Почему автопылесос включать при включенном двигателе - AUTOEXPERTUSA.RU

Почему автопылесос включать при включенном двигателе

Когда полезен автопылесос?

Многие автовладельцы, только купившие автомобильный пылесос, бывают разочарованы, думая, что этот аппарат должен быть сопоставим по мощности с бытовым. Это в корне неверное сравнение. Разбираемся, зачем нужен этот гаджет и какими характеристиками он должен обладать.

Мощность автомобильного пылесоса, работающего от прикуривателя, ограничена предохранителем в цепи прикуривателя: 12-вольтовое гнездо в салоне автомобиля не рассчитано на подключение более высокой нагрузки, и, как правило, защищено предохранителем на 15 ампер. Поэтому производители автопылесосов ограничиваются пределом в 100 ватт, не превышая 10 ампер потребления по току. Эта мощность ниже домашнего 220-вольтового пылесоса в 8-10 раз.

Что это означает в практическом смысле для автомобилиста? То, что автодевайс не рассчитан на работу с сильными загрязнениями. Его основное назначение – это поддержание чистоты и порядка в салоне, не дожидаясь, пока песок и пыль до основания «пропитают» ковролин на полу и креслах. При осознанном подходе к уходу за автомобилем стоваттный пылесос отлично справляется со своими задачами. Капитальная же чистка должна проводится либо на автомойке, либо в гараже мощным прибором, работающим от сети 220 В.

К нам на тест попала наиболее интересная и мощная модель автопылесоса на рынке – BERKUT SVC-800, флагманская модель в линейке автопылесосов этой марки. Рассмотрим на его примере особенности таких гаджетов.

Технические характеристики BERKUT SVC-800

  • Напряжение питания: 12 В (бортовая сеть).
  • Электрическая мощность: 100 Вт.
  • Встроенный предохранитель: 10 А (в штекере питания).
  • Мощность всасывания: > 4,0 кПа (57-60 Вт).
  • Максимальная скорость воздушного потока: 42 м/сек.
  • Объём пылесборника: 0,4 литра.
  • Степень фильтрации HEPA: H 11(95% частиц d

    BERKUT SVC-800 любопытен множеством мелких интересных деталей, делающих его эксплуатацию удобнее.

    Автомобильные пылесосы бывают как со шлангом, так и без. Последними трудно очистить все «интимные места» глубоко под креслами или в педальной зоне, а вот вариант с насадкой на удлиняющем шланге куда более «пронырливый». В SVC-800 шланг очень эластичный (что важно зимой): он представляет собой не простую дешевую «гофру» из дубеющего на холоде полиэтилена, а напоминающую силикон обтяжку поверх стальной спирали-каркаса. Шланг эластичен не только на изгиб, но и на растяжение – при длине в 0,6 метра он способен растягиваться почти до 2 метров. В транспортном же положении он полностью помещается в паз на корпусе, а стальное кольцо на конце фиксируется магнитным держателем:

    Важный элемент конструкции пылесоса – подсветка рабочей зоны, поскольку даже в солнечный день салон автомобиля изобилует затемненными уголками, где легко не заметить пыль и мусор, которые впоследствии будут раздуваться по салону вентиляцией или сквозняком при открытых дверях. В BERKUT SVC-800 подсветка реализована на батарейках, что может показаться странным для устройства, питающегося от автомобильного аккумулятора: зачем еще какие-то отдельные батарейки, которые нужно регулярно покупать и менять?!

    На самом деле все просто. Протянуть провода питания от двигателя через шланг к наконечнику – задача не самая простая и изрядно удорожающая конечный продукт. Простое компромиссное решение в виде самостоятельного фонарика на наконечнике шланга – оптимально. Отдельного выключателя у него, кстати, тоже нет – вернее, есть, но он скрытый, нажимаемый выступом на насадке, вставляемой в шланг. Установили насадку – загорелась подсветка. Сняли насадку перед тем как смотать пылесос и убрать в чехол – свет погас. Забыть его выключить, разрядив батарейки, невозможно, поскольку конструкция пылесоса предполагает обязательное снятие насадки со шланга для сматывания и помещения его в чехол. Набора же из трех дешевых батареек-«таблеток» типа LR54 хватает минимум на год регулярного использования, а замена их весьма проста.

    Без малого четырехметровый шнур питания удобно сматывается на катушку на боковине, а центральный фиксатор держит штекер, чтобы тот не болтался:

    Для хранения пылесоса в багажнике в комплекте идет прочная сумка на молнии, куда помещается сам гаджет со всеми насадками.

    Пластиковая «чека» приводит в движение шток-фиксатор, удерживающий крышку пылесборника. Чтобы опустошить накопитель от песка и пыли, нужно просто потянуть за нее.

    Правда, чтобы восстановить прежнюю эффективность всасывания, нужно после очистки пылесборника еще и продуть или промыть фильтр и его колпак. Собственно, это типовая процедура для любого пылесоса, в том числе и домашнего. На корпусе BERKUT SVC-800 имеется прозрачное окошко, показывающее наполнение отсека для пыли, но, как показало тестирование, нежелательно допускать наполнения более чем наполовину – к этому моменту фильтр заметно засоряется, и сила всасывания падает. Да и, как уже говорилось выше, регулярная уборка ухоженной машины не заполнит пылесборник даже на четверть, а серьезно засвиняченному салону 12-вольтовый аппарат и не поможет – там нужна предварительная долгая и основательная чистка мощным профессиональным пылесосом, после которого 12-вольтовый уже сможет поддерживать чистоту регулярным применением.

    Еще одна важная особенность BERKUT SVC-800 – HEPA-фильтр на выхлопе, видимый в прорезях корпуса. Эта аббревиатура (High Efficiency Particulate Air) привычна владельцам домашних пылесосов и означает дополнительную тонкую фильтрацию выходящего отработанного воздуха. Большинство автопылесосов HEPA-фильтрами не оснащается для упрощения конструкции, и в процессе работы вам приходится дышать тем, что прошло через основной фильтр и не осело в пылесборнике. Особенно неприятна в этом плане пыльца деревьев, на которую реагируют аллергики. В SVC-800 проблема очистки выходящего воздуха решена.

    В комплекте к пылесосу идут три насадки – широкая (основная для пола), узкая (для труднодоступных мест) и насадка-щетка для кресел.

    Классика жанра – «до и после»:

    Одним словом, с учетом особенностей и понимания нюансов пользоваться автомобильными 12-вольтовыми пылесосами можно и нужно. Результат их регулярного применения и чисто эстетическое удовольствие приносит, и сохраняет часть остаточной стоимости автомобиля, которая зависит от состояния салона. А отличия между салоном машины, которую пылесосят регулярно, и машины, которую чистят раз в год и напоследок – перед продажей, весьма заметны, поверьте!

    Автомобильный пылесос: полезный помощник или пустая трата денег?

    Чистота и порядок в салоне автомобиля — это, безусловно, то, ради чего можно потратить немного времени и денег. И решить вопрос уборки в салоне можно двумя способами: доверить чистку профессионалам (такую услуги представляют многие автомойки), или купить недорогой автомобильный пылесос. Но если эффективность профессиональной чистки практически не вызывает сомнений, то о пылесосах нужно поговорить особо.

    Автомобильный пылесос: что это

    Принципиально автомобильный пылесос не отличается от любых других пылесосов: аппарат создает разрежение воздуха, и за счет этого простого физического явления пыль и мелкий мусор буквально всасывается в пылесборник. Однако у автопылесосов есть и свои особенности, которые диктуются условиями эксплуатации.

    Пылесосы для автомобилей обладают компактными габаритами, в идеальном случае их масса не превосходит 1-1,5 кг, а поэтому аппарат легко и удобно держать одной рукой. Малые габариты ставят ограничение и на габариты электрического двигателя, а поэтому у автопылесосов довольно-таки низкая мощность, раз в десять меньше мощности бытовых пылесосов. И, наконец, автомобильные пылесосы комплектуются насадками, оптимизированными для уборки салона автомобиля, обивки, сидений и т.д.

    Однако и среди автомобильных пылесосов нет единообразия, все они отличаются друг от друга не только мощностью и дизайном, но и возможностями, которые получает их владелец.

    Пылесос автомобильный 12V 150W в прикуриватель (4 насадки) AIRLINE

    Пылесос автомобильный 12V 150W в прикуриватель (4 насадки) AVS

    Пылесос автомобильный 12V 150W в прикуриватель (3 насадки) AVS

    Пылесос автомобильный 12V 85W в прикуриватель (4 насадки) АГРЕССОР

    Пылесос автомобильный 12V 80W в прикуриватель (2 насадки) RUNWAY

    Пылесос автомобильный 12V 125W в прикуриватель (2 насадки) BLACK&DECKER

    Пылесос автомобильный 12V 100W в прикуриватель (3 насадки) BERKUT

    Пылесос автомобильный аккумуляторный 70W 5000Pa (2 насадки) белый BASEUS

    Пылесос автомобильный аккумуляторный 70W 5000Pa (2 насадки) зеленый BASEUS

    Пылесос автомобильный аккумуляторный 70W 5000Pa (2 насадки) черный BASEUS

    Мощность мощности — рознь

    Мы уже сказали, что мощность автомобильных пылесосов практически на порядок ниже мощности бытовых аппаратов. Если говорить о конкретных цифрах, то на рынке можно встретить пылесосы мощностью от 10-12 до 300 и более ватт, однако в среднем этот показатель составляет 80-120 атт.

    Но не спешите покупать самый мощный пылесос! Почему? Ведь логика подсказывает нам, что чем мощнее аппарат, тем лучше он должен справляться с пылью. А вот и нет, так как потребляемая мощность (читай — мощность мотора) вовсе не то же самое, что мощность всасывания. Здесь очень многое зависит от конструкции мотора и самого пылесоса, а также от сечения трубы и других конструктивных тонкостей.

    Можно ли понять по характеристикам, насколько хорошо пылесос справляется с пылью и мусором? Нет, здесь поможет только «проверка боем», а сравнение мощностей, указанных на этикетке, далеко не всегда отражает реальное положение дел.

    Миссия первая — собрать пыль

    Главная задача пылесоса проста: помочь собрать пыль и мелкий мусор с загрязненных поверхностей и труднодоступных мест. Однако разные пылесосы решают эту задачу неодинаково, хотя здесь и есть типовые решения.

    Например, практически все автомобильные пылесосы так или иначе имеют трубу (или подобие трубы), к которой можно присоединять насадки. Нужно сказать, что слишком толстая труба — это плохо, так как при равной мощности двигателя через трубы разного диаметра воздух проходит с разной скоростью. Как известно еще из школьного курса физики, в узкой трубе воздух движется быстрее, чем в широкой, однако трубе нельзя придать слишком малое сечение, иначе начнет падать эффективность всасывания. Так что производители вынуждены искать оптимум.

    А непосредственно сбор пыли и мусора осуществляется насадками. Существует несколько типов насадок: щелевидная, широкая и с щеткой. Причем насадки с щеткой могут иметь самые разные формы и размеры, а также обладать дополнительной возможностью — вращаться, благодаря чему улучшается ее способность собирать мусор (в первую очередь — шерсть и волосы).

    Миссия вторая — удержать пыль

    Просто собрать пыль — это только полдела, ведь нужно сделать так, чтобы эта пыль не вылетела с обратной стороны трубы, а была надежно заперта с возможностью последующего удаления. Обе эти задачи решаются по-разному.

    Самый простой способ — поставить за трубой, непосредственно перед вентилятором, мешок, который пропускал бы воздух, но задерживал пылинки. Именно такой конструкцией обладают самые недорогие пылесосы. В них предусмотрен мешок для сбора пыли, который периодически необходимо снимать и вычищать, либо менять на новый (это уже зависит от конкретной модели).

    В последние годы приобрели популярность пылесосы системы «циклон». В сущности, такие пылесосы очень просты: вместо мешка для пыли в них установлен цилиндрический пластиковый контейнер, в котором создается круговой воздушный поток (потому он и называется циклоном), благодаря которому пыль под действием центробежной силы оседает на стенках контейнера, не попадая в атмосферу.

    Однако этих средств не всегда достаточно, и многие пылесосы комплектуются различными фильтрами: обычными, двойными, фильтрами тонкой очистки и т.д. Но все они служат единственной цели — задержать мельчайшие пылинки, просочившиеся из циклона или сквозь поры мешка.

    Чистка: сухая и мокрая

    Многие современные пылесосы могут применяться для влажной уборки. Эта функция обеспечивается специальным фильтром, который удерживает влагу, не допуская ее проникновение к двигателю и другим компонентам пылесоса. Причем самые современные и дорогие модели могут не просто чистить влажные поверхности, а натуральным образом собирать пролитую воду и жидкую грязь. Хотя увлекаться этим не стоит, а перед началом работы нужно ознакомиться с инструкцией к пылесосу на предмет его отношения к влажной уборке.

    Питание и автономность

    Что хорошо у автомобиля, так это наличие под рукой постоянного напряжения 12 вольт. Поэтому многие производители пылесосов ничего не выдумывают, а просто комплектуют свои изделия шнурами питания с разъемом для подключения к прикуривателю. Некоторые производители идут дальше и предлагают дополнительную возможность питания пылесоса от сети 220 вольт, однако это скорее излишество, чем преимущество.

    Но большинство современных пылесосов несут на своем борту аккумуляторные батареи, полного заряда которых хватает на 25-30 минут непрерывной работы. Этого недостаточно для проведения «генеральной уборки», но для ежедневных нужд больше и не нужно.

    Что в сухом остатке

    Итак, рынок предлагает широкое разнообразие автомобильных пылесосов, и в этом разнообразии очень легко потеряться. Как выбрать пылесос? И вообще — нужен ли он Вам и Вашему автомобилю?

    Сначала ответим на второй вопрос, потому что здесь ответ очевиден: пылесос никогда не будет лишним и в ряде случаев будет просто незаменимым. Ведь с его помощью не составит труда оперативно и аккуратно собрать мусор из рассыпавшейся пепельницы, убрать вечно откуда-то берущийся песок, оседающую на обивке городскую пыль и многое другое. Уборка с пылесосом займет буквально пару минут, а ее результат будет несравненно выше, чем при использовании щетки или другого средства.

    Однако это не значит, что вопрос о профессиональной чистке отпадает сам собой. Нет! Никакой пылесос не сможет досконально вычистить салон автомобиля, а с серьезными загрязнениями (например, с грязищей после поездки на рыбалку или после продолжительного выезда за город) он вообще не справится. Поэтому периодически имеет смысл доверять автомобиль рукам специалистов, которые вычистят все до блеска и лоска.

    Вопрос выбора пылесоса для автомобиля несколько более сложен. Здесь нужно обратить внимание на несколько моментов:

    • Мощность. Чаше всего более высокая мощность говорит о лучшей способности справляться с пылью. Но это далеко не всегда так.
    • Насадки. В большинстве случаев достаточно щелевой насадки и насадки с щеткой, но несколько дополнительных насадок (широкой, для сбора мусора, с вращающейся щеткой и др.) будут только плюсом. Хотя за излишествами тоже гнаться не стоит.
    • Уровень шума. Пылесосы маленькие, но часто очень шумные. Средний уровень шума пылесосов лежит в пределах 70-80 дБ, однако сейчас можно встретить образцы с шумностью в 68-69 и менее дБ.
    • Комплектация. Речь идет не только о щетках, но и о других полезных вещах: гибкая трубка, длина шнура питания, встроенный предохранитель и т.д. Слишком бедная комплектация отнюдь не на пользу пылесосу и его владельцу.
    • Возможности. Вообще, именно на возможности нужно обращать внимание в первую очередь. Большинство пылесосов просто собирают пыль, однако многие могут применяться для влажной уборки, а иные экземпляры и вовсе можно использовать в качестве компрессора.

    Наконец, обратите внимание на цены. И именно в этот момент Вы поймете, что покупка пылесоса – это весьма полезно и выгодно. Ведь современные автомобильные пылесосы стоят от нескольких сотен до полутора, максимум — двух тысяч рублей. И лишь некоторые экземпляры дороже. А потратить тысячу рублей на чистоту и порядок в салоне автомобиля — это, согласитесь, очень легко.

    В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

    В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

    Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

    Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

    Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

    Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

    Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

    Включить автопылесос в сеть 220? Легко!

    Наверняка у каждого автовладельца имеется автомобильный пылесос, вроде как на картинке. Штука, спору нет, хорошая, позволяет оперативно поддерживать свое авто в чистоте.

    Однако, автопылесос подключается к гнезду прикуривателя и потребляет никак не меньше 5-6 ампер. Такая нагрузка для аккумулятора автомобиля совсем не подарок, и обычно все подключают автопылесос при работающем двигателе.

    Это не проблема, если машина стоит на улице, а если в гараже? И почему этот пылесос нельзя подключить к бытовой сети 220 вольт? «Стоп!» — подумал я. Ведь есть решение!

    Блок питания от компьютера — разве это не пришло вам в голову, когда вы подумали о необходимости запитать автопылесос от бытовой сети? Тем более, что у каждого, кто занимался апгрейдом своего компьютера, наверняка имеется «лишний» блок питания стандарта ATX, а если нет, то и купить его несложно, и стоит он умеренно, особенно Б/У.

    Обычно такие блоки питания обеспечивают около 20А по цепи питания 5 вольт и до 15 ампер по цепи 12 вольт. Для питания автомобильного пылесоса более чем достаточно.

    Однако, есть ряд подводных камней (а как в моем случае, так и целых валунов), о которых необходимо знать, если соберетесь воспользоваться таким блоком питания для подключения автопылесоса к бытовой сети.

    Наиболее важное: для пылесоса желательно не 12 вольт питания, а 14,4 — то самое значение, которое присутствует в бортовой сети автомобиля при заведенном двигателе. А блок питания от компьютера стандартно не позволяет получить напряжение больше 12,5 вольт (примерно) — в нем встроена защита от превышения выходного напряжения. Поэтому для получения выходного напряжения 14,4 вольта блок питания придется слегка переделать.

    В интернете полно статей с рекомендациями, как можно поднять выходное напряжение блока питания от компьютера — вы легко найдете их в гугле. Но беда в том, что в статьях приводятся рекомендации к конкретному блоку питания, который был у автора, и скорее всего ваш будет лишь похож на него, но не точной копией. Я сам убедился, что из трех имеющихся у меня БП ни один на 100% не совпадал ни с одним из тех, которые были описаны в статьях из сети.

    Более того, схемы всех типовых блоков питания очень похожи, но все-таки чрезвычайно разнообразны — и в этом вы легко убедитесь при помощи поиска. И даже если ваш БП окажется точно соответствующим какой-то из схем, можно с уверенностью утверждать, что нумерация элементов не совпадёт. В итоге, с каждым блоком питания разбираться придется индивидуально.

    Однако, я постараюсь в статье дать такие рекомендации, которые с минимумом усилий позволят вам переделать свой БП. Так как схемы блоков питания очень похожи, я буду опираться на типовые кусочки двух наиболее ходовых (т.е. подходящих для многих недорогих БП).

    Внимание! Все нижеследующие рекомендации следует выполнять с особой осторожностью, т.к. элементы переделываемого блока питания могут находиться под опасным для жизни напряжением! Соблюдайте повышенную осторожность в работе! Прикосновение к элементам блока питания допустимо не ранее, чем через 1 минуту после вынимания вилки шнура питания БП из розетки! Не работайте с БП, который подключен к сети, даже если тумблер питания выключен!

    Первая схема (откроется в новом окне) для варианта БП, в котором нет ОУ для формирования сигнала PG (power god) и для защиты от превышения выходных напряжений. Я не стал копировать эту схему к себе на сайт, т.к. все-таки не я ее составил.

    Вторая схема (откроется в новом окне) для варианта с ОУ. Есть и другие варианты, но для наших целей достаточно ознакомиться с этой парой.

    К какой из схем больше подходит ваш БП, вы легко определите после его вскрытия — если кроме TL494 больше нет микросхем — вариант 1, если есть — вариант 2. Хотя, как вы далее убедитесь, необходимости думать о вариантах практически никакой нет.

    Определим задачи нашей переделки.

    1. Нас не интересует дистанционное включение БП, пусть включается тумблером на своем корпусе.
    2. Нам не нужна защита от повышения напряжения на выходе — мы и так его завышаем, а катаклизмы от случайного повышения напряжения свыше 14 вольт коллекторному двигателю, коим является автопылесос, не грозят.
    3. Нам не нужны источники +3,3В, -12В, -5В и даже +5В — у нас не компьютер все-таки. Но источник-дежурку +5В сохраним (вдруг потом что-нибудь цифровое надумаем встроить в БП, например, вольтметр/амперметр).
    4. Нам нужно не 12, а 14,4 вольт на выходе.

    Исходя из задач и будем переделывать БП. Начать нужно с выпаивания всех проводов, идущих к разъемам питания компьютерной периферии и материнки.

    После анализа нескольких схем БП, я сделал вывод, что все защиты в БП воздействуют на 4-ю ножку микросхемы ШИМ-контроллера TL494 — вывод управления мервым временем (dead-time). Если на этот вывод подается +5В (точнее, Uref, которое берется с 14 ножки TL494), то генерация ШИМ блокируется, что равносильно отключению БП. Если этот вывод соединен с общим проводом — на выходе TL-ки будет ШИМ максимальной скважности. Чаще этот вывод соединяют с общим проводом через резистор. Аналогичным образом происходит и дистанционное включение-отключение БП — подачей или снятием напряжения на 4-ю ножку TL-ки.

    Поэтому для решения первых двух задач всего-навсего надо обеспечить отсутствие влияния на эту ножку каких-либо «посторонних» цепей, при этом задумываться о назначении и действии отключаемых цепей не стоит. На первой схеме безусловно необходимыми будут элементы R57 и C28 — цепь плавного старта, а вот все, что еще имеет контакт с 4-ым выводом, нам не потребуется. Для второй схемы лишним будет все, что находится за анодами диодов D31 и D33. Поэтому просто находим 4-й вывод TL494, отыскиваем конденсатор и резистор — как правило, они расположены недалеко от самой микросхемы. Найдя эти компоненты, определяем, как изолировать все лишнее: можно либо перерезать соответствующие дорожки, либо выпаять резисторы и диоды или перемычки. Мне больше нравится первый путь. Итак, мы должны оставить 4-ю ножку в соединении только с резистором на общий провод и конденсатором на Uref (если конденсатор не предусмотрен, значит, кроме резистора больше ничего не должно быть подключено — хотя я советовал бы добавить в этом случае конденсатор от 2 до 4,7 мкФ 50В принудительно, хуже не станет).

    Когда вы отделите мух от котлет, т.е. 4-й вывод микросхемы от лишних элементов схемы, обязательно проверьте, что БП работает — он должен стартовать сразу же после включения в сеть. Если это не происходит, значит, вы отрезали что-то не то — не беда, вы не хирург в операционной, все можно восстановить и повторить заново с большим вниманием.

    Надеюсь, вы успешно преодолели этот этап и теперь можете приступать к выпаиванию лишних компонентов из числа тех, которые обеспечивают ненужные нам напряжения. Смело выпаивайте групповой дроссель, если есть дополнительные дроссели — их тоже. Конденсаторы электролитические так же смело выпаивайте. Не спешите выпаивать маломощные диоды, да и мощные тоже: первые могут быть нужны для поддержания рабочего питания TL494, а вторые просто чрезвычайно гемморно выпаивать — пусть остаются. Резисторы пока тоже не выпаивайте.

    Настоятельно рекомендую проверять работоспособность БП после выпаивания каждых 1-2 деталей, чтобы если что — своевременно вернуть все обратно.

    В цепях фильтра +12В установлены электролитические конденсаторы на 16В — рекомендую заменить их на 25 или даже 35-вольтовые. Так как цепь +12В содержала дроссель, который вы по моей рекомендации удалили, надо восстановить статус-кво, т.е. установить дроссель, но не совсем тот, что был. Я очень рекомендую размотать снятый дроссель, а затем взять литцендрат соответствующего сечения, отмерить кусок той же длины, что и смотанный одножильный провод, и заново намотать дроссель. Если нет литцендрата, то просто возьмите 10-15 одножильных проводков типа ПЭЛ-0,1 (диаметр может быть и другим при соответствующем изменении количества проводников). Как вы понимаете, все это для уменьшения потерь из-за скин-эффекта — кому неизвестно, что это такое, рекомендую погуглить. Намотанный литцендратом дроссель впаять обратно в цепь +12В.

    Надеюсь, о сохранении элементов дежурки 5В, вы помните.

    Теперь остается добиться нужного нам повышенного напряжения. Стабилизация напряжения во всех (известных мне) схемах БП осуществляется путем подачи напряжения обратной связи с цепей +12В и +5В на 1-ю ножку TL494. Так как цепь +5В мы благополучно уничтожили, остается только обратная связь по нужной нам цепи +12В. В первой схеме за эту связь отвечает R47, а во второй — R87. В общем, внимательно изучив дорожки платы вашего блока питания, найдите тот резистор, который соединяет выход +12В с первой ножкой ШИМ-контроллера — это и будет нужный нам резистор. Выпаиваем этот резистор, измеряем его сопротивление, находим любой подстроечник с бОльшим сопротивлением (например, выпаяли 4,7К — подстроечник берем на 10К) и впаиваем его вместо прежнего. Можно последовательно с постоянным резистором из платы БП впаять подстроечник 10К. Подстроечник желательно брать многооборотный. После этой манипуляции на выходе бывшей цепи +12В появится совсем другое напряжение — вращением подстроечника нужно добиться требуемого нам 14,4В.

    На этом переделку можно считать законченной. Хотя, погодите! Рекомендую забежать в ближайший магазин автозапчастей и приобрести розетку автомобильного прикуривателя, вроде той, что на картинке. Этот прикуриватель рекомендую встроить в корпус БП, чтобы подключение автопылесоса не вызывало никаких проблем. Кстати, и подсветочка пригодится — как индикатор включения.

    Вот теперь все. Хотя, еще не совсем все — несколько фоток напоследок.

    К сожалению, намотанный мною литцендратом дроссель я не сумел впихнуть под радиатор, а разбирать все поленился. Поэтому вы можете видеть тот же самый дроссель, что и был в цепи 12В. Проверка включенным пылесосом в течение 20 минут показала, что дроссель нагрелся до 82 градусов, а радиаторы были едва теплыми — около 34 градусов. Я считаю, результат достигнут. На фото крупным планом вы можете видеть многооборотный подстроечник, приклеенный термоклеем к конденсатору. Конденсатор огромный не потому, что емкость большая — всего 1000 мкФ 35 вольт, просто другого не было.

    Сила всасывания

    Главное в этом «гаджете», как, впрочем, и в его домашнем собрате, не цена, не удобство пользования, не мощность мотора, а мощность всасывания. Хотя, конечно, и все перечисленные качества сбрасывать со счетов нельзя. Но только последний параметр обеспечит в конечном счете качество уборки. При этом многие производители скрывают его. Но если учесть, что для обычного пылесоса этот показатель считается хорошим при значении 350-400 Вт, то для его автоаналога замечательный результат — 50 Вт.

    Однако если вы хотите получить все и сразу, готовьтесь к немалым тратам. Хотя стоит ли иметь в своем автохозяйстве пылесос за без малого 12 000 рублей — вопрос весьма спорный. Однако на рынке есть и такие предложения. От фирмы «Цептер», например. Мини-пылесос без шнура «Zepter TURBOhandy 2 в 1» не только идеально «вылижет» автомобиль, но и доставит эстетическое удовольствие от работы с ним. Он состоит из основного вертикального пылесоса огромной мощности и способен очистить любые по размеру поверхности (как маленькую комнату, так и целый дом!). Крошки и мелкий мусор в салоне автомобиля, пыль, кусочки пищи, пластилин, волосы и шерсть вакуумный очиститель всасывает на раз и пригодится для уборки не только собственно автомобиля, но и всего гаража.

    При этом вертикальный большой пылесос превращается в компактный пылесборник буквально (и тут производитель ни чуточки не лукавит) в одно движение. Удобно, что устройство работает без проводов — прибор просто ставится на базу для подзарядки. Минимизирована и возня с пылесборниками — никаких тканевых или бумажных мешков. Нажимаете кнопку, снимаете контейнер для пыли, выбрасываете содержимое и ставите на место. Правда, весит пылесос около 3,5 кг и если вы хрупкая дама без гаража, где пылесос можно хранить и заряжать — он, наверное, все-таки не для вас.

    Возможно, лучше присмотреться к изделию российского производства по весьма сходной цене в 1445 рублй. Автомобильный пылесос «Agressor AGR-150». Несмотря на небольшие габариты, «вооружен» мощным мотором, который вкупе с особой конструкцией пылесоса и любопытной технологии фильрации «Смерч» дает неплохой результат уборки. В процессе работы возникает сильный вихревой поток воздуха, засасывающий внутрь всю грязь и пыль с огромной силой. Частицы пыли и мусора закручиваются в идеальную воронку с невероятной скоростью, не имея ни малейшего шанса «сбежать» наружу. Центробежная сила вихревого потока отбрасывает грязь и пыль от центра вращения, позволяя фильтру всегда оставаться чистым. Он не забивается, а значит, что очень важно, мощность всасывания не уменьшается со временем. Питается от прикуривателя, не требует чистки фильтра, имеет пять дополнительных насадок и пятиметровый шнур.

    Но если говорить о насадках, позволяющих добраться до самых труднодоступных мест и удалить грязь с любого покрытия, то тут фору любому конкуренту даст линейка пылесосов от известного американского производителя электрического инструмента «BLACK AND DECKER». Тут и узкие насадки, и насадки-щетки, и удлинительные шланги, и насадки-щетки для чистки ковриков и обивки сидений, и выдвижные узки насадка для уборки в труднодоступных местах. Конечно, их число зависит от выбранной модели, но в любом случае комплектация не разочарует. Автопылесосы этой фирмы работают от прикуривателя (при этом производитель предупреждает, что использовать прибор нужно при выключенном двигателе не более 30 минут). Два или три фильтра, используемые в конструкции, после работы лучше промыть. Весят пылесосы от «BLACK AND DECKER» по разному — от 1 кг. Модель, протестированная «АвтоВзглядом» после покорения бездорожья на одном из редакционных внедорожников, показала себя с самой лучшей стороны — и с крупной грязью, и с мелкой пылью справилась на отлично. Что не удивительно, поскольку в последних поколениях «блэкдеккеровских» автопылесосов используется технология «циклон»: внутри пылесборника создается центробежная сила, отбрасывающая пыль и грязь к его стенкам, не давая прилипать к фильтру, что и позволяет сохранять довольно хорошую силу всасывания на протяжении долгого времени работы. Цена — от 1400 до 5000 рублей.

    Высокая мощность всасывания характерна и для пылесосов, продающихся под торговой маркой «Autolux». Здесь, как и в случае с предыдущим участником обзора, используется технология Сyclone. Большая часть пыли и грязи центробежной силой отбрасывается на стенки пылесборной камеры, а не оседает на защитной сетке фильтра. Благодаря этому уменьшается трение воздуха в фильтре и повышается мощность всасывания (действительно впечатляющая на начальном этапе, но сходящая практически на нет в конце работ). Фильтрующие сетки дольше остаются чистыми, а двигатель хорошо охлаждается всасываемым воздухом. Правда, пылесосы бренда не могут похвастаться обилием насадок — их, как правило, две-три.

    Автопылесосы стоимостью до 1000 рублей мы даже рассматривать не рекомендуем.

    Как выбрать автопылесос

    Как выбрать автопылесос

    Автомобиль уже давно перестал быть роскошью и перешёл для многих семей в стадию «необходимость». Однако владение автомобилем накладывает определённые обязательства — ведь машина постоянно требует не только бензина и налогов, но и чистоты как внешней, так и внутренней. Вместе с тем, поддержание в своей машине чистоты и порядка — и радость, и обязанность одновременно. Городская пыль, песок, мелкие бумажки, крошки асфальта и даже (о, ужас!) пепел. Если в семье есть дети или животные, и в салоне установлено ещё и детское кресло, то загрязнений станет ещё больше: шерсть, крошки от печенья, рассыпанные чипсы или попкорн, фантики от конфет, разлитый сок или газировка и даже ценнейшие камни, найденные крохой на ближайшем газоне (и перекочевавшие в укромное местечко салона, которое может найти только профессиональный таможенник).

    Вопрос чистоты решается по-разному: кто-то предпочитает для внешнего и внутреннего клининга использовать автомойки, другие заботятся о своём авто лично, а иные вообще никак не убираются в автомобиле. Вот для тех, кто взял уборку машины в свои руки, мы и рассмотрим, какие бывают автопылесосы, и чем они отличаются друг от друга.

    Пылесборник

    Модели, предназначенные для автомобилей, по конструкции фильтров бывают двух видов: контейнерные и циклонные.

    В первых воздух с мусором продувается компрессором через тканевый или синтетический фильтр (иногда пластиковую сетку), в котором и остаётся весь мусор.

    Такая классическая схема была популярна долгие годы.

    Достоинства: простота, дешевизна, маленькие габариты;

    Недостатки: зависимость силы всасывания от заполненности фильтра, негигиеничность при его вытряхивании, малый ресурс самого фильтра, шумность и др.

    В моделях второго типа воздух с мусором принудительно закручивается в спиральный вихрь и весь мусор прижимается к стенкам, а затем падает под собственным весом на дно.

    Модели на такой схеме придуманы и эксплуатируется давно, но к недавнему взрывному росту продаж привели удачные образцы английского инженера Джеймса Дайсона.

    Достоинства: постоянная мощность всасывания, отсутствие мешков, лёгкость обнаружения потерянных мелких вещей (контейнер прозрачный), меньшая шумность;

    Недостатки: сложность, отсутствие регулировки мощности, необходимость частого опорожнения контейнера с пылью, повышенный расход фильтров тонкой очистки.

    Ремарка. Оба типа фильтров в автомобильном исполнении в части сепарации мелкодисперсной пыли, конечно же, проигрывают полноразмерным собратьям, но так как водитель изначально находится в сильно запылённой среде, которая отличается от квартиры или офиса, то сосредотачивать внимание на этой особенности компактных пылесосов при выборе не стоит.

    Мощность

    Потребляемая мощность автопылесосов в 10-20 раз меньше, чем у привычных бытовых домашних моделей. То есть, они никогда не смогут сравниться с полноценными аппаратами, питающимися от 220V.

    Полезная мощность (мощность всасывания) зависит от множества параметров, таких как: мощность двигателя, количество степеней очистки, диаметр и длина шланга, форма насадки и, в любом случае, в 10-20 раз меньше, чем у полноразмерных моделей.

    Стоить помнить, что автопылесос всё же не предназначен для полноценной очистки салона и не может конкурировать с профессиональными пылеводососами, моющими пылесосами и отпаривателями на станциях техобслуживания. У этих аппаратов разный круг задач — автомобильный вариант призван навести внешний лоск, марафет, быстро и просто ликвидировать мелкие загрязнения, снять пыль и минимизировать неосторожности с едой и т.д. Если заранее знать о такой особенности прибора, то он станет долгожданным и очень полезным помощником водителя.

    В попытке хоть как-то увеличить производительность часто стала применяться двухдвигательная схема, где второй моторчик встроен в турбощётку — но это помогает лишь на тканевых покрытиях.

    Ремарка. Азиатские производители, как правило, указывают потребляемую мощность, а европейские — полезную (мощность всасывания). С последней также не всё так однозначно, так как никакого общемирового стандарта на такие измерения не существует. Одни измеряют этот показатель с фильтрами, насадками и шлангом, а другие без всего этого. В итоге результаты отличаются порою в несколько раз. То есть значение этого параметра зачастую необъективно и искажает результаты прямого сравнения разных моделей.

    Питание

    Традиционно автомобильные пылесосы подключаются к бортовой сети автомобиля 12 V, а большинство имеют возможность работы и в сети 24V (грузовики).

    Длины штатного провода (2,5 м., 3,5 м, 4 м, 5 м), как правило, хватает для уборки салона, а в хэтчбеках и универсалах ещё и багажника.

    По мере совершенствования аккумуляторов в части увеличения ёмкости и мощности отдачи энергии многие бытовые приборы стали автономными. Наконец, очередь дошла и до пылесосов. Только теперь переносной аккумуляторный пылесос потерял узкую домашнюю специализацию и стал универсальным: то есть один и тот же аппарат применяется везде, где нужна очень высокая скорость готовности к работе и не требуется большая производительность: в автомобиле, на кухне, в домашней мастерской, заполнив таким образом нишу между веником и полноразмерным пылесосом.

    Время работы переносных моделей ограничено и, как правило, составляет 10-20 мин, что при их специализации и скромных возможностях вполне достаточно.

    По силе всасывания аппараты, питающиеся от бортовой сети, и аккумуляторные, чаще всего равны, так как двигатели и тех и других работают от схожих источников 12-24 V.

    Насадки в комплекте

    Различные насадки — крайне необходимый аксессуар, ведь в таком маленьком объёме как внутрисалонное пространство сосредоточены десятки различных по структуре материалов от железа и пластика, до резины и ткани. Относительная чистота и грязь, особенно в дождливый сезон, могут находиться в паре сантиметров друг от друга, а природные загрязнения часто накладываются на технические в виде самых различных продуктов переработки нефти. Все эти загрязнения требуют различных методов и средств уборки.

    Насадки бывают как активными, то есть имеют в своём составе дополнительный двигатель, так и пассивными — представляют из себя пластиковые детали различной формы.

    Упрощённые модели автопылесосов имеют в комплекте 1-2 насадки, а иногда поставляются и без них. Более продвинутые обладают набором из нескольких востребованных щёток и насадок, таких как: автомобильная щётка, малая щелевая щётка, турбощётка, щелевая насадка, щётка с широким носиком, щётка для пыли, щелевая щётка, щелевая насадка. Для уборки в углах, узких щелях и труднодоступных для ручной обработки местах помогут щелевые насадки, под сиденьями — гибкие, в багажнике — плоские, для обивки сидений — электрощётка, внутри воздуховодов — с широким носиком, для удаления засохшей грязи — с жёстким ворсом, для пыли — с мягким ворсом, для ворса на напольных ковровых покрытиях — зубчатые, для защиты тканевых покрытий от задиров — резиновая, для забора жидкостей — силиконовая, для шерсти и волос — турбощётка и т.д.

    Стоит сказать и о моделях, имеющих режим влажной уборки. Эту возможность им дает особое устройство корпуса, при котором жидкость отделяется от твёрдых загрязнений (в небольших объёмах, конечно же) и не попадает в двигатель.

    Ещё одна специфическая насадка — шланг. Большинство моделей производятся без него, а воздухозаборником является корпус. Продвинутые и дорогие модели могут комплектоваться шлангом, что существенно увеличивает комфортность работы, но при этом снижается мощность и разрастаются габариты устройства.

    Диапазон цен

    (деление весьма условное)

    — до 1 000 руб. — самые простые модели с питанием от бортовой сети автомобиля, мощность всасывания достаточно скромная, насадок — необходимый минимум, габариты позволяют в зависимости от модели автомобиля убрать его под сидение или в бардачок. Подойдут для текущей оперативной уборки и наведения повседневной чистоты, при условии, что автомобиль периодически подвергается профессиональной клининговой обработке;

    — 1 000 — 4 000 руб. — продвинутые модели с питанием от бортовой сети, со средней мощность всасывания, чаще всего сумкой для хранения и большим комплектом насадок различных специфических форм (в том числе и шлангом) для обработки широкого перечня поверхностей, также в эту группу входят пылесосы — гибриды, совмещённые с компрессором или фонарём. Габариты обычно больше среднего, что предполагает хранение в багажнике. Подойдут для углублённой и тщательной обработки салона. Значительно продлевают время (в сухой сезон) между комплексными профессиональными чистками;

    — от 4 000 руб — универсальные аккумуляторные модели для применения как в быту, так и в автомобиле. Мощность всасывания средняя. Набор насадок обычно большой.

    Что будет дальше?

    Прогресс всё время идёт и производители аксессуаров для автомобилей постоянно ищут новые идеи в своей сфере. Одним из удачных вариантов, уже воплощённым в действующую модель, стал встроенный в корпус машины автопылесос. Длины его шланга достаточно для уборки всего салона и багажника. Сам аппарат имеет рекордно маленькие габариты и устанавливается за боковую обшивку багажного отсека. Там же находятся и эргономичные ниши для насадок и шланга. Продумана и быстрая очистка контейнера с мусором. Производитель считает, что такой вариант будет очень востребован и растиражирован во всём мире. Что ж посмотрим.

    Ну, а пока в наших автомобилях штатный встроенный пылесос отсутствует, стоит всё же присмотреться к классическим проверенным вариантам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: