трение, обеспечивает охлаждение и быстрый отвод продуктов износа. Без такого качественного охлаждения двигатель будет быстро перегреваться, а без тонкой пленки существенно повышается трение, что приводит к повышенному износу деталей. Именно поэтому качеству самого масла и правильности работы системы смазки необходимо уделить должное внимание.

Такая система смазки состоит из следующих компонентов:

2. Масляный насос.

4. Каналы, по которым осуществляется движение рабочей жидкости.

Встроенные датчики контролируют как температуру масла, так и давление в системе, что позволяет определить возможные неисправности системы смазки. Большинство современных двигателей также имеют дополнительный радиатор для охлаждения масла, что позволяет существенно снизить рабочую температуру жидкости, улучшая охлаждение мотора. Привод насоса может выполняться с помощью ремня или же цепи. В последние годы наибольшей популярностью стал пользоваться цепной привод, который чрезвычайно долговечен, прочен и не требует какого-либо обслуживания в процессе эксплуатации.

Неисправности системы смазки

Основные неисправности системы смазки двигателя автомобиля выражаются в изменении давления в системе. Современные автомобили имеют соответствующие датчики, которые позволяют определять такое изменение давления, с выдачей на приборной панели или экране бортового компьютера соответствующего предупреждения о наличии поломки.

Эксплуатация автомобиля с проблемами системы смазки не рекомендована, так как подобное приводит к быстрому износу силового агрегата и появлению поломок, устранение которых потребует выполнения дорогостоящего капитального ремонта. Именно поэтому при первых признаках неисправности системы смазки и при появлении соответствующего предупреждения необходимо перевезти на эвакуаторе автомобиль в сервисный центр и устранить имеющиеся поломки. Это и позволит существенно снизить расходы на эксплуатацию и ремонт машины.

Засорение фильтров тонкой и грубой очистки масла также может привести к появлению определенных отказов и неисправностей системы смазки. Именно поэтому при появлении характерных симптомов в первую очередь следует проверить состояние фильтров, которые могут забиваться, что и приводит к масляному голоданию двигателя. В данном случае ремонт заключается в замене масла и фильтрующих элементов, что позволяет решить имеющиеся проблемы.

На моторах, пробег которых превышает 100 000 километров, появляются проблемы в работе системы смазки, которые обусловлены засорением вентиляции картера. Такие поломки характерны для мощных шестицилиндровых двигателей, на которые в процессе эксплуатации приходится повышенная нагрузка, что и приводит к возникновению неисправностей. Ремонт системы смазки в данном случае заключается в замене соответствующей системы вентиляции, которая может меняться вместе с клапанной крышкой.

Используем качественное масло и вовремя его меняем

Использование некачественного масла или же не своевременное проведение сервисных работ также приводит к проблемам со смазкой двигателя. Именно от качества моторного масла зачастую зависит беспроблемность эксплуатации силового агрегата. При использовании некачественной смазки появляются посторонние отложения, двигатель закоксовывается, появляется масляное голодание, что, в конечном счете, приводит к необходимости капитального ремонта мотора. Именно поэтому следует полностью соблюдать требования автопроизводителей в части используемого допуска масла и проводить регулярные сервисные работы с двигателем автомобиля.

Конструктивные особенности двигателя, как причина поломки системы смазки

В отдельных случаях причиной проблем с системой смазки двигателя являются конструктивные особенности силового агрегата. Так, например, у отдельных мощных моторов в развале блока цилиндров располагаются турбины, что приводит к существенному росту температуры двигателя. Как результат, масло быстро закоксовывается, появляется недостаточное давление в системе, а, следственно, повышается износ мотора, который вскоре потребует капитального ремонта. У отдельных модификаций силовых агрегатов именно по этой причине каждые 100 000 километров требуется выполнять дорогостоящий капитальный ремонт.

Ремонт системы смазки двигателя

Расскажем поподробнее об неисправностях системы смазки и способах их устранения. Такой ремонт представляет собой определенные сложности, поэтому самостоятельно выполнить такой ремонт в большинстве случаев не представляется возможным. Специалистам для устранения подобных неисправностей необходимо будет вскрыть двигатель, определить причину неисправности системы смазки двигателя, и заменить вышедшие из строя узлы и агрегаты. Стоимость ремонта в каждом конкретном случае будет различаться. Так, например, если причиной поломки является забившийся фильтр, то подобный ремонт будет иметь доступную стоимость. А вот если по причине масляного голодания появился износ поршневой группы или заклинило коленвал, то такой ремонт по своей стоимости будет практически сопоставим с покупкой нового двигателя.

Как вы можете видеть, устранение подобных неполадок системы смазки двигателя отличается сложностью и имеет высокую стоимость. Именно поэтому необходимо регулярно проводить соответствующие сервисные работы, менять масло и использовать исключительно смазку с допуском производителя. Это и станет профилактикой подобных поломок и сократит издержки автовладельца на эксплуатацию его автомобиля. Если же появились первые признаки неисправности системы смазки, затягивать с ремонтом не рекомендуется. Чем раньше вы обратитесь в соответствующие СТО, тем проще и дешевле устранить такую поломку.

НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Опыт эксплуатации двигателей М701 показывает, что их система смазки работает надежно и ее отказы происходят весьма редко. Такая высокая надежность системы смазки объясняется простотой схемы и конст­рукции агрегатов, их хорошей доведенностью, неболь­шим количеством соединяющих трубопроводов и доста­точно эффективным воздушным охлаждением подшип­ника турбины, что практически исключает коксование масла.

Неисправности системы смазки являются в основном следствием нарушений правил технического обслужива­ния двигателей. Основными из этих нарушений явля­ются:

неплотное закрытие крышки маслозаливной горло­вины или выпуск самолета в полет с незакрытой крышкой;

неправильная контровка и неплотная затяжка раз­личных соединений маслосистемы;

повреждение уплотнительных прокладок, резьбы, ниппелей при монтаже;

некачественная затяжка отбортовочных хомутов трубопроводов, что приводит к их вибрации и после­дующему разрушению;

неправильная сборка маслофильтров;

попадание песка, пыли пли воды в масло при за­правке;

неполная расконсервация вновь устанавливаемых узлов и гаек, что может приводить к закупорке консер — вационной смазкой масляных жиклеров и нарушению работы системы смазки.

Признаками нарушения нормальной работы систе­мы смазки являются обычно повышение или понижение давления или температуры масла, а также увеличение его расхода.

Падение давления масла происходит из-за уменьше­ния количества масла, разрушения деталей маслонасо — са, засорения маслофильтров, отказа редукционного клапана или заклинивания заборника масла.

Одной из причин падения давления масла является уменьшение его количества вследствие либо недоста­точной заправки, либо выбивания через незакрытую или плохо закрытую заливную горловину. Для предупреж­дения подобного дефекта необходимо каждый раз при проведении заправочных работ проверять надежность закрытия крышек заправочных горловин и следить за соответствием давления масла нормам ТУ.

Для исключения засорения масляных фильтров не­обходимо их промывать в строгом соответствии с тре­бованиями регламента технической эксплуатации.

В случае нарушения регулировки редукционного кла­пана необходимо отрегулировать давление масла с по­мощью регулировочного винта.

Во всех случаях прежде, чем искать причину паде­ния давления масла (или увеличения), следует убедить­ся в исправности манометра. Падение давления масла при эволюциях самолета возможно из-за заклинивания заборника или отказа клапанов отрицательных пере­грузок. В этих случаях нужна замена двигателя.

Увеличение давления масла возможно вследствие нарушения регулировки редукционного клапана, нару­шения суфлирования масляной системы или заправки маслоспстемы маслом с повышенной вязкостью. Устра­нение этой неисправности также надо начинать с про­верки приборов и, если необходимо, их замены или кор­ректировки. Если показания приборов правильные, то необходимо отрегулировать редукционный клапан.

Читайте также  Почему фольксваген поло двигатель стучать

Незначительное (на 0,2…0,3 кгс/см2) увеличение дав­ления масла возможно из-за закупорки резиновой труб­ки бйчка суфлирования вследствие ее расслоения по внутренней поверхности.

При небрежной постановке трубки кусочки резины перекрывают внутреннюю ее полость и прекращается суфлирование масляной системы. Этот дефект сопро­вождается увеличением расхода масла.

Повышение температуры масла больше допустимой величины может происходить из-за уменьшения цирку­

ляции масла вследствие недостаточного количества масла или закупорки жиклеров (форсунок), из-за про­рыва горячих газов в масляную систему или же из-за разрушения подшипников трансмиссии. Во всех этих случаях двигатель подлежит замене.

Понижение температуры масла возможно только в случае попадания в масляную систему топлива или АМГ-10 вследствие негерметичности уплотнений рессор агрегатов или негерметичности топливно-масляного радиатора в кожухе топливного фильтра. Понижение температуры масла всегда сопровождается повышением (переполнением) уровня масла в баке, при этом масло может выбивать через трубку суфлирования подшип­ника турбины, что обнаруживается по появлению бело­го дыма на выходе из реактивного сопла.

Повышенный расход масла может происходить вследствие утечки масла из системы из-за негерметич­ности соединений, нарушения работы уплотнений под­шипников трансмиссии, а также из-за повышенного вы­броса масла в атмосферу через систему суфлирования.

Утечка масла из-за негерметичности соединений об­наруживается обычно по обмасливанию деталей и уст­раняется путем затяжки этих соединений или замены уплотнений. В отдельных случаях негерметичность мо­жет быть следствием перезатяжки соединения и разру­шения уплотнительной прокладки (например, кран сли­ва масла). В этом случае необходимо заменить про­кладку. В случае утечки масла в соединениях внут­ренних маслопроводов или износа масляных лабирин­тов, что выявляется по белому дыму на выходе из соп­ла двигателя, дефект устраняется заменой двигателя. Из-за износа лабиринтного уплотнения переднего под­шипника масло попадает в компрессор, а оттуда вместе с воздухом в кабину летчика. Если в кабине появились пары масла (дым) и будет установлено, что масло про­никает через лабиринтное уплотнение, то необходимо увеличить диаметр воздушного жиклера, подающего воздух в лабиринтное уплотнение. Следует, однако, учи­тывать, что при значительном увеличении диаметра по­вышается давление воздуха в коробке агрегатов и воз­можно выбрасывание масла через жиклер. При невоз­можности отрегулировать нормальную работу уплотне­ния переднего подшипника двигатель необходимо напра­вить в ремонт.

Причины неисправности системы смазки двигателя

Своевременная смазка всех систем двигателя дает возможность полноценно эксплуатировать автомобиль без возникновения каких-либо серьезных поломок.

Серьезные поломки деталей могут быть вызваны даже непродолжительной работой с недостаточным давлением масла в магистрали

Водители должны быть очень ответственными и постоянно проверять, все ли системы силового агрегата смазываются своевременно, не допуская возникновения проблем.

Причины неисправностей систем смазки мотора довольно простые, но их последствия могут быть серьезными. К основным можно отнести: износ или повреждение масляного насоса, повреждение прокладки масляного насоса, засорение масляного фильтра, слабое закрепление масляного фильтра, неисправность датчика давления масла, заедание редукционного клапана и низкий уровень масла.

Каждая из причин может привести к нарушению правил эксплуатации автомобиля, неполноценной работе силового агрегата и возникновению серьезных поломок или его полному выходу из строя.

Внешними признаками неисправностей системы смазки являются: низкое давление и повышенный расход масла. Обратив на них внимание своевременно, водители могут избежать серьезных поломок и сразу же понять, что есть проблемы со смазкой и их нужно устранять, причем, как можно быстрее.

Для смазки двигателя нужно применять масла только тех сортов, которые указаны в таблице и карте смазки автомобиля

О понижении давления масла сигнализирует соответствующая лампа на панели приборов автомобиля, после этого дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена. В этом случае стоит обратиться в сервисный центр для того, чтобы механики провели ремонтные работы или выполнить все действия самостоятельно.

Определить повышенный расход масла можно с помощью щупа. В случае выявления проблемы, также стоит найти ее причину и устранить. В противном случае полноценная эксплуатация дальше будет просто невозможной.

Причины неисправностей системы смазки двигателя и способы их ремонта весьма разнообразны. Самое главное — водители должны помнить, что своевременная смазка всех элементов мотора обуславливает его продолжительный срок работы, без возникновения каких-либо нареканий и проблем.

Неисправен датчик или указатель давления масла. В случае выявления такой поломки, процесс ремонта будет крайне простым и доступным. Достаточно будет просто заменить соответствующий датчик или указатель давления масла. Как правило, после замены этих элементов все проблемы и неприятности исчезают, а водители могут продолжать эксплуатацию машины.

Уход за системой смазки заключается в проверке качества и поддержания уровня масла в картере, периодической и сезонной сменах масла, проверке состояния и работы фильтра тонкой очистки и смене его фильтрующего элемента

Вязкость масла, которое заливается в мотор, тоже играет очень важную роль. Так, слишком вязкое масло может привести к тому, что смазка элементов будет выполняться неравномерно. Решить проблему можно только путем сливания остатков вязкого масла, промывки мотора и заливанием новой жидкости, вязкость которой будет подобрана в соответствии с рекомендациями производителей, указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Если масло расходуется по другим причинам, то недостаточное его количество тоже может негативно сказаться на осуществлении смазки элементов мотора. В этом случае водителям стоит регулярно наблюдать за уровнем масла и при необходимости осуществлять доливку жидкости.

Чтобы масло не вытекало в местах выхода концов коленчатого вала, используют маслоотражатели разной конструкции, сальники и упругие резиновые кольца — манжеты

Повышенный расход масла в первую очередь зависит от двух вещей: состояние направляющих клапанов и поршневых колец. Если направляющие клапанов изношены, есть слишком большой зазор между ними и штоками клапанов или маслоотражательные колпачки потеряли эластичность, имеют трещины, отсутствуют, повреждены или неправильно установлены, поршни двигателя будут всасывать масло вниз по направляющим в цилиндры.

Двигатель в этом случае может работать так, как положено, но потреблять большее количество масла, а значит для поддержания его работы нужно будет постоянно добавлять жидкость.

Перед установкой нового фильтра резиновое кольцо под ним слегка смазывают маслом

Заключение. Смазка силового агрегата является очень важным моментом. Водители должны быть уверены в том, что она выполняется своевременно. В противном случае избежать поломок просто не удастся. Стоит помнить, что далеко не всегда мотор можно отремонтировать, иногда его приходится менять на контрактный, а это слишком дорогостоящий ремонт.

Почему пропало давление масла в двигателе? Как его искать?

Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу, почему пропало давление масла в двигателе и приведу пошаговый алгоритм по поиску причины этого. Рассматривать будем самые распространенные двигатели — ВАЗ, ЗМЗ и УМЗ, но сам алгоритм приемлем к любому двигателю внутреннего сгорания.

Как проявляется потеря давления?

Перед каждым запуском двигателя мы наблюдаем моргание сигнальных лампочек на приборной панели. О низком давлении масла сигнализирует вот эта лампа:

В нормальных условиях, она погаснет спустя 2-3 секунды после запуска двигателя.

Если это не произошло, или, ещё хуже, лампа загорелась в процессе движения это повод насторожиться.

Контрольная лампа отсутствия давления в системе смазки загорается при снижении давления меньше 0.7 кг/см. В исправной системе смазки такое давление будет поддерживаться даже на оборотах холостого хода.

Если лампа загорелась на холостом ходу, на прогретом двигателе, допустимо выполнить перегазовку. Если, при повышении оборотов, лампа тухнет, можно доехать до места ремонта без печальных последствий. Если лампа не тухнет, даже при перегазовке, лучше вызвать буксир или эвакуатор.

Если поездить на автомобиле без давления в системе смазки, сначала у вас застучат гидрокомпенсаторы, а чуть позже выплавляется, вкладыши на коленчатом валу или двигатель заклинит.

Езда без давления в системе смазки это гарантированный путь на сервис для капитального ремонта двигателя или замены его контрактным.

Как устроена система смазки?

Проще всего понять устройство системы смазки двигателя, посмотрев вот это видео:

Как видно, насос, из картера забирает масло и, через фильтр, подаёт его на шейки коленчатого и распределительного вала, а стенки цилиндров, приводные шестерни и днища поршней смазываются и охлаждаются посредством разбрызгивания. Никаких космических технологий, все просто.

Читайте также  Почему двигатель не сразу заводится

На всех двигателях, которые я видел, датчики давления масла располагались после масляного фильтра. Сделано это для большей надёжности и снижения вероятности засорения.

Как измеряется давление масла?

Существует два типа датчиков — индикаторный для лампы, о том, что давление ниже критического, и измерительный для числовой индикации.

Вот так устроен индикаторный датчик:

Как видите, мембрана подпирается пружиной и пока давление от пружины выше, чем давление масла в магистрали, контакты датчика замкнуты и индикаторная лампа горит. Когда давление масла превышает силу пружины, контакты размыкаются и лампа тухнет.

Этот тип датчика работает десятилетиями.

Вот продольный распил измерительного датчика:

Как видите, он устроен несколько сложнее, в его конструкции есть реостат, и мембрана связана с его осью механически. Естественно, при долгой работе, контакт в реостате изнашивается и стрелка падает на 0. Обычно этот тип датчиков служит 2-3 года активной эксплуатации, после у них или изнашивается реостат или продавливается мембрана….

Такой вот заговор производителей датчиков.

Как искать причину, по которой пропало давление масла в двигателе?

Тут все очень просто, если в автомобиле есть стрелочный и сигнальный индикатор давления.

Если стрелочного индикатора нет, лучше измерить давление масла механическим манометром.

Делается это вот так:

Наборы для измерения давления продаются в автомагазинах и есть в большинстве автосервисов.

Если давление масла пропадало постепенно.

Т.е. лампа давления масла, сначала помаргивала при трогании с места и на холостом ходу, потом она начала явно гореть в полную силу.

Причин такого поведения всего четыре:

  • Плохое масло;
  • Попадание бензина или антифриза в масло и его разжижение;
  • Грязь на сетке заборника масляного насоса;
  • Механический износ двигателя.

Плохое масло.

Это самая распространенная причина потери давления. Нарваться на подделку можно на любом масле, любого производителя. Относительно безопасно покупать масла «Лукойл» на их фирменных заправках т.к. эти масла не дороги и нет смысла их подделывать. Но если вы выбрали этот путь, то меняйте масло чаще.

Проверяется масло просто — если у вас есть опыт, достаточно достать щуп и растереть масло на пальцах.

В молодые годы, автор этой статьи, жил в Свердловской области в 250 км. От г. Екатеринбург. Поменял масло, и поехал. По приезду обратно давление масла в двигателе снизилось с 4 кг/см до 1.5 на 3000 оборотов двигателя, а на холостом ходу зажигалась сигнальная лампа.

Все проблемы ушли после замены масла, но максимальное давление снизилось т.к. двигатель поработал на плохом масле.

Отсюда урок — масло перед дальней поездкой лучше менять за 2-3 недели, чтобы не рисковать.

Попадание бензина или антифриза в масло.

Это вторая по распространенности причина разжижения масла. Ещё 15 лет назад, эта причина была номером один т.к. при карбюраторной системе питания, при прорыве мембраны бензонасоса, бензин напропалую бежал в масло и разжижал его. К счастью эти времена давно в прошлом.

На инжекторном моторе так бывает только тогда, когда не работает один из цилиндров, а форсунки не герметичны.

Грязь на сетке маслозаборника.

Если двигатель эксплуатировался на некачественном масле, и оно редко менялось, возможен такой вариант, когда нагар, попадая в поддон, забивает сетку масляного насоса. Выглядит это вот так:

Решение только одно — снимать поддон двигателя и чистить. А после этого, сменить тип масла и уменьшить интервал его замены.

Механический износ двигателя.

Тут без разборки двигателя и его дефектовки, установить причину будет невозможно.

Но для большинства моторов о необходимости этой процедуры говорят:

  • Пробег более 200000 км, особенно по пробкам.
  • Эксплуатация без своевременной замены масла.

Если повезёт — ремонт потребуется только масляному насосу.

Если не повезет, ремонт потребуется всему двигателю. Возможно, целесообразнее его целиком заменить на контрактный.

Если давление масла пропало сразу.

Внимание — то, что у вас загорелась сигнальная лампа отсутствия давления, не означает, что давления физически нет. Возможно, отказал датчик или переломился провод. Сначала проверьте исправность датчика и проводки. (Датчик проверяется заменой т.к. стоит копейки.)

Давление масла сразу пропадает всего по 4 причинам:

  • Срезало грани на приводе масляного насоса.
  • В открытом положении заклинил редукционный клапан
  • Забилась или лопнула главная масляная магистраль ( сталкивался на ЗМЗ 402)
  • Физически в поддоне нет масла, например, если его пробили.

Срезало грани на приводе масляного насоса.

Если долго не менять масло и довести его вот до такого состояния:

Или если нарваться на некачественное масло, то в мороз, высока вероятность поломки штока привода масляного насоса. Сам насос, зачастую, приводится в движение через шестигранник диаметром 6-8мм. Он не отличается большой прочностью и на раз ломается или закатывается при большом усилии.

Заклинил редукционный клапан в открытом положении.

Редукционный клапан — это главное устройство задающее верхний предел давления. Когда масло очень густое, например в момент запуска двигателя, оно без труда может продавить резинку под корпусом масляного фильтра или даже сам фильтр.

Сам клапан устроен предельно просто — это конус подпираемый пружиной:

Главная проблема этого клапана — масло через него идёт не фильтрованное и если малейшая песчинка или стружка попадет в клапан, он перестанет плотно закрываться и двигатель резко потеряет давление масла, особенно на горячую.

Диагностику, без снятия поддона, и разборки масляного насоса провести невозможно.

Забилась или лопнула главная масляная магистраль.

Что она может лопнуть, я видел собственными глазами. На двигателе ЗМЗ 402, с огромным пробегом, лопнула, по сварному шву, подающая трубка масляного фильтра. Но там, у системы фильтрации масла очень специфическая конструкция:

Естественно, при этой неисправности в моторном отсеке все покрылось слоем масла и не понять, что случилось, было невозможно.

Про то, что масляная магистраль может забиться, я читал только в теории. Своими глазами не видел. Сталкивался с тем, что забивало отдаленные каналы в ГБЦ, но при этом давление масла в системе оставалось, так как датчики давления стоят, в большинстве случаев, сразу после фильтра.

Нет масла в поддоне.

Если долго не следить за уровнем масла или пробить поддон двигателя ударившись днищем, возможна такая ситуация, что уровень масла снизится ниже уровня заборника масляного насоса и он просто перестанет подавать масло в систему.

Если на дорогих автомобилях есть сигнальная лампа о снижении уровня масла, на дешевых автомобилях только простой щуп.

Если вы ударились днищем, а под машиной появилась лужа масла — вызывайте эвакуатор и езжайте в сервис.

Если у вас нет привычки, раз в неделю-две, проверять уровень масла, а в процессе езды вы заметили моргание сигнальной лампы отсутствия давления, например при торможении и поворотах, остановитесь, заглушите двигатель и через 2-3 минуты, щупом проверьте уровень масла. Очень вероятно, что щуп окажется «сухим».

В этом случае можно долить масло и ехать дальше (если конечно оно у вас с собой есть).

Популярный миф — давление масла может пропасть из-за забивания масляного фильтра.

Посмотрите устройство масляного фильтра:

При забивании фильтрующей шторы грязью выше определенного предела, в фильтре просто откроется специальный клапан и масло без фильтрации и потери давления пойдет в систему смазки.

Если своевременно менять масло, эта ситуация невозможна!

Заключение.

На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы на тему почему пропало давление масла в двигателе или если вы хотите дополнить статью, пишите комментарии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: